Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Класс

yqpex{AeHIIe
MyuuqurraJrbHoe 6roAxcernoe AOIIIKOJIbHOe O6pasonaTeJlbHoe
Aercxufi caa Nb 46
|IocroBcKofo, A. 10,
620|46,Poccu[craq oelepauux, r. Eratepurr6ypr, yl. Ara.4euura
t.n./6ant, 8(343) 267 -07 -77, 267 -47 -33

-

mdou46@eduekb'ru, 46'tvoysadik' ru

IIPI4H-flTO
fleAaroruqecKI4M coBeroM

MBIOY - Aercruft caa Ns 46
flpororo,r J\l I or <30> aarycra2023 rom

AOIIOIHIITEJIbHA-fl OEIIIE OFPA3OBATE JIbHAq

OETIIE PA3BI4BAIO UIA-fl UP OTPAMMA
rI
H A II P AB JI E H H O C T Ilt
C O U I,I A JI b H O - II E A A f O f I,I E C K O R
3AHqTI/'fl C JIO|OIIEAOM (KJIACC)
(arrq Aereft 3-7 ler)
Cpon PeaJrl'{3auuu: 1 roA

Cocrasurem:

fleAaror Ao[oJIHI4TeJIbHoro o6paaonaurax,
KpacuonepoBa

r. Ercarepuu6YPr, 2023

P

rol;

afi'ca HypuyxaMeroBHa

СОДЕРЖАНИЕ
1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ……………………………………………………………………..1
2.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ………………………………………………………………………………..3
2.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………..3
Направленность……………………………………………………………………………....3
Актуальность программы……………………………………………………………………3
Отличительные особенности………………………………………………………………..4
Адресат………………………………………………………………………………………..5
Характеристика воспитанников…………………..………………………………………...5
Психолого-педагогическая характеристика………………………………………………..5
Категории детей, посещающих занятия………………………………………………….....6
Объём образовательной нагрузки. Вид и режим занятий. Форма обучения……………..7
Форма подведения результатов……………………………………………………………...7
Сроки реализации рабочей программы……………………………………………………...7
Уровневость…………………………………………………………………………………...7
2.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ…………………………7
Цель общеразвивающей программы…………………………………………………………7
Задачи…………………………………………………………………………………………..7
Программа основана с учётом задач ФГОС…………………………………………………7
Направления работы учителя-логопеда……………………………………………………...8
Основные задачи коррекционной работы учителя-логопеда………………………………8
Коррекционно – образовательные……………………………………………………………8
Коррекционно – развивающие ……………………………………………………………….8
Коррекционно – воспитательные…………………………………………………………….9
2.3.СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ……………………………9
Соответствие содержания программы принципам ФГОС дошкольного образования ….9
Характеристика содержания работы учителя-логопеда…………………………………….9
Индивидуальная работа учителя – логопеда……………………………………………….10
Диагностика речевого развития……………………………………………………………..10
Коррекция нарушений речи………………………………………………………………….10
Развитие осязания и мелкой моторики………………………………………………………11
Развитие ориентировки в пространстве……………………………………………………..11
Развитие зрительного восприятия……………………………………………………………11
2.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ………………………………………………………………………………….12
3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ……………..12
3.1.Условия реализации программы………………………………………………………….12
3.2.Формы контроля результативности программы …………………………………………16
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..16
4.1.Методическая литература………………………………………………………………….16
4.2. Рекомендуемая литература для родителей……………………………………………….17

2

2.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность (профиль) общеразвивающей программы – социально-гуманитарная.
Она включает следующие компоненты:
- развивающий – необходимость дополнительного развития и коррекции нарушений
психологической базы речи и собственно речи у детей с особыми образовательными
потребностями;
- социо-культурный – социальная адаптация и развитие взаимодействия детей;
- первичная социализация – пропедевтика начального школьного обучения, создание
ситуации успеха в процессе перехода с одного образовательного уровня на другой;
- психологический баланс – пропедевтика психологически комфортной вторичной
социализации (переход на начальный этап школьного обучения).
Актуальность программы
Современное общество предъявляет всё более высокие требования к коммуникативной
деятельности личности. Меняются способы, средства и виды общения. Несмотря на все
изменения, общение как главный способ взаимодействия остаётся востребованным на
протяжении всей жизни человека. Являясь высшей психической функцией, отличающей
человека, сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических
знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта.
Высокий уровень развития коммуникативных умений выступает залогом успешной
адаптации в любой социальной среде. Это и объясняет практическую значимость
освоения коммуникативных умений с раннего детства.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
определяет целевые ориентиры дошкольного образования – социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня
дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как
самостоятельно формируемая функция, а также включается в качестве важного
компонента в другие целевые ориентиры. Но не только это определяет необходимость
развития с раннего возраста умения общаться.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребёнка. От
качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, на прогулке, при участии в
утренниках, спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребёнка, его приятие
сверстниками, авторитет и статус в детском сообществе. Именно поэтому образовательная
область «Речевое развитие», представленная в ФГОС, занимает важное место в
образовательной программе ДОУ.
Кроме того, необходимо отметить, что МБДОУ №46 посещают дети с нарушениями
зрения, дефицитарностью зрительного восприятия. Часто зрительная патология у этих
детей сочетается с неврологической симптоматикой, что свидетельствует о повреждении,
недоразвитии отдельных мозговых структур. Это проявляется, прежде всего, в нарушении
умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей, а также
быстрой истощаемости при любых видах деятельности, повышенной возбудимости,
раздражительности, двигательной расторможенности и т.д. Также распространенным
явлением среди данной группы детей является нарушение речи, которое носит стойкий
характер. Речевые расстройства также оказывают отрицательное влияние на психическое
развитие ребенка, эффективность его обучения и являются следствием пробелов в
чувственном восприятии окружающего мира ребенком с нарушениями зрительной
функции.
3

Учитывая вышеизложенное, необходимо отметить, что педагогический процесс
строится с учётом как зрительной, так и речевой патологии детей. Данный подход нашёл
отражение в адаптированной образовательной программе, по которой работает весь
педагогический коллектив МБДОУ № 46 и учителя – логопеды в том числе.
Как и все педагоги, учителя – логопеды работают по графику, предусматривающему
определённое время для оказания коррекционной помощи каждому ребёнку.
Отличительные особенности
Со стороны некоторых родителей или законных представителей детей в МБДОУ № 46,
желающих увеличить эффективность коррекционной помощи и объём времени
логопедического сопровождения своего ребёнка, появился социальный запрос на
оказание дополнительной платной услуги учителя – логопеда.
Содержание работы в рамках дополнительной платной услуги учителя – логопеда
предполагает:
- выявление особых образовательных потребностей детей с нарушением речи и зрения с
целью обеспечения специальных условий обучения и воспитания, планирования
коррекционных мероприятий;
- учёт запроса родителей либо законных представителей воспитанника;
- педагогический такт, профессиональную этику, коллегиальность и эффективное
взаимодействие учителя – логопеда, ведущего коррекционную работу с ребёнком в
рамках адаптированной образовательной программы ДОУ и учителя – логопеда,
осуществляющего коррекционное сопровождение в рамках дополнительной услуги.
Дополнительная платная услуга учителя – логопеда для детей дошкольного возраста,
имеющих нарушение речи и зрения, в МБДОУ № 46 осуществляется в соответствии с
программами:
- дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с
нарушениями речи. «Коррекция нарушений речи». Автор-составитель: Т.Б.Филичева, Г.В.
Чиркина, 2009г.;
- специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с
нарушением зрения) под ред. Л.И. Плаксиной, 2003;
- вариативной примерной адаптированной основной образовательной программой для
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Автор –
составитель Н. В. Нищева, 2015;
- основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения
до школы». Автор-составитель: Н.Е Веракса, Т.С.Комарова, М.А. Васильева, 2010.
При разработке программы дополнительной платной услуги учителя-логопеда
учитывались следующие нормативные документы:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013г. № 30384).
- 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". (Зарегистрирован 18.12.2020 №
61573).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).
- Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего
образования. Постановление Правительства РФ 05.07.2001 г. № 505.

4

Адресат
Программа дополнительной платной услуги учителя – логопеда составлена для
оказания помощи детям с особыми образовательными потребностям (с нарушением
зрения и речи) в возрасте с 5 до 7(8) лет, что способствует более эффективному освоению
основной адаптированной образовательной программы ДОУ, разностороннему развитию
и социальной адаптации каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей.
Характеристика воспитанников
Психолого – педагогическая характеристика дошкольников с нарушениями зрения и
речи, посещающих занятия по договору об оказании дополнительной платной услуги
учителя - логопеда
Организация логопедической работы предполагает учёт особенностей зрительной
патологии с целью оптимизации коррекционно-развивающего процесса.
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с
проблемами зрения (слабовидение, амблиопия и косоглазие)
Особенностью детей с амблиопией, косоглазием является монокулярное видение, в связи
с чем страдает точность, полнота зрительного восприятия, наблюдается неспособность
глаза выделять точное местоположение объекта в пространстве, выделение объемных
признаков предметов. Знания этих детей о предметном мире носят частичный, неполный и
фрагментарный характер; недостаточны их представления о собственных возможностях
зрительного анализатора. Детям с нарушением зрения свойственны как снижение темпа и
качества приема и переработки информации, так и ограниченность и неполнота
формирования образов и понятий.
У детей с нарушениями зрения наблюдаются отклонения в эмоционально-волевой
сфере. Дети не всегда бывают активны, не проявляют желания организовывать,
участвовать в различных видах детской деятельности, часто предпочитают играть в
одиночку.
У детей с косоглазием и амблиопией из-за ограничения чувственного опыта возникают
значительные затруднения предметно-практической и словесной ориентировки в
пространстве. Для них характерно искаженное восприятие предметов и их расположения в
пространстве, обусловленное низкой остротой зрения и имеющимися нарушениями
других зрительных функций (цветового зрения, поля зрения, характера зрения). За счет
монокулярного видения пространства у детей затруднена ориентация в пространстве на
уровне предметно-практических действий, так как многие из признаков зрительно не
воспринимаются.
У детей с нарушенным зрением отсутствуют четкие представления о своем теле и связи
между пространственным расположением парно-противоположных направлений своего
тела с их словесными обозначениями: отмечаются фрагментарность и неустойчивость
пространственных представлений о своем теле, что делает затруднительным
практическую ориентировку «на себе» и перенос действий в конкретные предметнопространственные ситуации.
Нарушение глазодвигательных функций у детей с амблиопией и косоглазием вызывает
ошибки при выделении таких пространственных признаков предметов, как форма,
величина, объем. Монокулярный характер зрения детей с амблиопией и косоглазием
затрудняет выполнение ими различных ориентировочных действий с объемными
предметами, не позволяет правильно определить, насколько удалены предметы, на каком
расстоянии от них они находятся. Детям с нарушениями зрения свойственно неумение
получать информацию о пространстве с помощью сохранных анализаторов и
использовать ее в самостоятельной практической ориентировке. Поэтому задача
формирования полисенсорного восприятия является необходимой и важной.
Развитие речи детей с амблиопией и косоглазием также имеет свои особенности.
Овладение обобщающими словами и уровень выделения общих признаков предметов
значительно снижены в сравнении с детьми с нормальным зрением, что затрудняет
5

формирование предметно-практических действий сравнения, классификации предметов
по общим или отдельным признакам. Процесс формирования умения строить
описательный рассказ сдерживается из-за недостаточности зрительно-сенсорного опыта,
трудностей анализа зрительных признаков в изображении и понимания смысла
изображений.
Детям с косоглазием и амблиопией недостает представлений о собственных
возможностях зрительного анализатора, что приводит к недостаточности осознания своих
возможностей. Они не умеют пользоваться сохранными анализаторами для восполнения
недостаточности зрительной информации.
У детей с косоглазием и амблиопией наблюдаются неточные сведения о собственных
сенсорно-перцептивных возможностях, о внешних признаках, строении, функциональном
назначении органов чувств, что не позволяет ребенку с патологией зрения активно
включиться в процесс компенсации собственного дефекта. При этом у детей практически
отсутствует планомерное обследование предметов как зрением, так и сохранными
анализаторами, снижена их перцептивная активность. Косоглазие и амблиопия, как
сложный зрительный дефект, обуславливают появление отклонений в развитии
двигательной сферы детей, приводя к снижению их двигательной активности, сложностям
ориентировки в пространстве и овладения движениями.
У детей с косоглазием и амблиопией могут наблюдаться невротические проявления,
которые имеют свою специфику и причины.
Причинами появления невротических реакций могут выступать различные факторы:
само заболевание и связанное с ним лечение, направленное на возбуждение центральной
нервной системы, широкий диапазон лечебно-педагогических мероприятий.
При отсутствии специальной психолого-педагогической коррекции побочных влияний
лечебного процесса на психику ребенка дети с нарушенным зрением долгое время
испытывают дискомфорт по отношению к лечению. Таким детям необходим
индивидуальный подход, обеспечение специальной психолого-педагогической помощи с
учетом их возможностей ориентации в окружающем мире, обучение ребёнка за счет
активизации сохранных анализаторов, улучшение контакта со сверстниками на уровне
доступных для них игр и детских видов деятельности. Важно формировать у детей
понимание необходимости лечения зрения.
Таким образом, процесс компенсации зрительной недостаточности у детей с
нарушенным зрением осуществляется только в условиях специально организованной
помощи на условиях дифференцированного подхода к детям в зависимости от
выраженности дефекта.
Категории детей, посещающих занятия
Коррекционно – логопедические дополнительные мероприятия посещают дети с тяжёлой
речевой патологией, как правило, являющейся следствием неврологического либо
психического заболевания.
Это следующие категории детей:
- ОНР I уровня ( моторная алалия);
- ЗПР, ТНР;
- психические патологии;
- расстройства эмоционально - волевой и коммуникативной сферы;
- недостаточность регуляторного компонента деятельности;
- РАС;
- дети с инвалидностью;
- дети, вновь пришедшие в ДОУ, согласно офтальмологическому диагнозу, посещающие
подготовительную к школе группу, но не имеющие должной подготовки к школьному
обучению.

6

Объём образовательной нагрузки
Вид и режим занятий
Форма обучения
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.
Количество занятия в неделю – 2.
Форма организации обучения – индивидуальная.
Продолжительность 1 занятия – 30 минут (1 академический час).
Какие – либо отклонения от условий договора (по продолжительности занятий,
времени их проведения, содержанию и т. п.) могут быть допущены по просьбе родителей/
законных представителей и согласованию с администрацией ДОУ и учителем – логопедом
с целью повышения эффективности коррекционных мероприятий. Оформлены
документально.
Форма подведения результатов
Формат индивидуального занятия- игровой: беседа, практическое занятие. В процессе
деятельности ребёнка и взаимодействия со взрослым. Фиксация результатов в свободной
форме.
Сроки реализации рабочей программы
1 год/12 месяцев.
Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами
логопедического воздействия.
Уровневость
Программа реализуется в ДОУ. «Стартовый» уровень.
2.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель общеразвивающей программы
Устранение специфических нарушений речи ребёнка. Развитие его социо – культурной
адаптации и психологического комфорта по причине развития коммуникативных
навыков.
Путём подбора комплексных упражнений, направленных на устранение специфических
нарушений речи ребёнка, логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт
с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и
ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой
негативизм, фиксация на дефекте, зрительные особенности, невротические реакции и т.п.)
Задачи
Программа основана с учётом задач ФГОС
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в
рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных
образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром;
7

5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового
образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирования предпосылок учебной деятельности;
7) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
8) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
Направления работы учителя-логопеда
1. Создание условий, способствующих более эффективному освоению основной
адаптированной образовательной программы ДОУ, разностороннему развитию и
социальной адаптации ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и особых
образовательных потребностей.
2. Систематическое проведение необходимой коррекционных мероприятий с учётом
индивидуальных особенностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК) каждого
ребёнка.
5. Эффективная подготовка, отработка навыков и закрепление достигнутых результатов
помощи детям с речевыми нарушениями в степени их речевой готовности к школьному
обучению.
6. Учёт запроса родителей (законных представителей) воспитанников при оказании
дополнительных платных услуг учителем - логопедом. Оказание консультативной и
методической помощи родителям (законным представителям) детей с нарушениями речи
и зрения по вопросам в зоне профессиональной компетентности учителя - логопеда.
Основные задачи коррекционной работы учителя-логопеда
Коррекционно – образовательные:
- Формирование звуковой культуры речи, навыков звукопроизношения.
- Формирование фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков
звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).
- Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.
-Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников, т.е.
практическое усвоение лексических средств языка.
- Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических
средств языка.
- Развитие навыков связной речи дошкольников.
Коррекционно – развивающие:
- Осуществление всей коррекционной работы с учётом офтальмологического диагноза
ребёнка, его возможностей зрительного восприятия.
- Развитие и коррекция моторного праксиса (артикуляционной, мелкой и общей
моторики).
- Развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия, т.е. полисенсорное развитие
дошкольников.
- Развитие и коррекция психических процессов.
Коррекционно – воспитательные:
8

- Развитие коммуникативности и успешности в общении.
- Воспитание адекватного грамотного взаимодействия в разноплановых коллективах и
ситуациях, со сверстниками и взрослыми.
- Воспитание психологически комфортного пребывания в коллективе, социо – культурная
адаптация.
2.3.СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ Тема

1
2
3
4
5

6

7

Подготовительный
этап
Постановка звука
Автоматизация звука
Дифференциация
звука
Закрепление
правильного
звукопроизношения
Повторение
пройденного
материала
Итоговое
мероприятие

Количество часов
Всего
Теория

Практика

6

2

4

14
15
38

1
3
8

10
11
30

Формы
аттестации/
контроля
Практическое
занятие
Взаимоанализ
Игра в парах
Взаимопррерка

15

5

10

Анализ работ

6

1

5

Творческий
отчет

2

1

1

Открытое
занятие

9

Содержание тематического планирования
I. Подготовительный этап
(подготовка слухового и речедвигательного анализаторов к постановке звуков)
Месяц,
тема
«Ходит
осень по
дорожкам»

цель

Задачи

Подготовка
слухового и
речедвигательного анализаторов к
постановке звуков

II.
«В мире
животных»

ЗАНЯТИЕ №1 - №6
- формирование интереса к логопедическим
занятиям, потребности в них;
- развитие тонкой моторики в процессе
систематических тренировок, пальчиковой
гимнастики;
- формирование и развитие целенаправленной,
продолжительной воздушной струи
выдыхаемого воздуха;
знакомство с органами артикуляционного
аппарата;
- развитие артикуляционной моторики до
уровня минимальной достаточности для
постановки звуков;
- развитие мимических мышц лица;
- развитие слухового внимания, памяти,
фонематического восприятия в играх и
специальных упражнениях;
Постановка звука

Формирование
правильного
артикуляц-го
уклада
изолирован-но
(нарушенного)
звука

ЗАНЯТИЕ №1 - №8
- развитие мелкой моторики;
- формирование целенаправленной,
продолжительной воздушной струи;
- развитие артикуляционной моторики;
- постановка нарушенного звука;
- развитие слухового восприятия;
- развитие фонематического анализа;

Теория/
практика
Теория

Практика

Теория

Практика

III. Автоматизация звука
«Что
подарит
нам зима,
чем
порадует
она»

Закрепление
условно –
рефлекторных
речедвигательных связей на
различном
речевом
материале;
введение звука в
слоги, слова,
предложения,
связную речь.

ЗАНЯТИЕ №1:
1. Продолжать осуществлять коррекцию и
развитие фонематического слуха и восприятия
поставленного звука.
2. Продолжать осуществлять коррекцию и
развитие умения выполнять специальные
артикуляционные упражнения поставленного
звука.
3. Осуществлять автоматизацию поставленного
звука на этапе изолированного его
произношения посредством использования
различных игровых ситуаций.
ЗАНЯТИЕ № 2:
1.Продолжать осуществлять коррекцию и

Практика

10

развитие фонематического слуха и восприятия
поставленного звука.
2. Продолжать осуществлять коррекцию и
развитие умения выполнять специальные
артикуляционные упражнения поставленного
звука с учетом индивидуальных особенностей
моторики ребенка и характера его речевого
нарушения.
3. Осуществлять автоматизацию поставленного
звука на этапе изолированного его
произношения и слогов (прямой или обратный,
в зависимости от особенностей автоматизации
данного звука).
ЗАНЯТИЕ № 3:
1. Продолжать осуществлять коррекцию и
развитие фонематического слуха и восприятия
поставленного звука.
2. Продолжать осуществлять коррекцию и
развитие умения выполнять специальные
артикуляционные упражнения поставленного
звука с учетом индивидуальных особенностей
моторики ребенка и характера его речевого
нарушения.
3. Осуществлять автоматизацию поставленного
звука на этапе слогов со стечением согласных
звуков.
ЗАНЯТИЕ № 4:
1.Продолжать осуществлять коррекцию и
развитие фонематического слуха и восприятия
поставленного звука.
2. Осуществлять автоматизацию поставленного
звука на этапе слогов, слов:
-поставленный звук в начале слова;
-поставленный звук в конце слова;
-поставленный звук в середине слова;
-поставленный звук в словах со стечением
согласных.
ЗАНЯТИЕ № 5
1. Продолжать осуществлять коррекцию и
развитие фонематического слуха и восприятия
поставленного звука.
2. Осуществлять автоматизацию поставленного
звука на этапе слов, словосочетаний,
чистоговорок.
ЗАНЯТИЕ № 6:
1. Продолжать осуществлять коррекцию и
развитие фонематического слуха и восприятия
поставленного звука.
2. Осуществлять автоматизацию поставленного
звука на этапе фразовой речи.
ЗАНЯТИЕ № 7:
1. Продолжать осуществлять коррекцию и

Теория

Практика

Практика

Теория
Практика

11

развитие фонематического слуха и восприятия
поставленного звука.
2. Осуществлять автоматизацию поставленного
звука на этапе связной речи.
IY. Дифференциация звука
«Наши
любимые
игрушки»

«Транспортные
средства»

Развитие
слуховой
дифференциации,
закрепление
произносительной
дифференциации,
Формирование
фонематического
анализа и синтеза

ЗАНЯТИЕ №1
Дифференциация изолированных звуков
ЗАНЯТИЕ № 2
Дифференциация звуков в слогах:
ЗАНЯТИЕ № 3
Дифференциация звуков в словах
ЗАНЯТИЕ № 4
Дифференциация звуков в предложениях
ЗАНЯТИЕ № 5
Дифференциация звуков в связной речи

Y. Закрепление правильного звукопроизношения
Формирование у Занятие №1
ребенка умений и 1. Закрепить правильное звукопроизношение в
навыков
стихах
безошибочного
ЗАНЯТИЕ № 2
употребления
1.Закрепить правильное звукопроизношение в
звуков речи во
сказках и рассказах
всех ситуациях
ЗАНЯТИЕ № 3
общения
1.Закрепить правильное звукопроизношение в
свободной речи.

Практика

Теория
Практика
Практика
Практика
Практика

Практика
Практика
Практика

Содержание программы
Вся индивидуальная коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
I.
Подготовительный этап
Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой
коррекционной работе.
Основные направления на данном этапе:
- формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;
- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и
специальных упражнениях;
- развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для
постановки звуков;
- развитие тонкой моторики в процессе систематических тренировок, пальчиковой
гимнастики;
- укрепление физического здоровья, консультации врачей, лечение.
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей
коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и
больших затрат времени.
II.
Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
- устранение дефектного звукопроизношения;
- развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и
акустически;
12

- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически
чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе следующие:
1.Постановка звуков в такой последовательности:
- свистящие С, З, Ц, С’, З’;
- шипящий Ш;
- сонор Л;
- шипящий Ж;
- соноры Р, Р';
- шипящие Ч, Щ.
Способ постановки смешанный.
Подготовительные упражнения:
- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол»,
«Фокус»;
- для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
- для Р, Р’: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик»,
«Гармошка», «Пулемет»;
- для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально до выработки
устойчивого навыка правильного произношения звука изолированно.
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах
- С, З, Ш, Ж, С', З', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в
обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных.
Примечание: звонкие согласные З, Ж, З' не автоматизируются в обратных слогах.
- Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением
согласных.
- Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно
вырабатывать вибрацию.
3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в
той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и
закрепляется в словах с данным слогом.
4. Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении
слов немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие
рассказы, подбираются потешки, чистоговорки. Стишки с данным словом.
5. Дифференциация звуков:
- С – З, С – С’, С – Ц, С – Ш;
- Ж – З, Ж – Ш;
- Ч – С', Ч – Т’, Ч – Щ;
- Щ – С', Щ – Т’, Щ – Ч, Щ – Ш;
- Р – Л, Р – Р', Р’ – Л’, Р’ – Й, Л' – Л;
6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в игре,
развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового
анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти,
мышления на отработанном в произношении материале.
V. Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ
грамматического строя русского языка.
VI. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых
звуков.
13

Лексические и грамматические упражнения.
Нормализация просодической стороны речи.
Обучение рассказыванию.
На индивидуальных занятиях с детьми выполняются:
1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной
струи для правильного произношения звуков).
2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц
артикуляционного аппарата).
3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук).
4. Постановка звуков разными способами.
5. Автоматизация звуков в речи.
6. Дифференциация звуков в речи.
План индивидуальных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения
Подготовительные упражнения.
1) Постановка звуков.
2) Автоматизация навыков произношения звуков в слогах.
3) Автоматизация навыков произношения звуков в словах.
4) Автоматизация навыков произношения звуков в словосочетаниях и предложениях.
5) Автоматизация навыков произношения звуков в связной речи.
Формирование артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика).
Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная,
координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и
плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной
артикуляционной позы.
Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе
артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.
Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых
движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя
путями.
1. Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных
артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа,
требующая определенного профессионализма, и выполняется она логопедом с
каждым ребенком индивидуально.
2. Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой
комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом
артикуляционных упражнений. Основным названием артикуляционной
гимнастики
является
развитие,
укрепление
и
совершенствование
артикуляционной моторики.
Указания к проведению артикуляционной гимнастики:
1.Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:
- в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий;
- в детском саду под руководством воспитателя;
- с родителями дома.
2. Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с
обязательным соблюдением правильной осанки.
3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но
постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
14

5. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет
вновь отработанных с логопедом упражнений.
6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по
мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа
движений.
7. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, по музыку,
с хлопками и т.д.
Развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика).
Исследователями института физиологии детей и подростков установлено, что уровень
развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности
тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в
соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором,
стимулирующим
речевое
развитие
ребенка,
способствующим
улучшение
артикуляционной моторики, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно,
мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Используют следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и
кистей рук.
1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками, потешками.
2. Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс
гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая
гимнастика.
3. Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек,
зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание,
застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом
и т.д.
4. Изобразительную деятельность: лепку из пластилина и глины, раскрашивание
картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками
различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.), разнообразную
работу с ножницами, поделки из природного материала и т.д.
5. Использование инновационных технологий: упражнения с массажным мячом Суджок, игры с кинетическим песком.
Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно в
детском саду и дома:
упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и
воспитателей;
- игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;
- пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной воспитателями в
специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.
В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих
упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале
выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально).
Диагностика речевого развития
Обследование речи детей является важным этапом коррекционной работы. От его
результатов зависит планирование коррекционно-образовательной деятельности, отбор
методов, приёмов и технологий, комплектование подгрупп для организованной
деятельности. Обследование речи детей проводится на протяжении первого занятия/
занятий.
15

Применяются адаптированные методики обследования речи детей в условиях
компенсирующего дошкольного учреждения.
Во время обследования создается положительный эмоциональный фон взаимодействия
между учителем-логопедом и ребенком.
Коррекция нарушений речи
Коррекционная работа логопеда направлена на развитие речи, познавательной
деятельности и активизацию двигательной сферы ребенка. Таким образом, в системе
специальных занятий осуществляется комплексный многосторонний подход к коррекции
развития ребёнка, что обеспечивает активизацию деятельности сохранных анализаторов
моторной деятельности, развитие проприоцептивной чувствительности у детей с
нарушением сенсорной сферы.
Работа учителя - логопеда планируется на основе результатов обследования, которому
посвящаются первые занятия. Также отмечается состояние всех основных речевых и
неречевых функций (речь, слух, зрение, моторика и др.).
Содержание занятий, по возможности, сочетается с комплексным календарно-тематиче
ским планированием, так как это увеличивает эффективность коррекционной работы.
При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора
материала, с постоянным усложнением заданий; обязательное согласование
коррекционной работы с учителем – логопедом группы, который ведёт непосредственное
коррекционное сопровождение данного ребёнка. При изучении каждой темы определяется
словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей.
Тема соотносится со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В
рамках изучения каждой темы учитель-логопед проводит работу по уточнению,
обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и
словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к
организации обучения является создание условий для практического применения
формируемых знаний.
Логопед работает во взаимодействии с родителями. Родители/ законные представители
имеют возможность получить рекомендации для работы с детьми с целью закрепления
усвоенных навыков.
Специфика работы логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения, заключается в
том, что она требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения
соответствующими приемами обучения, применения специальных средств наглядности.
При организации занятий особое внимание обращается на использование сохранного
зрения у детей. При выборе и создании дидактического материала учитывается его
величина и интенсивность окраски. Целесообразно подготавливать большое количество
предметов и игрушек одного типа. Весь дидактический материал и наглядный материал,
используемый логопедом на занятии, должен быть предметным, по возможности взятым
из реального мира.
Для профилактики зрительного утомления и предупреждения прогрессирования
глазных болезней чередуются периоды зрительного восприятия на близком и дальнем
расстоянии от глаз.
Для детей с нарушением зрения характерны двигательные расстройства. Их
устранению содействует применение игр с речевым материалом и движениями, с
элементами логоритмики.

16

2.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Предметные:
- коррекцию нарушений речевой сферы (в каждом конкретном случае – индивидуально);
- повышение уровня речевой активности;
- повышение уровня мотивации к общению со сверстниками и взрослыми, желанию
активно взаимодействовать с детским коллективом;
Метапредметные:
- Коммуникабельный, успешный в обучении:
- Развитое зрительной, слуховое, тактильное восприятие.
Личностные:
- активная социализация в обществе.
3.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
3.1.Условия реализации программы:
- материально – техническое – особенности предметно – развивающей
пространственной среды логопедического кабинета.
Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить
несколько основных зон:
1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.
Она представлена шкафами и стеллажами и содержит следующие разделы:
- Материалы по обследованию речи детей.
- Методическая литература по коррекции речи детей, по подготовке к обучению грамоте
детей с нарушениями речи.
- Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда.
- Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках,
пластиковых контейнерах, папках и конвертах) по разделам:
* развитие звукопроизношения и фонематического восприятия;
* развитие артикуляционной моторики, дыхания и фонематического слуха;
* подготовка к обучению грамоте;
* формирование лексико-грамматической стороны речи;
* развитие познавательных процессов;
* развитие зрительного восприятия;
* развитие пространственной ориентировки;
* развитие мелкой моторики.
2. Информационная зона для педагогов и родителей.
Она расположена на стендах «Советы логопеда»: в коридоре, в групповых приемных
обновляется регулярно. В логопедическом кабинете имеется подборка популярных
сведений о развитии и коррекции речи детей.
3. Зона индивидуальной коррекции речи.
Здесь располагаются зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная
коррекционная работа.
4. Зона подгрупповых занятий.
Эта зона оборудована магнитной доской, детскими столами.
Оснащение кабинета учителя – логопеда
1. Стол письменный.
2. Стул взрослый.
17

3. Столы детские регулируемые.
4. Стулья детские регулируемые.
5. Зеркало настенное.
4. Доска магнитная настенная
5. Мольберт.
6. Шкафы для дидактических пособий и литературы.
7. Шкаф одёжный.
8. Оснащение предметно – пространственной развивающей среды различным материалом
разной направленности:
1).Документация кабинета учителя – логопеда с учётом требований ФГОС.
2). Для диагностического обследования речи детей разного возраста.
3). Для обследования и развития психологической базы речи детей.
4). Картинный материал:
* небольшого формата для индивидуальной работы;
* большого формата для подгрупповой работы;
* сюжетные картинки;
* комплекты сюжетных и предметных картинок для составления пересказа;
* серии сюжетных картинок;
* картинный материал для составления предложений;
* картинки – схемы различной направленности;
* игровой дидактический картинный материал;
* подборка картинного материала по лексическим темам;
* подборка картинного материала в алфавитном порядке;
* картинки, направленные на коррекцию и уточнение лексико – грамматического строя
речи;
* картинки для исправления нарушений слоговой структуры слова;
* картинный материал для устранения неверного звукопроизношения;
* картинки для коррекции фонетико – фонематической системы языка;
* для развития связной речи;
* артикуляционная гимнастика в картинках ( различные варианты);
* для знакомства с буквами;
* для развития психологической базы речи;
* для развития мелкой моторики пальцев рук;
* для развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
* зрительная гимнастика, физ. минутки, упражнения.
И др.
9. Развивающие материалы разной направленности:
* Коврограф и комплект разрезного материала к нему.
* Наборное полотно.
* Пальчиковые игры.
* Нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики.
* Деревянные и мягкие пазлы.
* Куб – пазл – трансформер.
* Деревянная «гусеница».
* Подвесные модули для развития физиологического дыхания.
* Нетрадиционные материалы для развития воздушной струи.
* Эспандеры, шарики су – джок, массажные мячики.
11. Многофункциональные пособия большого формата.
10. Схемы.
11. Фланелеграф.
12. Игры, игрушки.
13. Картотека тематического наглядного материала.
18

14. Детские тетради.
15. Канцелярия для рисования и письма.
16. Ноутбук
17. Набор дисков и флеш-карт с развивающим материалом.
18. Методическая литература.
- информационное обеспечение - использование информационно – коммуникативных
технологий.
В коррекционной деятельности учитель – логопед с целью повышения
мотивации и эффективной работы на занятии использует современные информационно –
коммуникативные технологии, с использованием развивающих компьютерных игр,
презентаций и материалов с Интернет – портала «Мерсибо».
Их использование опирается на нормы, соответственно Санпину; согласуется с
родителями/ законными представителями, медицинскими специалистами, соответствует
особенностям и возможностям самого ребёнка.
- кадровое обеспечение – (сведения о педагоге) –
Высшее педагогическое образование по данному профилю (учитель-логопед).
- методическое обеспечениеДидактические игры и пособия разноплановой развивающей направленности:
- артикуляционного праксиса;
- мимического праксиса;
- выработки правильного дыхания;
- постановки, автоматизации и дифференциации различных звуков;
- фонематических процессов;
- правильной слоговой структуры слова;
- чувства ритма и метричности;
- накопления и уточнения словаря;
- коррекции грамматического строя речи;
- связной речи.
3.2.Формы контроля результативности программы
Применяются такие формы контроля, как:
- наблюдение;
- беседа;
- диагностика;
- мониторинги;
- заполнение экспертных листов.
Диагностические материалы представлены в Приложении 1.

19

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4.1. Методическая литература
1. Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для
преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.:
«Детство-Пресс», 2001.
2. Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера,
2008
3. Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с
приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.
4. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
5. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и
воспитание детей с нарушениями зрения: Учебное пособие. – М.: Владос, 2010. – 240 с.
6. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники
чтения, Москва: Издатшкола 2000.
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в
подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
8. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
9. Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: Просвещение, 1997.
10. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного
образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаикасинтез, 2010. – 304с.
11. Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
12. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
13. Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.:
ВЛАДОС, 2001.
14.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для
дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная
Пресса, 2003.
15. Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по
развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего
дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
4.2. Рекомендуемая литература для родителей
1. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. — С-Пб.: Библиополис, 1994.
2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.
3. Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
4. Козырева Л.М. Тетрадь для логопедических занятий / Л.М. Козырева; - Ярославль:
Академия развития, 2006 (№1-№7)
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей. Комплект из 4
альбомов. – М. ГНОМ и Д, 2007.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и
дыхательно-голосовые упражнения. – М. ГНОМ и Д, 2008.
7. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А Логопедические упражнения: Артикуляционная
гимнастика. – С-Пб.: Литера, 2007.
8. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: 2006.
9. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
10. Павлова Л.Н., Теречева М.Н.Дидактический материал для коррекции нарушений
звукопроизношения гласные и свистящие. – С-Пб.: 2004.
11. Пименова Т.И. Новые скороговорки на все звуки. – С-Пб.: 2007.
20

12. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у
школьников. – М.: 1980.
13. Смирнова Л.Н. Логопедия играем со звуками. - М.: 2005.
14. Успенская Л.П., Успенский М.Б.Учитесь правильно говорить. - М.: Просвещение,
1991.
15. Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. М.: Книголюб, 2007.
16. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте.
М.: Книголюб, 2000.
17. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. М.: Книголюб, 2005.
18. Теремкова Н.Э. Домашние логопедические задания для детей с ОНР. М.: Гном, 2007.

21

Приложение 1
Критерии отслеживания усвоения программы
Оценка эффективности осуществляется с помощью достижения детей, результатов
программы. Осуществляется путем наблюдений, бесед, диагностики речи и др.
Для проведения обследования произношения используется «Альбом для логопеда»
Иншаковой О.Б. Для проведения обследования произношения в альбоме подобраны
иллюстрации с теми звуками речи, которые чаще всего бывают нарушенными у детей (С,
С`, З, З`, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Р`, Л, Л`).
Подбор материала обследования проводился в соответствии с существующими
методиками известных авторов Ф.Ф. Рау, М.Ф. Фомичёвой.
Для исследования каждого из перечисленных звуков, который обозначен в правом
верхнем углу соответствующей ему буквой, в альбоме отводится по одной странице,
иллюстративный материал располагается в два ряда.
В верхнем ряду находятся картинки для обследования звука, стоящего в различных
позициях: начале, середине и конце слова. В основном это слова с наиболее простой
слоговой структурой и знакомы детям. В нижнем ряду – картинки, в которых тот же звук
может находится в слове с более сложной слоговой структурой, или в стечении
согласных, либо повторяется в слове два раза. В названиях картинок второго ряда
допускается наличие сложных для произношения звуков, например: Р. Л, Ш и т.д., так как
не всегда можно подобрать слова в которых названные звуки бы отсутствовали.
При подборе материала для обследования звукопроизношения предпочтение
отдавалось словам наиболее знакомым детям, где отсутствовали:
1)Звуки той фонетической группы, к которой принадлежал обследуемый звук.
2) Другие звуки, которые чаще всего бывают нарушены в речи детей.
Задание 1.1. «Назови слово» (слова со звуком [C]).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком
[C].
Материал: Иллюстрации: собака, сумка, усы, автобус, нос, снеговик.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно
смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [C]
в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки
только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова
отсутствует). Значит звук [C] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [C] на другие звуки (например, на звук [C`] или
на звук [Ш]). Неправильное положение языка. Значит звук [C] отсутствует и необходима
его постановка. – 1 балл.
Задание 1.2. « Назови слово» (слова со звуком [C`]).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком
[C`].
Материал: Иллюстрации: сеть, семь, синий, письма, гусь, апельсин.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно
смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Слышится чёткий и правильный звук
[C`] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
22

- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки
только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова
отсутствует). Значит звук [C`] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [C`] на другие звуки (например, на звук [C] или
на звук [Ш]). Неправильное положение языка. Значит звук [C`] отсутствует и
необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.3. «Назови слово» (слова со звуком [З]).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком
[З].
Материал: Иллюстрации: зубы, замок, коза, ваза, зонт, звезда.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно
смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [З]
в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки
только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова
отсутствует). Значит звук [З] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [З] на другие звуки (например, на звук [З`] или
на звук [Ж]). Неправильное положение языка. Значит звук [З] отсутствует и необходима
его постановка. – 1 балл.
Задание 1.4. «Назови слово» (слова со звуком [З`]).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком
[З`].
Материал: Иллюстрации: узел, зелёный, газета, зебра, обезьяна, земляника.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно
смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [З`]
в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки
только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова
отсутствует). Значит звук [З`] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [З`] на другие звуки (например, на звук [З] или
на звук [Ж]). Неправильное положение языка. Значит звук [З`] отсутствует и необходима
его постановка. – 1 балл.
Задание 1.5. «Назови слово» (слова со звуком [Ц]).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком
[Ц].
Материал: Иллюстрации: цепочка, цветы, яйцо, пуговица, огурец, индеец.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно
смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Ц]
в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки
только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова
отсутствует). Значит звук [Ц] неавтоматизирован. – 2 балла.
23

- Ребёнок заменяет звук [Ц] на другие звуки (например, на звук [Т`]). Неправильное
положение языка. Значит звук [Ц] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.6. «Назови слово» (слова со звуком [Ш] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком
[Ш].
Материал: Иллюстрации: шапка, шахматы, машина, мешок, душ, шишка.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно
смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук
[Ш] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки
только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова
отсутствует). Значит звук [Ш] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Ш] на другие звуки (например, на звук [С`] или на звуки [С],
[Ж]). Неправильное положение языка. Значит звук [Ш] отсутствует и необходима его
постановка. – 1 балл.
Задание 1.7. «Назови слово» (слова со звуком [Ж] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком
[Ж].
Материал: Иллюстрации: жук, ежи, жёлудь, ножницы, ножи, жираф.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно
смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук
[Ж] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки
только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова
отсутствует). Значит звук [Ж] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Ж] на другие звуки (например, на звук [З`] или на звуки [З],
[Ш]. Неправильное положение языка. Значит звук [Ж] отсутствует и необходима его
постановка. – 1 балл.
Задание 1.8. «Назови ласково». ( слова со звуком [Ч] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком
[Ч].
Материал: Иллюстрации: чайник, чемодан, мяч, ключ, очки, бабочка.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно
смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Ч]
в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки
только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова
отсутствует). Значит звук [Ч] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Ч] на другие звуки (например, на звук [Т`]). Неправильное
положение языка. Значит звук [Ч] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.9. «Назови ласково». (слова со звуком [Щ] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком
[Ч].
24

Материал: Иллюстрации: щётка, щука, ящик, овощи, плащ, щепки.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно
смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук
[Щ] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки
только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова
отсутствует). Значит звук [Щ] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Щ] на другие звуки (например, на звук [С`]). Неправильное
положение языка. Значит звук [Щ] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.10. «Назови ласково» (слова со звуком [Л] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком
[Л].
Материал: Иллюстрации: лук, лампа, пила, молоток, дятел, белка.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно
смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Л]
в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки
только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова
отсутствует). Значит звук [Л] неавтоматизирован – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Л] на другие звуки (например, на гласные звуки).
Неправильное положение языка. Значит звук [Л] отсутствует и необходима его
постановка. – 1 балл.
Задание 1.11. «Назови ласково» (слова со звуком [Л`] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком
[Л`].
Материал: Иллюстрации: лейка, лев, лимон, телефон, улитка, пальто.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно
смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук
[Л`] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки
только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова
отсутствует). Значит звук [Л`] неавтоматизирован – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Л`] на другие звуки (например, на гласные звуки).
Неправильное положение языка. Значит звук [Л`] отсутствует и необходима его
постановка. – 1 балл.
Задание 1.12. « Назови ласково» (слова со звуком [Р] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком
[Р].
Материал: Иллюстрации: рыба, ведро, корова, помидор, топор, трактор.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно
смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
25

- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Р]
в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки
только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова
отсутствует). Значит звук [Р] неавтоматизирован – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Р] на другие звуки (например, на гласные звуки или на
звук[Л]). Неправильное положение языка. Горловое произношение звука. Значит звук [Р]
отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.13. «Назови ласково» (слова со звуком [Р`] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком
[Р`].
Материал: Иллюстрации: репка, ремень, фонари, верёвка, дверь, брюки.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно
смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук
[Р`] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки
только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в
середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Р`] неавтоматизирован. –
2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Р`] на другие звуки (например, на гласные звуки или на
звук[Л]). Неправильное положение языка. Горловое произношение звука. Значит звук
[Р`] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».