o6 pasoeaTeJlbHoe yqpe?KAeHl{e MynuUnIIaJIbHoe 6roAxernoe A0III KoJIbHoe AercKI'Ifi caA Ns 46 y:r-' Ara.ueN'luxa [ocroBCKOfO' A' 10' 620146,Poccufrcras oelepaqul, t. Ercateprzn6ypr, t.n./4u*., 8(343) 267 -07 -77' 261 -47 -33 - mdou46@eduekb'ru, 46'tvoysadik' ru IIPI,IH'ITO J\b llerarorraqecKnM coBeroM MEIOY - Aercrnfi caa Ns 46 flporoianrycra2023 rorc AOII OIHUTE JIbHA-fl OE 46 AKOBA l> cemx6pt2023 IIIE O EPA3 OBATE JIbHA-fl OBIIIEPA3BIIBAIOIIIA-fl UPOI PAMMA CTII c orlr{AnbHo-rlEAAf orI,ItIE CKOfr HAIIPABJIEHHO HEfrPOPA3BI,IBAIIIKII (a,rq trereft 5-7 lrer) CPorc PeaJllr3alrrru: 1 roA Cocraeurem: lleAaror AoIroJIHI4TeJIbHoro o6pa:onaHur, f alrauras Orrrra BuxroPonna r. Exarepr,rn6YPr, 2023 rol СОДЕРЖАНИЕ Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1.1 Пояснительная записка 3 1.2 Цель и задачи 5 1.3 Содержание программы 6 1.4 Планируемые результаты 7 1 2 Комплекс организационно – педагогических условий 2.1 Условия реализации программы 3 8 8 Формы аттестации 9 3.1 Оценочные материалы 9 3.2 Задания для диагностики развития межполушарного взаимодействия 9 3 4 Перспективный Список литературы 12 34 2 1 Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Нейроразвивашки» (далее – Программа) является нормативно - управленческим документом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада № 46 (далее – МБДОУ). Программа описывает курс активизации полноценной работы левого и правого полушарий головного мозга у детей старшего дошкольного возраста, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Представляет собой систему организации образовательной деятельности педагога с воспитанниками в рамках образовательных областей «Познавательное развитие», «Социальнокоммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Основанием для разработки Программы являются нормативные правовые документы: Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021) Приказ Минтруда РФ от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам...» Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования (новая редакция) Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» Конвенция о правах ребенка 3 Примерные требования к дополнительным образовательным программам 06-1844 от 11.12.2006 В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание у детей следующих патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем, снижение иммунитета. Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции и т.д. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму. Приоритетное участие нейропсихологии — науки о формировании мозговой организации психических процессов человека в решении широкого круга дизонтогенетических проблем обусловлено в первую очередь удручающими реалиями процессов развития в современной детской популяции. Нейропсихологический анализ проблем отклоняющего развития, активно развивающийся в нашей стране с начала 1980-х годов, сразу зарекомендовал себя как наиболее надежный и продуктивный. Это закономерно, поскольку в его основе лежит мощная методологическая и научно-практическая база, разработанная в общей нейропсихологии, нейропсихологии детского возраста, теории нейропсихологической реабилитации. Широко известны и активно внедряются в практику коррекционно-абилитационные методы, разработанные Л.С. Цветковой и ее учениками, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой, А.А. Цыганок, Н.К.Корсаковой и Ю.В. Микадзе и др. Эффективность нейропсихологических технологий признаются сегодня всеми специалистами, работающими над проблемой психологопедагогического сопровождения процессов развития. С точки зрения нейропсихологического подхода это во многом связано с высокочастотной актуализацией в современной детской популяции «дисгенетического синдрома»: внутриутробной и/или возникающей в младенчестве дисфункции, органической или функциональной, наиболее рано созревающих подкорковых структур мозга. Его негативные последствия для онтогенеза в целом нейропсихологически заключаются в нарушениях и/или искажениях становления подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, функциональной специализации правого и левого полушарий мозга. Одним из методов, успешно используемых нейропсихологами, является метод замещающего онтогенеза (МЗО) - нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов (диагностика -профилактикакоррекция-абилитация-прогноз) психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического. Основная его цельразвитие мозгового (и шире — нейропсихосоматического) обеспечения психического онтогенеза. Актуальность, педагогическая целесообразность Программы обусловлена тем, что использование нейропсихологического подхода в работе с дошкольниками позволяет нормализовать процессы психического онтогенеза и скомпенсировать дисгенетический синдром. Всем 4 известна польза утренней гимнастики для организма человека, она помогает телу быстро перейти из энергосберегающего режима сна в режим активного бодрствования. Однако не только тело нуждается в «разогреве», но и мозг человека нуждается в настройке и подготовке к эффективной работе. Программа «Нейроразвивашки», упражнения которой активизирует полноценную работу левого и правого полушария головного мозга, помогают управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации. Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга - левой, то есть, когда мы действуем правой рукой, активизируем левое полушарие, а когда двигаем левой рукой, то активизируем правое полушарие. То же самое касается глаз, ног и т.д. Так же левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое за пространственно-образное мышление. Когда мы анализируем, считаем и говорим, то более активно работает левое полушарие, а когда рисуем, фантазируем, танцуем и молчим – активно правое полушарие. Распределение активности между полушариями постоянно чередуется. Максимальная же эффективность работы мозга (творчество, интуитивные прозрения) достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий. Подводя итог выше сказанному, главными задачами для настройки и подготовки мозга к работе будут восстановление связи и баланса активности между левым и правым полушарием мозга (в большинстве случаев активизация правого полушария); а также восстановление связи и баланса активности между передней и задней частями мозга. Новизна программы обусловлена тем, что использование нейропсихологического подхода в подготовке ребенка к школе в дошкольном возрасте позволяет на ранних этапах нормализовать процессы психического онтогенеза и скомпенсировать дисгенетический синдром. 1.2 Цель и задачи Цель: создание условий, способствующих развитию внимания и восприятия как психических процессов, сформированности функций произвольной регуляции и самоконтроля, улучшению работоспособности. Задачи: научиться рационально организовывать свою деятельность. совершенствовать память, внимание, мышление, развивать восприятие, творческие способности, воображение, речь. формировать адекватную самооценку, развивать потенциальные возможности, формировать навыки поведения в обществе. развивать саморегуляцию. 5 1.3 Содержание программы Данная программа позволяет через игровые упражнения нормализовать психические процессы и способствует формированию сбалансированной работы головного мозга. Программа предназначена для дошкольников от 5ти до 7-ми лет, посещающих старшую и подготовительные группы МБДОУ № 46, применима как для детей групп компенсирующей направленности, так и для детей, посещающих группы общеразвивающей направленности. Срок реализации программы - 1 год. Формы и режим занятий Занятия построены в игровой форме, исключен процесс утомления сменой деятельности. У детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении времени, отведенного на выполнение заданий. Образовательная деятельность построена по принципу «от простого к сложному» в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Структура занятия. Каждое занятие состоит из 3-х частей: 1. Кинезиологические упражнения, направленные на коррекцию и развитие 1-го функционального блока мозга - блок регуляции тонуса и бодрствования; упражнения, повышающие энергию тела, упражнения для повышения позитивного мышления. Упражнения, нормализующие мышечный тонус (растягивающие упражнения). 2. Когнитивные игры, направленные на развитие 2-го функционального блока мозга- приема, переработки и хранения информации; работа с тренажером «Фитнес мозга». 3. Игры психокоррекционной направленности, направленные на развитие 3-го функционального блока мозга - блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации). Принципы работы: 1. Принцип индивидуального подхода. Учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся и индивидуальных особенностей. 2. Принцип дифференцированного обучения позволяет разрешить противоречие между существующими различиями в интересах, склонностях, способностях участников группы. 3. Принцип личностно-ориентированного подхода в обучении. Ориентация образовательно - воспитательного процесса на личность ребенка, максимальное развитие его индивидуальности. 4. Принцип развивающего обучения. Развивающая творческая среда, в основу которой заложены различные развивающие игры, что обеспечивает развитие у учащихся способностей и познавательного потенциала. Принципы проведения занятий: 1. Системность подачи материала. 2. Наглядность обучения. 3. Цикличность построения занятий. 6 4. Доступность. 5. Проблемность. 6. Развивающий и воспитательный характер учебного материала. Формы работы с детьми в рамках Программы Для эффективной работы формируются группы по количеству до 7 человек. Занятия проводятся с октября по май месяц, 2 раза в неделю по 30 минут, за два занятия реализуются все три направления работы. 1.4 Планируемые результаты В результате реализации программы планируется достижение следующих результатов: Личностные результаты: развитие адаптационных возможностей ребенка, формирование коммуникативных навыков, способностей саморегуляции. Развитие памяти, внимания, мышления, речи. Метапредметные результаты: умение устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; развитие творческого подхода к решению задач. 7 2 Комплекс организационно – педагогических условий 2.1 Условия реализации программы Для реализации данной программы требуется кабинет для занятий, столы, стулья по количеству детей, индивидуальные рабочие тетради «Фитнес мозга», цветные карандаши, нейромоторные тренажеры и нейроскакалки по количеству детей. Занятия, включают различные виды детской деятельности: познавательную; продуктивную; двигательную; коммуникативную; конструктивную. В процессе занятий используются различные формы: традиционные; комбинированные; практические; игры, конкурсы. Формы работы с детьми: игра; ситуативный разговор; беседа; рассказ; чтение; интегративная деятельность; проблемная ситуация. Методы работы с детьми: Словесный – обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ). Практический – (упражнения, выполнение работ на заданную тему, по инструкции). Наглядный – (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий, электронных презентаций). Поисковый – (моделирование, опыты, эксперименты). Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия, презентации, показ мультимедийных материалов). Интегрированный метод (проектная деятельность). Метод игры (дидактические игры, нейродинамическая гимнастика, развивающие игры, ребусы, лабиринты, логические задачи, на развитие внимания, памяти, блоки Дьенеша, игры-конкурсы, соревнования). 8 3 Формы аттестации 3.1 Оценочные материалы Этот вид работы включает в себя входную (в начале года) и итоговую (проводится в конце обучения по Программе – проверка освоения программы) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в консультировании родителей и педагогов. 3.2 Задания для диагностики развития межполушарного взаимодействия Проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе. Задание доступно детям 6 лет и старше. Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (премоторных отделов), но и к неспецифическому дефициту сукцессивных функций. Первый и второй варианты расстройств порождают разные виды ошибок. В первом случае страдает переключение с одного движения на следующее в автоматизированном режиме: ребенок повторяет движение или делает большие паузы между ними. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них. Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью. Степень сохранности премоторной зоны. Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированностьдвижений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний). Каждая синкинезия штрафуется одним баллом. Критерии оценки: 5 баллов — правильно и быстро; 4 балла — правильно, но медленно; 3 балла — дезавтоматизация движений на истощении; 2 балла — персеверации (повторение) на истощении; 9 1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах). Проба на пальцевый гнозис и праксис. Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором воспроизводить различные положения пальцев: Все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед; 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак; указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак; 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы Y; 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак; 2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак; 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1, 4 и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»); 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены. Оценивается положение каждой позы в штрафных баллах: поза не выполнена — 1 балл; поза воспроизведена не точно — 0,5 баллов; замедленное воспроизведение позы (поиск нужных движений) — 1 балл; поиск нужных движений продолжается от 10 до 30 с — 2 балла; поиск нужных движений продолжается более 30 с — 3 балла. Выполнение этого упражнения в значительной степени зависит от кинестетического анализатора и «схемы тела» (А.Р. Лурия). Зарубежные исследователи рассматривают нарушение данных операций как одно из проявлений синдрома Герстманна. У взрослых синдром Герстманна наблюдается при поражении теменных зон коры доминантного по речи полушария. Исследование орального праксиса. По подражанию ребенку предлагается выполнить 11 действий: 1) улыбнуться; 2) надуть щеки; 3) сделать губы трубочкой (как при звуке «у»); 4) сделать губы как при звуке «о»; 5) «покатать орешки за щеками» (кончиком языка); 6) вы-сунутьязык лопаткой (широко); 7) поднять кончик языка вверх и положить его на верхнюю губу; 8) опустить кончик языка вниз и положить его на нижнюю губу; 9) поместить кончик языка в правый угол рта; 10) то же — в левый угол рта; 11) высунуть язык и сделать кончик узким. Оцениваются точность движений и способность к переключению. Оценки: Невозможность выполнить движение штрафуется оценкой в 1 балл. Неточно выполненное движение — 0,25 балла. Наличие синкинезий (сопутствующих движений губами, челюстью) — 0,5 балла за каждую пробу. Асимметрично выполненные движения — 0,5 балла. Нарушения в выполнении этого упражнения свидетельствуют о незрелости мозолистого тела, отдельных участков головного мозга (центральнотеменных отделов коры). Речевой вариант пробы Хеда 1. Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать 10 надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают. 2. Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз». Критерии оценки: 3 балла — выполнены оба задания; 2 балла — выполнена только простая ориентировка; 1 балл — не выполнено ни одного задания. Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислекцией. Ритмы. Исследование сукцессивных функций Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами. Серии постепенно удлиняются и усложняются: Простые ритмы — || |, 11|. Если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено более одной ошибки — задание прекращают. Более сложные ритмы — || |, 11|, || 11, 111|, 11||. Сложные ритмы —1|| 11,11| ||, 11|| |, || ||| |. Критерий выполнения такой же, как и в простых ритмах. Оценки: 3 балла — выполнены оба задания; 2 балла — выполнены только простые ритмы; 1 балл — не выполнено ни одного задания. Для детей старше 6 лет и старше воспроизведение всех указанных ритмических последовательностей не представляет затруднений. Затруднения в выполнении данного упражнения у детей старше 6 лет следует расценивать как один из признаков предрасположенности к дислексии. 11 4. Перспективно-календарный план. 5-6 лет. Педагогическая диагностика. (Сентябрь). Цель: выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей. Месяц Неделя Содержание занятий Материал к занятию Октябрь 1-я 1. Упражнение «Ладонь-кулак». 2. Игра на память и внимание «Рассмотри картинки. Найди между ними 10 отличий». 3. Игра на память и внимание «Запомни слова и назови». 4. И/у на обобщение и классификацию «Дорисуй в каждом квадрате нужный предмет, назови их одним словом». 5. И/у на обобщение и классификацию «Раздели фигуры на три группы и нарисуй каждую группу фигур в отдельном квадрате». 6. Составление фигур из треугольников и квадратов (2 треугольника из 5 палочек). 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь». 2. Игра на память и внимание «Найди волшебный сундучок». 3. И/у на память и внимание «Найди и зачеркни». 4. И/у на обобщение и классификацию «Нарисуй крестики, точки, звездочки». 5. И/у на обобщение и классификацию «Цифры, буквы». 6. Составление фигур из треугольников и квадратов (2 квадрата из 7 палочек). 1) О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12. 2, 3) «Память и внимание» стр. 1. 4, 5) «Логика», стр. 1. Задания на развитие логического мышления. 6) З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 1 стр. 15. 2-я 3-я 1) О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12. 2, 3) «Память и внимание» стр. 2. 4, 5) «Логика», стр. 2. Задания на развитие логического мышления. 6) З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 2 стр. 15. 1. Упражнения «Ладонь-кулак», 1) О. И. Крупенчук «Кулак-ребро-ладонь». «Пальчиковые 2. Игра на память и внимание игры», стр. 12. «Найди на картинке семерых 2,3) «Память и 12 гномов». 3. И/у на память и внимание «Запомни слова парами». 4. И/у на сравнение «Сделай домики, бабочки, мячики одинаковыми». 5. Составление фигур из треугольников и квадратов (из 7 палочек 3 треугольника). Ноябрь 4-я 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь». 2. Игра на память и внимание «Что перепутал художник». 3. И/у на память и внимание «Запомни и повтори несложный ритм». 4. И/у на сравнение «Найди предмет, как первый». 5. И/у на сравнение «Найди две одинаковые фигуры». 6. Составление фигур из треугольников и квадратов (из 9 палочек 4 треугольника). 1-я 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с платочком). 2. Игра на память и внимание «Назови все, что ты видишь на картинке». 3. И/у на память и внимание «Запомни слова». 4. И/у на аналогии «Выбери недостающий предмет». 5. Составление фигур из треугольников и квадратов 6 (из 10 палочек 3 квадрата). 2-я 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с платочком). 2. Рассказ на память и внимание «День рождения». 13 внимание», стр.3. 4) «Логика», стр. 3. Задания на развитие логического мышления. 6) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 2 стр.15. 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12. 2,3) «Память и внимание», стр.4. 4,5) «Логика», стр. 4. Задания на развитие логического мышления. 6) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 2 стр.16. 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12. 2,3) «Память и внимание», стр.5. 4) «Логика», стр. 5.5) Задания на развитие логического мышления. 6) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 3 стр.16. 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12. 2) «Память и внимание» стр.6. 3. И/у на систематизацию «Продолжи ряд». 4. И/у на систематизацию «Дорисуй гирлянды». 5. Составление фигур из треугольников и квадратов 6 (из 5 палочек составь квадрат и 2 равных треугольника). 3-я 4-я Декабрь 1-я 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с платочком), «Жили-были зайчики». 2. Игра на память и внимание «Чудесный мешочек». 3. Игра на память и внимание «Чего не хватает на картинке?». 4. И/у на систематизацию «Размести игрушки в шкафу». 5. И/у на систематизацию «Размести фигурки в клеточках». 6. Составление фигур из треугольников и квадратов (из 9 палочек составь квадрат и 4 равных треугольника). 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с платочком), «Жили-были зайчики». 2. Игра на память и внимание «Определи по запаху предмет». 3. Игра на память и внимание «На какую из удочек котик поймает рыбку». 4. Игра на память и внимание «Послушай, повтори». 5. И/у на смысловое соотнесение «Дорисуй». 6. Составление фигур из треугольников и квадратов (из 10 палочек составь 2 квадрата – маленький и большой). 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с платочком), «Жили-были зайчики», «Апельсин». 14 3,4) «Логика», стр. 6. Задания на развитие логического мышления. 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 3 стр.16. 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12, 28. 2) «Память и внимание», стр.7,8. 3,4) «Логика», стр. 7. Задания на развитие логического мышления. 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 4 стр.17. 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12, 28. 2,3,4) «Память и внимание», стр.8,9. 5) «Логика», стр. 8. Задания на развитие логического мышления. 6) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 4 стр.17. 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12, 28. 2,3) «Память и 2. Игра на память и внимание «Дорисуй значки в фигурах согласно образцу». 3. Игра на память и внимание «Делай как я». 4. И/у на смысловое соотнесение «Найди пару». 5. Составление фигур из треугольников и квадратов (из 9 палочек составь 5 треугольников). 2-я 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с платочком), «Жили-были зайчики», «Апельсин». 2. Игра на память и внимание «Найди подходящий осколок». 3. Игра на память и внимание «Что изменилось?». 4. И/у на отрицание «Закрась все треугольники» и т.д. 5. Задание на смекалку «Из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив один прямоугольник». 3-я 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Кулакребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячикежик» (с су-джоком). 2. Игра на память и внимание «Найди двух одинаковых скоморохов». 3. Игра на память и внимание «Послушай, повтори». 4. И/у на отрицание «Раскрась все фигуры, но не треугольники» и т.д. 5. Задание на смекалку «Из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 4 равных квадрата». 4-я 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Кулакребро-ладонь», «Жили-были 15 внимание», стр.10. 4) «Логика», стр. 9. Задания на развитие логического мышления. 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 4 стр.17. 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12, 28. 2,3) «Память и внимание», стр.11. 4) «Логика», стр. 10. Задания на развитие логического мышления. 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 1, стр.18, рис.4. 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12, 19, 28. 2,3) «Память и внимание», стр.12. 4) «Логика», стр. 11. Задания на развитие логического мышления. 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 1, стр.18, рис.5. 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12, 19, 28. зайчики», «Апельсин», «Мячикежик» (с су-джоком). 2. Игра на память и внимание «Запомни и назови по памяти». 3. Игра на память и внимание «Найди слово КОТ». 4. И/у на анализ, синтез «Найди выделенные фрагменты». 5. Задание на смекалку «Составь домик из 6 палочек, а затем переложи 2 палочки так, чтобы получился флажок». Январь 2-я 3-я 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Кулакребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячикежик» (с су-джоком). 2. Игра на память и внимание «Расскажи сказку по схемам». 3. Игра на память и внимание «Придумай картинки-схемы к своей сказке». 4. И/у на умозаключения «Найди закономерность». 5. Задание на смекалку «В данной фигуре переложить 2 палочки, чтобы получилось 3 равных треугольника». 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Кулакребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячикежик» (с су-джоком). 2. Игра на память и внимание «Сравни две картинки». 3. Игра на память и внимание «Слушай-хлопай». 4. И/у на умозаключения «Кто самая низкая?», «Какое дерево самое высокое». 5. Задание на смекалку «В данной фигуре переложить 2 палочки, чтобы получилось 3 равных треугольника». 16 2,3) «Память и внимание», стр.13. 4) «Логика», стр. 12. Задания на развитие логического мышления. 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 1, стр.18, рис.6. 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12, 19, 28. 2,3) «Память и внимание», стр.14. 4) «Логика», стр. 13. Задания на развитие логического мышления. 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 1. стр.18, рис.7. 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12, 19, 28. 2,3) «Память и внимание», стр.15. 4) «Логика», стр. 14. Задания на развитие логического мышления. 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для переложить дошкольников», Занятие 1, стр.18, рис.7. Февраль 4-я 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Кулакребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячикежик» (с су-джоком). 2. Игра на память и внимание «Найди на картинке предметы». 3. Логические задачи «Какая игрушка больше всех?» и т.д. 4. Задание на смекалку «В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 3 палочки, чтобы осталось 3 таких же квадрата». 1-я 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Кулакребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячикежик» (с су-джоком), «Дружба». 2. Игра на память и внимание «Обведи слоников». 3. Игра на память и внимание «Запомни и назови». 4. Логические задачи «Кто живет дальше от белки?» и т.д. 5. Задание на смекалку «В фигуре, состоящей из 4 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата». 2-я 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Кулакребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячикежик» (с су-джоком), «Дружба». 2. Игра на память и внимание «Найди правильную тень елочки с белками». 3. Игра на память и внимание «Найди слово СОН». 4. И/у на анализ и синтез предметов сложной формы «Сколько геометрических фигур?». 5. Задание на смекалку «В фигуре, 17 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12, 19, 28. 2) «Память и внимание», стр.1617. 4) «Логика», стр. 15. Задания на развитие логического мышления. 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 1, стр.19, рис.8. 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12, 19, 28. 2) «Память и внимание», стр.18. 4) «Логика», стр. 16. Задания на развитие логического мышления. 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 1, стр.19, рис.9. 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12, 19, 28. 2,3) «Память и внимание», стр.21.4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.12. 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», 3-я 4-я Март 1-я состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата». 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Кулакребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячикежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем). 2. Игра на память и внимание «Найди цифры». 3. Игра на память и внимание «Волшебный ряд». 4. И/у на анализ и синтез предметов сложной формы «Сколько геометрических фигур?». 5. Задание на смекалку «В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 3 квадрата». 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Кулакребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячикежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем). 2. Игра на память и внимание «Цветные клубочки». 3. Игра на память и внимание «Запомни и назови». 4. И/у на анализ и синтез предметов сложной формы «Сколько геометрических фигур?». 5. Задание на смекалку «В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 2 палочки так, чтобы получилось 5 квадратов». 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Кулакребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячикежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем). 2. Игра на память и внимание «Рассмотри и ответь на вопросы». 3. И/у на анализ и синтез предметов 18 Занятие рис.10. 1. стр.19, 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12, 19, 28, 23. 2,3) «Память и внимание», стр.22. 4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.13. 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 1. стр.19, рис.11. 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12, 19, 28, 23. 2,3) «Память и внимание», стр.23. 4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.14. 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 1, стр.19, рис.12. 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12, 19, 28, 23. 2) «Память и внимание», стр.24. 4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи»,стр.15. сложной формы «Сколько геометрических фигур?». 4. Задание на смекалку «В фигуре, состоящей из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы осталось 3 квадрата». 2-я 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Кулакребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячикежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем). 2. Игра на память и внимание «В магазине». 3. Игра на память и внимание «Что изменилось?». 4. И/у на анализ и синтез предметов сложной формы «Сколько геометрических фигур?». 5. Игра «Танграм» (ознакомление). 3-я 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Кулакребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячикежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем). 2. Игра на память и внимание «Рассмотри картинку и ответь на вопросы». 3. Игра на память и внимание «Запомни номера телефонов». 4. И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй». 5. Игра «Танграм» (ознакомление). 4-я 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Кулакребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячикежик» (с су-джоком), «Дружба», 19 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 1, стр.19, рис.13. 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12, 19, 28, 23. 2,3) «Память и внимание», стр.2526. 4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.17. 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 1, стр.46, рис.60. 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12, 19, 28, 23. 2,3) «Память и внимание», стр.27. 4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.18. 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 1, стр.47, рис.60. 1) О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12, 19, 28, 23, 11. 2, 3) «Память и «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки». 2. Игра на память и внимание «Запомни и назови». 3. Игра на память и внимание «Пары слов». 4. И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй». 5. Игра «Танграм» (Зайчик). Апрель внимание», стр.28. 4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.19. 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», стр.49, рис.62. 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12, 19, 28, 23, 11. 2,3) «Память и внимание», стр.29. 4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.20. 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», стр.49, рис.62. 6) Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», стр.8. 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12, 19, 28, 23, 11. 2,3) «Память и внимание», стр.30. 4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.21. 5) Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», стр.9. 1-я 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Кулакребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячикежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки». 2. Игра на память и внимание «Найди 10 отличий». 3. Игра на память и внимание «Найди слово ЧАС». 4. И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй». 5. Игра «Танграм» (Зайчик). 6. Д/и с блоками Дьенеша «Помоги Чебурашке». 2-я 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Жилибыли зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Кулак-реброладонь», «Цепочки». 2. Игра на память и внимание «Отпечатки пальцев». 3. Игра на память и внимание «Расшифруй фразу». 4. И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй». 5. Д/и с блоками Дьенеша «Лабиринт». 1. Упражнения «Ладонь-кулак», 1) 3-я 20 О.И.Крупенчук 4-я Май 1-я 2-я «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с платочком), «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячикежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки». 2. Игра на память и внимание «Помоги принцу выбраться из подземелья». 3. Игра на память и внимание «Повтори фразу». 4. И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй». 5. Д/и с блоками Дьенеша «С двумя обручами». 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с платочком), «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячикежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки». 2. Игра на память и внимание «Раскрась картинку согласно обозначениям». 3. И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй». 4. Д/и с блоками Дьенеша «Волшебное дерево». 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с платочком), «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячикежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки». 2. Игра на память и внимание «Раскрась картинку согласно обозначениям». 3. И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй». 4. Д/и с блоками Дьенеша «Волшебное дерево». 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро- ладонь», «Проглот» (с платочком), «Жили-были 21 «Пальчиковые игры», стр.12, 19, 28, 23, 11. 2,3) «Память и внимание», стр.31. 4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.22. 5) Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», стр.10. 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12, 19, 28, 23, 11. 2,3) «Память и внимание», стр.32. 4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.23. 4) Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ». стр.13. 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12, 19, 28, 23, 11. 2,3) «Память и внимание», стр.32. 4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.23. 5) Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», стр.13. 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12, 19, 28, зайчики», «Апельсин», «Мячикежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки». 2. Игра «Пятнашки». 3. И/у «Продолжи ряд». 4. И/у «Закрась то, что нужно». 5. Д/и с блоками Дьенеша «Игры с двумя обручами». 3-я 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро- ладонь», «Проглот» (с платочком), «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячикежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки». 2. Игра «Я знаю пять имен мальчиков». 3. Д/у «Умозаключения». 4. Д/у «Составляем сказку». 5. Д/и с блоками Дьенеша «Алгоритм». 4-я 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро- ладонь», «Проглот» (с платочком), «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячикежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки». 2. Игра «Вообрази и покажи». 3. И/у «Раскрась узор по образцу». 4. И/у «Закрась то, что нужно». 5. Д/и с блоками Дьенеша «Рассели жильцов». 22 23, 11. 2) И.В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр. 56. 3, 4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.14-15. 5) Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ». стр.21. 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12, 19, 28, 23, 11. 2) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.46-47. 3,4) Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.2», стр. 40. 5) Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», стр.24. 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12, 19, 28, 23, 11. 2)Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.2», стр. 29. 3,4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.15-16. 5) Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия ДОУ», стр.25. в Педагогическая диагностика. (Май). Цель: выявление уровня сформированности познавательных процессов у детей. 6-7 лет. Месяц Неделя Содержание занятий Материал к занятию Октябрь 1-я 1. Нейродинамическая гимнастика «Цапля». 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логика «Найди отличия». 4. Игра на развитие зрительнодвигательной координации «В какой вагон сядет Петя, а в какой Маша?». 5. Логические задачи. 2-я 1. Нейродинамическая гимнастика «Левая и правая». 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логика. Найди отличия. 4. Игра на развитие зрительнодвигательной координации «В каком домике будет жить Петя, а в каком Маша?». 5. Логические задачи. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.5, О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.27. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.4. 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия», стр.1. 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!», стр. 1. 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи», стр.1. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.6. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.5. 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди 23 3-я 1. Нейродинамическая гимнастика «Щелчки». 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логика. Найди отличия. 4. Игра на развитие зрительнодвигательной координации «Кого из зверей встретит Петя, а кого Маша?». 5. Логические задачи. 4-я 1. Нейродинамическая гимнастика «Пальчики». 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логика. Найди отличия. 4. Игра на развитие зрительнодвигательной координации «Что найдет под елкой Маша, а что Петя?». 5. Логические задачи. 24 отличия», стр.2-3. 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!», стр.2. 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи», стр.2. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.7, О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.9. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.6. 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия», стр.4-5. 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!», стр.3. 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи», стр.3. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.8. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.7. 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия», стр.6-7. 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!», стр.4. 5) Рабочая тетрадь Ноябрь 1-я 1. Нейродинамическая гимнастика с карандашом. 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логика. Найди отличия. 4. Игра на развитие зрительнодвигательной координации «Начерти путь Пети». 5. Логические задачи. 2-я 1. Нейродинамическая гимнастика. 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логика. Найди отличия. 4. Игра на развитие зрительнодвигательной координации «Начерти путь Маши». 5. Логические задачи. 3-я 1. Нейродинамическая гимнастика с платочками. 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логика. Найди отличия. 4. Игра на развитие зрительнодвигательной координации «Какие цветы соберет Маша?». 5. Логические задачи. 25 «Логические задачи», стр.4. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.9. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.8. 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия». стр.8-9. 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!», стр.5. 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи», стр.5. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.10. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.9. 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия», стр.10. 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!», стр.6. 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи», стр.6. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.11. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.10. 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди Декабрь 4-я 1. Нейродинамическая гимнастика с платочками. 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логика. Найди отличия. 4. Игра на развитие зрительнодвигательной координации «Помоги Пете». 5. Логические задачи. 1-я 1. Нейродинамическая гимнастика с карандашом. 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логика. Найди отличия. 4. Игра на развитие зрительнодвигательной координации «Зоопарк». 5. Логические задачи 2-я 1. Нейродинамическая гимнастика «Животные». 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логика. Найди отличия. 26 отличия». стр.11. 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!», стр.7. 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи». стр.7. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.12. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.11. 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия», стр.8. 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!», стр.8. 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи», стр.8. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.13. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.24. 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия», стр.12-13. 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!», стр.9. 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи», стр.9. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.14. 4. Игра на развитие зрительнодвигательной координации «Островок». 5. Логические задачи. 3-я 1. Нейродинамическая гимнастика. 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логика. Найди отличия. 4. Игра на развитие зрительнодвигательной координации «Муравейник». 5. Логические задачи. 4-я 1. Нейродинамическая гимнастика. 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логика. Найди отличия. 4. Игра на развитие зрительнодвигательной координации «Комната Маши». 5. Логические задачи. 27 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.25. 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия», стр.14-15. 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!», стр.10. 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи», стр.10. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.15. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.26. 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия». стр.16. 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!», стр.11. 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи», стр.11. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.16. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.27. 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия». стр.17. 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!», стр.12. 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи», стр.12. Январь 2-я 1. Нейродинамическая гимнастика с карандашом. 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логика. Найди отличия. 4. Игра на развитие зрительнодвигательной координации «Комната Пети». 5. Логические задачи. 3-я 1. Нейродинамическая гимнастика с карандашом. 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логика. Найди отличия. 4. Игра на развитие зрительнодвигательной координации «Схемы и пути». 5. Логические задачи. 4-я 1. Нейродинамическая гимнастика. 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логика. Найди отличия. 4. Игра на развитие зрительнодвигательной координации «Схемы и пути». 5. Логические задачи. 28 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.17. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.28. 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия», стр.18-19. 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!», стр.13. 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи», стр.13. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.18. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.29. 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия», стр.20-21.4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!». стр.14. 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи», стр.14. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей». стр.19. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.30. 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия». стр.22-23. Февраль 1-я 1. Нейродинамическая гимнастика. 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логика. Найди отличия. 4. Игра на развитие зрительнодвигательной координации «Схемы и пути». 5. Логические задачи. 2-я 1. Нейродинамическая гимнастика. 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логика. Найди отличия. 4. Игра на развитие зрительнодвигательной координации «Схема». 5. Логические задачи. 3-я 1. Нейродинамическая гимнастика. 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логика. Найди отличия. 4. Логические задачи. 29 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!». стр.15. 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи», стр.15. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.20. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.31. 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия», стр.24-25. 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!», стр.16. 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи», стр.16. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.21. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.32. 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия», стр.26. 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!», стр.17. 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи», стр.17. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.22. 2)Е.В. Колесникова Март 4-я 1. Нейродинамическая гимнастика. 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логика. Найди отличия. 4. Логические задачи. 1-я 1. Нейродинамическая гимнастика. 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логика. Найди отличия. 4. Логические задачи. 2-я 1. Нейродинамическая гимнастика. 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логика. Найди отличия. 4. Логические задачи. 30 «Я решаю логические задачи», стр.33. 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия», стр.27. 4) Рабочая тетрадь «Логические задачи», стр.18. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.23. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.34. 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия», стр.28-29. 4) Рабочая тетрадь «Логические задачи», стр.19. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.24. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.35. 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия», стр.30-31. 4) Рабочая тетрадь «Логические задачи», стр.20. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.25. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», Апрель 3-я 1. Нейродинамическая гимнастика. 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логические задачи. 4-я 1. Нейродинамическая гимнастика. 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логические задачи. 1-я 1. Нейродинамическая гимнастика. 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логические задачи. 31 стр.36. 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия», стр.32. 4) Рабочая тетрадь «Логические задачи». стр.21. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.26. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.37. 3) Рабочая тетрадь «Логические задачи», стр.22. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей». стр.27. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.38-39. 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия», стр.23. 4) Рабочая тетрадь «Логические задачи». стр.23. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.28. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр. 40-41. 3) Рабочая тетрадь Май 2-я 1. Нейродинамическая гимнастика. 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логические задачи. 3-я 1. Нейродинамическая гимнастика. 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логические задачи. 4-я 1. Нейродинамическая гимнастика. 2. Игра на развитие произвольного внимания. 3. Логические задачи. 1-я 1. Нейродинамическая гимнастика. 2. Словесные логические игры и упражнения. 3. Логические задачи. 32 «Логические задачи», стр.24. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.29. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.42-43. 4) Рабочая тетрадь «Логические задачи», стр.25. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.30. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.44-45. 4) Рабочая тетрадь «Логические задачи», стр.26. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.29. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.46-47. 3) Рабочая тетрадь «Логические задачи», стр.27. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.29. 2)Е.В. Колесникова 2-я 1. Нейродинамическая гимнастика. 2. Словесные логические игры и упражнения. 3. Логические задачи. 3-я 1. Нейродинамическая гимнастика. 2. Словесные логические игры и упражнения. 3. Логические задачи. 4-я 1. Нейродинамическая гимнастика. 2. Словесные логические игры и упражнения. 3. Логические задачи. 33 «Я решаю логические задачи», стр.48. 3) Рабочая тетрадь «Логические задачи», стр.28. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.23. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.48. 3) Рабочая тетрадь «Логические задачи», стр.29. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.21. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.48. 3) Рабочая тетрадь «Логические задачи», стр.30. 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр.29. 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.48. 3) Рабочая тетрадь «Логические задачи», стр.31-32. Список литературы 1. Агафонова А. И. Учимся думать. - С-П: «МиМ – Эспресс», 1996 2. ВиноградоваА. Л., Константинова И.С., Цыганок А.А. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. – М.: Издательство: Теревинф, 2006. 3. Елкина Н. В., Татарина Т. И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. 3. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., 1973. 4. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - С-П.: издательство «Сага», 2002. 5. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. - М, 2002. 6. Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. С-П. : «Генезис», 2017. 7. Рузина М. С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб. : Речь, 2003. 8..Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика ума». Пер. С.М. Масгутовой, - М.: 1997. 9. Семаго М. М., Семаго Н. Я. — Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка, АРКТИ, Серия «Библиотека психолога-практика», 2016. 10. Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999. 11. Ахмадуллин Ш. Т. Рисование двумя руками. Тренировка интеллекта Вашего ребенка.[http://shamil-ahmadullin.ru/metodiki-effektivnogoobucheniya/risovanie-dvumya-rukami-razvitie-intellekta-vashego-rebenka/]. 12. Макото Шичида. Методика Макото Шичиды . [https://ncuxolog.ru/metodika-makoto-shichidy]. 34