Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ..................................................................................................................3 1.1. Пояснительная записка ........................................................................................................3 1.1.1. Цель и задачи ………………………………………………………………........................4 1.2. Основные принципы……………………………………………………………………….4 1.3. Планируемые результаты освоения программы…............................................................5 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ .............................................................................................7 2.1. Описание образовательной деятельности…………………………..………………..…..7 2.2. Формы, методы и средства…………………………………………………………..…….7 2.3. Возрастные особенности ………………………………………………………….………7 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ..........................................................................................9 3.1. Психолого-педагогические условия………………………………………………………9 3.2. Комплексно - тематический план .......................................................................................9 3.3. Материально-технические условия реализации программы...........................................11 3.4. Методическая литература …………………………………………………………….….12 2 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Направленность (профиль) общеразвивающей программы – социально-гуманитарная. Форма обучения – очная. Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 1.5 до 8 лет в рамках дошкольного образовательного учреждения. Игровые ситуации проводятся в течение учебного года 1 раза в день, в вечерние часы с 18.00 до 19.00. С сентября по август, включительно. Образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. Формы организации образовательной деятельности – групповая. Максимальное количество обучающихся в одной группе – 15 детей, минимальное – 1 ребенок. Программа разработана на основании законодательных и нормативно - правовых документов: 1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. 2. Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 « Cанитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28, (далее - СанПиН) 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). 6. Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от от 5 мая 2018 г. N 298н. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 7. Письмо МОиН РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Игра необходима в системе дошкольного воспитания, ведь она является основой любой деятельности ребёнка этого периода жизни. Главная функция игры развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка. Игра наиболее доступный и интересный способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. В основу развивающих игр положены два принципа обучения – это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: во-первых, развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста, во-вторых, их задания ступеньки всегда создают условия для опережения развития способностей, в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребёнок развивается наиболее успешно, в-четвёртых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества, в- пятых, играя в эти игры с детьми взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение сдерживаться, не мешать ребёнку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, воображение, речь, способность предвидеть результаты своих 3 действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, «творческим складом мышления». Новизна программы заключается в упорядочивании и систематизации игр для детей дошкольного возраста. Она включает развивающие, музыкальные и подвижные игры, которые носят занимательный характер, способствуют развитию общефизических качеств и настраивают ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. Актуальность данной программы обусловлена необходимостью планомерного развития игровой деятельности детей, которая совершенствует коммуникативные навыки, необходимые каждому ребёнку для нормального общения. Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании игровых способностей детей, как гарантии его всестороннего развития. Единство и взаимосвязь успешности игрового взаимодействия и социального становления ребенка, развитие ребенка в детской организации посредством игры представляется как процесс вхождения в новую социальную среду, освоение новой социальной роли в обществе. Обучение специальным умениям и навыкам игры включает в себя системно–деятельностный подход, который позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать условия для формирования социального становления ребёнка. 1.1.1. Цель и задачи. Цель: Развитие познавательных способностей и игровых умений. Задачи: 1. 2. 3. 4. Учить детей играть, выполняя правила игры. Развивать речь, память, внимание, воображение. Воспитывать любознательность. Формировать социальное становление детей. 1.2. Основные принципы построения программы Принцип научной обоснованности и практической применимости, где содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогике. Принцип соответствия содержания программы критериям полноты, необходимости и достаточности позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, при реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей в данный возрастной период. Принцип занимательности. Учитывая несформированность познавательной деятельности ребёнка, этот принцип необходим для вовлечения его в целенаправленную деятельность, формирования желания выполнять предъявленные требования и стремления к достижению конечного результата. 4 Принцип сотрудничества. Позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощённости. Принцип культуросообразности. Предполагает опору в воспитании и развитии детей на общечеловеческие ценности (добро, милосердие, любовь и др.) 1.3. Планируемые результаты освоения программы: - Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. - Приобретение теоретических знаний и практических навыков игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения). Планируемые результаты: Научить детей общению со сверстниками, научить контролировать своё поведение, подчиняясь правилам игры. Развить у детей творческое воображение, сообразительность, волевые качества, игровую фантазию. К концу года обучения у детей сформированы: Обучающие • • • • • • • • основные правила игр; названия 2-3 любимых игр; 2-3 считалки; время суток (утро, день, ночь); времена года; основные цвета; понятия овощи и фрукты; геметрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал). Уметь: • владеть элементарными приёмами проведения игр; • различать время суток; • различать времена года; • называть основные цвета; • отличать овощи и фрукты; • отличать домашних животных от диких; • различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал); ритмичную и спокойную музыку. Обучающие К концу года обучения могут знать: • правила проведения подвижных и музыкальных игр; • соотношение между различными величинами однородных предметов. • 4-8 названий подвижных игр; • 4-5 считалок; • название профессий; 5 различать • • • • • понятия «больше», «меньше», или «равно»; основные цвета спектра; понятия «узкий», «широкий», «далёкий», «близкий», «длинный», короткий»; знать и различать понятия громко и тихо; дни недели. уметь: • владеть основными приёмами проведения подвижных игр; • группировать предметы по общему признаку; • различать высоту и силу звука; • улавливать смену настроения в музыке. Сформированы: • элементарные навыки проведения игр. Развивающие • способность самостоятельно учитывать выделенные педагогом указания по проведению игры; • совместное игровое творчество детей и взрослых; • мотивация детей к дальнейшему овладению различными играми. Воспитательные • представление о важности для здоровья подвижного образа жизни; • устойчивый интерес к играм; • трудолюбие, любознательность, уважение к товарищам. 6 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Описание образовательной деятельности. Форма обучения – очная. Формы организации образовательной деятельности – групповая. Максимальное количество обучающихся в одной группе – 15 детей, минимальное – 1 ребенок. Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 1.5 до 8 лет в рамках дошкольного образовательного учреждения. Игровые ситуации проводятся в течение учебного года в вечерние часы с 18.00 до 19.00. С сентября по август, включительно. Образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. В программе представлены развивающие, музыкальные, подвижные игры, способствующие творческому, эстетическому, умственному и физическому развитию воспитанников. Они развивают логическое мышление, слуховое внимание, цветовое восприятие, память, двигательные и творческие способности воспитанников, способствуют воспитанию социально – адаптированной личности. Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой предмета, позволяет детям, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через игровую деятельность. Такой подход к обучению интенсифицирует развитие детей, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую инициативу, способствует успешной социализации. 2.2. Формы, методы и средства. Формы занятий: беседа, игровые занятия. Формы обучения: • игры, загадки, считалки, скороговорки. • практические упражнения для отработки необходимых навыков. Методы обучения: • Групповой. • Практический. • Наглядный. 2.3. Возрастные особенности. Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста от 1.5 до 8 лет. Для них в это время основными видами деятельности является игра. Дети дошкольного возраста очень эмоциональны, легко отвлекаются от не интересной для них работы. Они обладают достаточно хорошей памятью и это, в первую очередь, касается 7 механической памяти. Поэтому задания даются таким образом, чтобы они были понятны для восприятия, занимательны и имели окончательный результат уже на самом занятии. Постепенно усложняя задания стараться создать желание двигаться вперед, не боясь неудач. Важным мотивом в развитии дошкольников являются сознательная постановка цели для достижения успеха и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться этой цели. Самостоятельность дошкольников сочетается с их зависимостью от взрослых. При обучении следует обращать внимание на то, чтобы воспитание самостоятельности и пока еще зависимость от взрослых были взаимно уравновешенными. Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений воспитателя. Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил. 8 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 3.1. Психолого-педагогические условия. • уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; • использование в образовательной деятельности форм и методов работы с дошкольниками, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия педагога с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; • поддержка положительного, доброжелательного отношения дошкольников друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; • • • поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников; возможность выбора детьми видов активности; защита детей от всех форм физического и психического насилия. 3.2. Комплексно – тематический план. Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений воспитателя. Игровые ситуации проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил. Вводное занятие (1 ч.) Теория: Знакомство с предметом, с правилами поведения на занятиях. Практика: проведение игр: «Знакомство», «Клубочек». 1. Развивающие игры (30 ч.) 1.1. Обучающие игры (8ч.) Теория: Ознакомление с понятиями «время суток». Знакомить с правилами дорожного движения. Беседы о животных. Загадки про животных, прослушивание считалок. Отгадывание загадок. Знакомство с правилами игры. Практика:Проведение игр:«Зайки»,«День – ночь», «Кто как ходит?», «Где живут животные?», «Закончи фразу», «Летает – не летает», «Светофорчик». 1.2. Логические игры (6 ч.) Теория: Ознакомление детей с понятиями «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные».Отгадывание загадок. Знакомить с правилами игры. 9 Практика: Проведение игр: «Угадай предмет», «Правильно-неправильно», «Что сначала, что потом?», «Чей хвостик?», «Найди вторую половину», «Кто, что делает?». 1.3. Игры, развивающие слуховое восприятие (3 ч.) Теория: Познакомить детей с понятиями «тихо» и «громко», «ритм», «шепот», заучивание стихотворений, знакомство с правилами игры. Практика: Проведение игр: «Похлопаем – потопаем», «Отгадай звуки», «Прислушайся к миру», «Солнце или дождик», «Кто внимательный?». 1.4. Игры, развивающие цветовое восприятие (3 ч.) Теория: Познакомить с основными цветами. Отгадывание загадок. Знакомить с правилами игры. Практика: Проведение игр: «Третий лишний», «Вспомни, как было», «Цветиксемицветик», «Детки в клетке», «Ловим мышек», «Догадайся», «Какой цвет любимый», «Не пропусти», «Овощи и фрукты», «Раз, два, три – свой дом ищи!» 1.5. Игры на восприятие формы и качеств величины (3 ч.) Теория: Знакомить с понятиями «геметрические фигуры», «одинаковые формы», «длинный», «короткий», «большой», маленький».Знакомство с правилами игры. Проведение игр: «Каким оно бывает», Волшебный мешочек», «Построй башню», «Волшебные коробочки», «Мама и дочка». 1.6. Игры, развивающие память и внимание (3 ч.) Теория: Знакомство с правилами игры. Практика: Проведение игр: «Весёлая путаница», «Найди отличия», «Летает - не летает», «Съедобное или несъедобное». 1.7. Игры, развивающие речь, мышление (3 ч.) Теория: Прослушивание потешек, стихов. Отгадывание загадок. Знакомство с правилами игры. Практика: Проведение игр: «Пальчики», «Снежинки», «Рифмовалки». 2. Музыкальные игры (9 ч.) 2.1. Игры, способствующие развитию образного мышления (3 ч.) Теория: Раскрыть понятие «превращение», «фантазия», прослушивание считалок. Отгадывание загадок. Знакомство с правилами игры. Практика: Разучивание считалок. Проведение игр: «Играем в превращения», «Лесная тропинка», «Зайчик». 2.2. Игры, направленные на развитие музыкальной памяти (3 ч.) Теория: Прослушивание детских песен об игрушках и из мультипликационных фильмов. Знакомство с правилами игры. 10 Практика: Проведение игр: «Отыщи игрушку», «Музыкальная гостиная», «Внимательные ребята». 2.3. Игры, направленные на развитие творческих способностей (3 ч.) Теория: Прослушивание весёлой и ритмичной музыки. Отгадывание загадок. Знакомство с правилами игры. Практика: Проведение игр: «Музыкальная мозаика», «Танец – импровизация». 3. Подвижные игры (34 ч.) 3.1. Подвижные игры в помещении (24 ч.) Теория: Проведение бесед: « Где живут дикие животные?», «Где живут насекомые?», «У медведя во бору», «Явления природы». Отгадывание загадок. Знакомство с правилами игры. Практика: Разучивание считалок и коротких стихов. Проведение игр: «У медведя во бору», «Щука», «Пчёлки и ласточка», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Курочка-хохлатка», «Через ручеек», Заяц», Пёс Барбос». 3.2. Подвижные игры на свежем воздухе (10 ч.) Теория: Беседы о времени года, погоде. Отгадывание загадок. Знакомство с правилами игры. Практика: Разучивание считалок и коротких стихов. Проведение игр: «Не урони мяч», «Мой весёлый звонкий мяч», «Бездомный заяц», «Вороны», «Карусель». 4.Предметно-практическая деятельность (4 ч.) Участие в праздничных и игровых представлениях: «Волшебница осень», «Здравствуй, елочка, мой друг!», «Вот какие наши мамы!», «Никто не забыт и ничто не забыто». 3.3. Материально-технические условия реализации программы. • Для построения эффективного образовательного процесса следует иметь специальное помещение (группа) оборудованное по всем необходимым требованиям СанПиН • Мебель, соответствующую возрасту детей. Обязательное условие - использование современных ТСО. • Учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста, используемая на занятиях наглядность должна быть разнообразной, яркой, доступной по содержанию. • В качестве обязательных учебных принадлежностей необходим демонстрационный материал (картинки с изображением диких и домашних животных, времён года, время суток, растений и т.д.). • Раздаточный материал: карандаши цветные и простые, листы бумаги, различные геометрические фигуры. 11 • Игровой и спортивный инвентарь: бубны, маски, колокольчики, различные игрушки (собачки, куклы, мишки и т.д.), кубики, кегли, обручи, прыгалки, мячи и др. • Дидактические и настольные игры. • Комплект методической литературы. 3.4. Методическая литература. 1. 50 развивающих игр / Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития , 2007. 2. 500 игр и заданий для чудо воспитания/ В.Надеждина. – Минск: Харвест, 2008. 3. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России от традиционной педагогики к педагогике развития.Внешкольник 1997, №9. 4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1997. 5. Белошистая А. Задания, развивающие образное мышление // Дошкольное воспитание.- 2010.- № 4.- с. 12