02.12.2024
Речевая готовность к школе ребёнка с нарушением зрения и речи ‼Готовность ребёнка к школе складывается из определённого уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовность к произвольной регуляции поведения. Речевая готовность ребёнка к школе – важное условие успешного обучения. Речевая готовность – это совокупность навыков и умений, необходимых для успешного освоения школьной программы. Она включает: • Понимание речи: ребёнок должен понимать инструкции, вопросы и смысл рассказов, сказок. • Умение выражать свои мысли: умение высказывать свои мысли, составлять связные предложения, пересказывать, задавать вопросы. • Словарный запас: наличие достаточного количества слов для описания окружающего мира, действий и признаков (большой, маленький, быстрый и т.д.). • Фонематический слух: способность различать звуки речи. Что важно для обучения чтению и письму. • Правильное звукопроизношение. Нарушения зрения могут замедлить развитие речи из – за ограниченного восприятия окружающего мира. Известно, что наибольшее количество информации об окружающем мире к ребенку во время его развития поступает через орган зрения. Заболевание глаз у детей, сопровождающиеся выраженным падением зрения, иногда вплоть до полной слепоты, в значительной мере ограничивают возможности ребенка. Они отрицательно влияют на его общее развитие, отражаются на психоэмоциональном состоянии, особенно в тех случаях, когда потеря зрения возникла в очень раннем возрасте и имеет выраженный характер. К детям с нарушением зрения относятся разнообразные группы дошкольников с разной степенью утраты зрения, многообразием клинических форм. Наиболее распространенной формой детской глазной патологии в дошкольном возрасте являются амблиопия и косоглазие, характеризующиеся разной степенью нарушения остроты зрения, бинокулярного зрения, фиксации взора и других функций зрительной системы. Одно из особенностей детей с нарушением зрения является нарушение зрительного восприятия. Для успешной подготовки ребёнка с нарушениями зрения и речи к школе важно учитывать его индивидуальные особенности и работать над следующими аспектами: 1. Расширяйте словарный запас ребёнка через игры и занятия. Игры на классификацию: «Я знаю 5 названий деревьев (цветов, животных, птиц и т.д.). «Четвёртый лишний». «Один – много» и т.д. Используйте тактильные и аудиальные средства: предметы,звуки,описания. Игры: «Волшебный мешочек». «Угадай, что звучит». «Магазин» и т.д. Игры оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия. 2. Формируйте грамматический строй речи. Играйте в игры на составление предложений: «Кто что делает?» - ребёнок называет субъект действия и его действия: «Мальчик читает», «Собака бежит» и т.д. Упражняйтесь в использовании предлогов: «Положи мяч под стол», «Книга на полке», «Заяц выглядывает из – за дерева». 3. Развивайте связную речь. Читайте ребёнку короткие рассказы и обсуждайте их. Задавайте вопросы: «Что произошло сначала?», «Чем закончилась история?». Учите пересказывать услышанное или увиденное. 4. Развивайте фонематический слух. Играйте в игры на различение звуков: «Что слышишь?». «Придумай слово на звук [М]. Выполняйте задания на подбор рифм: «Мяч – грач». «Кошка – ложка», «Зайка – майка». 5. Работайте над правильным звукопроизношением. Используйте артикуляционные упражнения, которые рекомендует логопед. Упражняйтесь в постановке и автоматизации звуков в словах и предложениях. 6. Развивайте мелкую моторику. Мелкая моторика тесно связана с развитием речи. Занимайтесь с ребёнком лепкой, рисованием, играми с конструкторами. 7. Взаимодействуйте с педагогами и специалистами. Регулярно посещайте логопеда и тифлопедагога. Эти специалисты помогут разработать индивидуальный план коррекционной работы, учитывающую особенности вашего ребёнка. 8. Создавайте благоприятную эмоциональную обстановку. Поддерживайте уверенность ребёнка в себе. Проводите занятия в игровой форме, чтобы ребёнок получал удовольствие от обучения. Помните‼ Речевая готовность – это результат совместной работы родителей и специалистов. Успешная адаптация к школе зависит от комплексного подхода. Ваша поддержка, внимание и систематическая работа помогут ребёнку преодолеть трудности и успешно начать школьное обучение. Материал подготовлен учителем-логопедом Валюховой Валентиной Александровной в рамках «Марафона педагогических идей» Методического объединения педагогических работников дошкольных образовательных организаций города Екатеринбурга, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с нарушением зрения. #МОнарушениезрения #МБДОУдетскийсад46 #детскийсад46 #МБДОУ46 #ленинский #ленинскийрайон