Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Вундеркинд

o6paroeaTeJIbHoe yqpe?IcgeHue
MyHuUllnaJIbHoe 6roAxcernoe AoIu KoJIbHoe
AeTcKI'Ifr caA Ns 46
10'
(Deaepauuq, r' ExarepraH6ypr'yl' AraAetullzt anrycra2023 rol.a

<01> cerns6Pt2023

oE IIIE O EP A3 OBATE JIbHA'fl
AO IOIHI4TE JIbHA-fl
OEIIIEPA3BIIIBAIO IIIAfl UP OTPAMMA

c

C TII
ouI4AnbHo-IIEAAf of utIE CKOfr HAIIPABJIEHHO

((ByHAEPKI'IHA>
(anq Aerefi 5-7 ner)

CPon PeaJlu3alruu: 1 ro'q

Cocraeurem:
AorIoJIHI4TeJIbHoro o6pa":onauur'
ll-\eP6arcoea AHHa AlercanApoBHa

llenaror

r. ErarePraH6YPr, 2023 rot,

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Комплекс основных характеристик

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Направленность программы

4

1.3.

Актуальность программы

4

1.4.

Возрастные особенности детей

6

1.5.

Сроки и этапы реализации программы

8

2.

Цели и задачи программы

10

3.

Содержание программы

11

3.1.

Учебно-тематический план

11

3.2.

Содержание учебно-тематического плана

13

4.

Планируемые результаты

21

5.

Комплекс организационно-педагогических условий

22

5.1.

Материально-техническое обеспечение

22

5.2.

Информационное обеспечение

22

5.3.

Кадровое обеспечение

22

5.4.

Методические материалы

22

6.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

22

7.

Список используемой литературы

23

2

1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе «Обучения чтению по методике Н.А. Зайцева», реализуется в МБДОУ - детский сад № 46 г.
Екатеринбурга.
Наша задача состоит в том, чтобы прививать пожизненную любовь к познанию. Чтение – один из важнейших источников познания и
речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение заложено в основу обучения и является одним
из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания
и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер. Необходимость обучения чтению в старшем
дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе.
Методика Н.А. Зайцева действенная, прогрессивная, соответствует запросам настоящего времени. Принципиальное её отличие от
традиционных методик в том, что она построена на чтении по складам. Это исконно русская единица чтения. Так на Руси издавна учили детей.
Складовой принцип чтения положил в основу своей азбуки Лев Николаевич Толстой. Выход в чтение через пение - это неотъемлемый принцип
в методике Н. А. Зайцева. Поэтому склады поются, а не проговариваются. Поётся и алфавит, с которым дети знакомятся чуть позже.
Педагогическая целесообразность программы состоит еще и в том, что данная программа основана на здоровьесберегающей методике
обучения детей чтению по кубикам Зайцева, что позволяет полноценно развивать и образовывать детей. Важные достоинства учебных приемов
Н.А. Зайцева - это формирование правильной осанки, высокий уровень двигательной активности, улучшение дикции, правильная фиксация
взора и еще немало дополнительных факторов, связанных с возможностью активного раскрепощения индивидуальных способностей ребенка.
Кубики различаются по ряду параметров: цвету, звуку, весу, размеру, графическому изображению букв. Поэтому при манипуляциях с
кубиками у детей активизируется максимальное количество мозговых центров. Занимаясь по кубикам, играя в простейшие игры, даже дети с
тяжёлыми нарушениями речи активно включаются в работу и результативность этой работы достаточно высока.
Кроме того, в начале занятия предусмотрена разминка с применением нейроупражнений, активизирующих мозговую активность.
При работе с таблицами наблюдается некий глобальный процесс: у ребёнка задействуются все отделы мозга, информация идёт по
основным каналам восприятия, происходит активизация (или пробуждение) нервных клеток. Благодаря кинестетическим ощущениям (работе
с указкой) ребёнок быстро запоминает расположение основных складов.
В процессе обучения по методике у ребёнка:
•

формируются межанализаторные и межполушарные связи,

•

реализуется интегративная функция мозга,
3


максимально реализуются способности и творческие возможности ребёнка.
В данной методике игра, как одно из мощнейших средств развития ребенка, органично встраивается в сложный процесс овладения
различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с
первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие. Техни ка
чтения Зайцева даёт интенсивное развитие таких психических функций, как внимание, память, абстрактное мышление.
Таблицы и кубики «поются» делая игру с ними более весёлой и интересной. Каждая из попевок даёт хороший результат. Вижу, слышу,
перевожу глаза с клетки на клетку, следя сначала за указкой, передвигаемой педагогом, а потом, укрепив навыки фиксации и перевода
взгляда, легко отслеживать и самостоятельно. Такая тренировка глазных мышц, не просто работает на охрану зрения, но и развива ет его
остроту. Это немаловажно при работе с детьми, у которых имеются какие-либо нарушения зрения.
Таким образом, использование методик, применяемых в данной программе, отвечает жизненно важным интересам маленького ребенка,
его биологическим потребностям, нацеленным на познание мира в игре, в движении, в радости успешного соперничества.
1.2.
Направленность программы - социально-гуманитарная.
1.3.

Актуальность программы

Данная программа основана на здоровьесберегающей методике обучения детей чтению по кубикам Зайцева, что позволяет полноценно
развивать и образовывать детей. Важные достоинства учебных приемов Н.А. Зайцева - это формирование правильной осанки, высокий
уровень двигательной активности, улучшение дикции, правильная фиксация взора и еще немало дополнительных факторов, связанных с
возможностью активного раскрепощения индивидуальных способностей ребенка.
Отличительные особенности программы.
Данная программа рассчитана на один год и предназначена для детей 5- 7(8) лет. Её основу составляет обучение дошкольников по
методике Н.А.Зайцева. Занятия построены на совместной деятельности ребёнка и взрослого с использованием таблиц и кубиков
Н.А.Зайцева.Отличительные особенности программы - использование методов и приемов Н. А. Зайцева при обучении чтению, а также
принципов, положенных в основу этого обучения.
Главный принцип методики Зайцева — складовой принцип, т. е. самой маленькой единицей речи в этой методике является не буква, не
слог, а склад (сочетание согласной буквы с гласной, согласной буквы с мягким или твердым знаком или же одной буквы) — усилие, которое
делает человек, когда произносит звук. «Природные» склады, утверждает Николай Зайцев, знакомы и понятны каждому уже с первых
попыток заговорить в младенчестве. Поэтому складовой принцип, иначе говоря произношение буквосоч етаний, не вызывает
неестественного напряжения речевого аппарата у ребенка. Освоение навыка чтения по складам происходит постепенно, в два этапа. Первый
этап: восприятие и узнавание складов. Сначала у ребенка формируются визуальный и звуковой образы складов в так называемом режиме
«неполного узнавания». Ребенок двигается от таблицы к таблице и вслед за взрослым показывает, повторяет, прочитывает тот или иной
4

склад. С помощью взрослого или по его указанию малыш выбирает нужные склады на кубиках для составления слов, а потом озвучивает
написанное. Результат: у ребенка возникает чувство, что склад, который он видит, ему уже знаком. Второй этап: воспроизведение складов.
Ребенок все более уверенно, самостоятельно находит и произносит склад за складом. Результат: ребенок полностью овладевает навыком
складового чтения.
Занимаясь со «складовыми таблицами» и кубиками Зайцева, ребенок будет постоянно искать ответ или решение. В процессе «игры»,
ребенок научится читать, выделять слоги из слов, определять ударение в словах, составлять слова в предложения, а также считать и писать.
При этом методика Зайцева полностью задействует все детские органы чувств: осязание, слух и зрение.
Основные дидактические принципы:
 От общего к частному и от частного к общему. Именно складывание слов и разбивание слова на склады и есть наглядная
демонстрация этого принципа.
 От конкретно-образного через наглядно-действенное к словеснологическому. Для начала малыш изучает кубики, просто играя с
ними, далее знакомится со звучанием каждого склада, которые он видит на кубике (лучше пропевать склады вместе с ним), потом сам
начинает складывать слова из кубиков. Постепенно малыш учится читать и создавать слова и, наконец, чтение становится достаточ но
быстрым, а мышление малыша становится словесно-логическим.
 Обеспечение наглядностис использованием различных каналов восприятия. Это не что иное, как таблицы -тренажеры. С их помощью
малыш сможет осмыслить, закрепить и повторить пройденный материал.
 Системная подача материала и алгоритмизация учебных действий. Именно благодаря систематическим занятиям (2 раза в неделю) по
алгоритму от простого к сложному можно добиться успехов при помощи данной методики.
 Учет физиологии восприятия учебной информации. Занятия проводятся в игровой форме, в движении посредством игры. Игра, как
одно из мощнейших средств развития ребенка, органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и
навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучения благодаря
данной методике чтение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие.
 Охрана здоровья учащихся. Нет монотонности, нет постоянного положения сидя. Ребята не только не теряют в результате обучения
здоровье, но и исправляют уже имеющиеся недостатки (улучшение зрения, выравнивание начинающегося сколиоза). Дети постоянно
сменяют вид деятельности – то стоя у складовых блоков на таблице с высоко поднятой головой, следя издали (3 -5 метров) за движением
указки и пропевая склады, то сидя на ковре «угадывая» по складовым картинкам слова, то стоя или сидя за столом, собирая слова из
кубиков, а то и бегом от стола к столу, сортируя кубики по одному из признаков ( классификации) и т.д. Поэтому необходимость в
физкульминутке отпадает.

5

1.4. Возрастные особенности детей 5-6 лет
Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и
зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5 -6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор
(преимущественно в воображаемом плане).
Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того
или иного ребенка в игре («с ним интересно играть» и т.п.) или его положительными качествами («она хорошая», «он не дерется» и пр.).
В 5-6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на
формирование ее отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. Дети имеют представление о внешней и внутренней красоте мужчин и
женщин. Устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин и их полом.
Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно, в игровом взаим одействии, в котором существенное
место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Вне игры общение детей становится менее ситуативными. Они охотно
рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают
рассказам друзей.
Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по
неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд.
Уже наблюдаются отличия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков – более порывистые, у девочек – мягкие, плавные,
уравновешенные), общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка. Активно формируется осанка детей, правильная манера
держаться.
Посредством целенаправленной и систематической двигательной активности укрепляются мышцы и связки. Развиваются выносливость
(способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребенком
небольших по величине усилий на протяжении достаточно длительного времени).
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности,
стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и
углубляются. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках, чем отличаются геометрические
фигуры друг от друга, для него не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов.
Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве. Если предложить ему простой план комнаты, то он сможет показат ь
кроватку, на которой спит. Освоение времени все еще не совершенно. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в
течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым
(отобрать несколько фигур определенной формы и цвета, отыскать на картинке изображение предметов и заштриховать их определенн ым
образом).
6

Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания детьми уже могут использоваться
несложные приемы и средства (в качестве «подсказки» могут выступать карточки или рисунки).
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное
произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребено к
шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно,
способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делит ься
своими секретами и т.п.).
Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова.
Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими название профессий, социальных учреждений, а также
глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий ,
отношение людей к профессиональной деятельности. Могут использоваться в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые
существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка. Способны к
звуковому анализу простых трехзвуковых слов.
Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи,
взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Появляется способность удерживать в памяти большой объем
информации, становится доступно «чтение с продолжением». Эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых
переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Творчески е
проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираю тся
детьми).
Возрастные особенности детей 6-7 (8) лет
В возрасте примерно 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. К 7 (8) годам в целом ребенок осознает себя как
личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Ребенок стремится познать себя и другого человека как предста вителя
общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях
людей. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего, в данный отрезок
времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем.
В 6-7(8) лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Этому
способствует чтение книг. В своих фантазиях дети нередко являются героями литературных произведений, дружат с ними или обла дают
способностями супергероев. В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы.
Несмотря на то, что, как и в 4-5 лет, дети в большинстве случаев используют в речи слова-оценки «хороший» - «плохой», «добрый» «злой», к 6 годам значительно чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий – «вежливый»,
«честный», «заботливый» и др. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек – это такой, который,
7

всем помогает и хорошо относится, защищает слабых») и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают
положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную - слова «жадный».
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекат ельным, но нужным делом в
течение 20-25 минут вместе со взрослым.
В 6-7(8) лет продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с
использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и
явлений.
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильн ое
произношение звуков. Дети 6-7 (8) лет не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Сравнивая свою
речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.
Ребенок 6 года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи г рустно, весело или
торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо
делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов,
многозначные слова.
Словарь детей 6-7 (8) лет также активно пополняется существительными, обозначающими название профессий, социальных учреждений
глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий,
отношение людей к профессиональной деятельности. Способны к звуковому анализу простых трехзвуковых слов.
Овладение морфологической системой языка позволяет детям 6-7 (7) лет успешно образовывать достаточно сложные грамматические
формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с
сочинительными и подчинительными связями). В 6-7(8) лет увеличивается словарный запас. Этому также способствует чтение литературы.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвен ной
речью. В описательном и повествовательном монологе способны передать состояние героя, его настроение, отношение к соб ытию,
используя эпитеты, сравнения.

1.5.

Сроки и этапы реализации программы

Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут (1 академический час) во второй половине дня.
Объем Программы.
Группа
Старшая (5-6 лет)
Подготовительная (6-7 (8) лет)

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

2
2

96
96
8

Срок освоения программы.
Данная программа рассчитана на 1 год (12 месяцев).
Уровень- стартовый.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
 индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
 мини-групповая;
 работа в парах.
Основными виды образовательного процесса являются:
 игровые занятия;
 занятия - соревнования;
 занятия – викторины;
 занятия – обобщения;
 занятия - путешествия.
Структура занятий.
Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного
процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками и таблицами может
проводиться параллельно с изучением темы по окружающему миру, т.е. в течение всего занятия. При дифференциации заданий может быть
использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения. В таблице приведены
примерные показатели использования времени на определённых этапах занятия.
Этапы

Содержание работы

Продолжительность, мин

I

Нейроразминка

II

Артикуляционная
гимнастика,
логопедические
Проговаривание чистоговорок, скороговорок.

III

Работа с таблицами по методике Н.А.Зайцева Игры с кубиками.

20

IV

Ознакомление с окружающим миром (беседа, игра, пословицы,
отгадывание загадок и тд.)

3

4
упражнения.

3

9

Формы проведения результатов.
Проверка результатов проходит в форме игровых занятий. Итоговый контроль осуществляется в форме открытого занятия.
2. Цели и задачи программы:
Обучение детей дошкольного возраста сознательному, правильному чтению по складам с переходом к чтению целым словом, далее
развивать навыки чтения предложениями. Подготовка детей к школьному обучению.
Задачи программы:
Образовательные задачи (предметные):
 Обучать детей читать слова по складам;
 Обучать «писать» слова (собирать) из кубиков и по таблицам посредством чтения и «письма»;
 Формировать, уточнять, закреплять знания детей о классификации предметов, различных явлений в природе, окружающем мире;
 Формировать активный словарь.
Развивающие задачи (метапредметные). Посредством пропевания «попевок кубиков» и таблиц способствовать:
 Улучшению дикции;
 Развитию фонематического и музыкального слуха;
 Развитию познавательного интереса к чтению;
 Развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные задачи (личностные):
 Воспитывать интерес к родному языку;
 Воспитывать интерес к чтению;
 Воспитывать самостоятельность, умение сотрудничать, коллективизм.
Принципы реализации программы отлично сочетаются с принципами реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образовательного учреждения:

поддержка разнообразия детства;

сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание
(рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенк ом сейчас,
а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей),
педагогических и иных работников ДОУ) и детей;

уважение личности ребенка, учёт его индивидуальности.
10

3. Содержание программы
3.1.
Учебно-тематический план
№
Разделы
Знакомство с детьми.
Инструктаж по ТБ.
2 Подготовительный этап
3 Запоминание складов
4 Выход в слово
5 Алфавит
6 Итоговое занятие «Чему мы научились за год»
Итого
1

№

1

2

Разделы (Этапы)

Всего
2
4
42
26
22
2
96

Количество часов
Теория
1
1
8
6
10
0

Теория (программное содержание)
Дошкольники знакомятся с педагогом и составом группы,
особенностями обучения. Происходит так называемое
«Вживание» в новую роль, в новые условия. Основными
формами организации детской деятельности являются ролевые
игры, игры с дидактическим материалом, коммуникативные
игры и т.д.
На этом этапе методом наблюдения педагог выявляет
Установочные
характерные особенности детей, их умение общаться и
занятия
взаимодействовать с окружающими. Таблица складов
находится в поле зрения детей, но педагог пока не привлекает
к ней внимание ребят.
Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы на
занятиях. Знакомство дошкольников с особенностями
обучения в группе. Формирование социальной позиции детей и
восприятия
ими
сверстников
на
положительной
эмоциональной основе
Этот этап достаточно простой и короткий - 2 занятия, и с
Подготовительный первых же минут работы по методике у детей начинает
этап
развиваться скоординированная работа системы анализаторов,
развивается ощущение звуковой стороны речи, просыпается

Практика
1
3
32
20
12
2

Формы аттестации/
контроля
Игра
«Путешествие
на
поезде в деревню Звукино»
Взаимоанализ
Игра в парах
Анализ работ
Творческий проект
Открытое занятие

Практика
Игра «Дружные ребята»
Цель:
сплочение
детей,
создание
благоприятной атмосферы.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая игра.
Упражнения
на
межполушарную
асимметрию.
Чистоговорки.
Игра «Путешествие на поезде в деревню
Звукино»
Цель: познакомить детей с разнообразием
звуков: звуки природы, звуки предметов,
звуки, которые произносим, вызвать интерес к
занятию, развивать фонематический слух
детей.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая игра.
Упражнения
на
асимметрию.

межполушарную

11

интерес к обучению.
Задачи первого этапа: привлечение внимания детей к таблицам
и
кубикам
(их
классификация),
развитие
умения
манипулировать кубиками, а также следить за действиями
педагога и выполнять его инструкции.

3

Запоминание
складов

На этапе запоминания складов ребёнок должен осмыслить,
понять, а не заучить складовые слияния (МУ, МО, МА, МЭ,
МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь и т.д.). При работе со складовой
таблицей, которая находится выше уровня глаз детей на
высоте 1,5 м, используются как индивидуальные, так и
групповые формы организации занятий. Так называемые
«складовые песенки»
распределены в
определённой
последовательности, в порядке, который предусматривает
усвоение отдельных складов путём их «пения» на каждом
занятии (по темам, названиям каждой «песенки»: про маму
«МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь»; про папу
«ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П, пю, пё, пя, пе, пи, пь» и т.д.), что
вызывает у детей огромный интерес, развивает артикуляцию,
дикцию, формирует правильное произношение.
Задачи:
1. Введение ребёнка в знаковую систему:
а) знакомство со складом;
б) выделение и показ определённого склада;

Дети знакомятся с кубиками, слушают их
звучание, трогают, крутят, рассматривают,
сравнивают.
Воспитатель поет по таблице склады
«песенки» - по желанию детей, дети
повторяют.
Артикуляционная гимнастика.
Скороговорка.
Игра «Шумовой оркестр». Дать детям
возможность
«погреметь»
кубиками,
ориентируясь на «дирижера».
Игры на классификацию кубиков, например,
игра: на 2 подноса разложить деревянные и
железные кубики, сравнить их цвет, величину,
количество.
Игра - эстафета: разобрать кубики на большие
(мальчики) и маленькие (девочки). Дать им
имена и фамилии.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая игра.
Упражнения
на
межполушарную
асимметрию.
Артикуляционная гимнастика.
Слушание разных попевок, подпевание, пение
складовых песенок по таблице с указкой и
озвучивая кубик.
Чистоговорки.
Скороговорки.
Игры-эстафеты на классификацию кубиков.
Игра «Какую песенку я спела?»
Игра «Назови девочку, назови мальчика»
Игра «Братишки и сестренки».
Игра «Поезд»
Игра «Сосиски и сардельки»
Игра «Кочки»
Игра «Смешные слова»
12

4

Выход в слово

5

Алфавит

6

Итоговое занятие
«Чему мы
научились за год»

в) графическое оформление склада;
Игра «Эхо»
г) классификация складов.
Письмо слов на заданную тему по таблице
2. Развитие артикуляции, дикции, формирование правильного указкой и кубиками.
произношения звуков.
Дети знакомятся с поговорками, пословицами,
чистоговорками.
Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше,
Дыхательная гимнастика.
кто позже.
Пальчиковая игра.
Работа по формированию навыка чтения слов носит
Упражнения
на
межполушарную
индивидуально-дифференцированный характер.
асимметрию.
Основными формами организации занятий по-прежнему
остаются группы, подгруппы,
работа в парах и
1. «Написание» слов по таблице и кубиками;
индивидуальная работа с детьми.
2. Выделение ударного склада;
Задачи:
3. Усвоение правила написания слов с
1.Овладение техникой складового чтения.
большой буквы;
2. Осознание детьми различий между написанием и
4.Чтение слов по «Складовым картинкам».
произношением некоторых слов.
5. Скороговорки и чистоговорки.
3.Активизация и обогащение словаря.
На данном этапе более успешные дети выходят в чтение слов и
предложений. Введение книжного шрифта проходит
Загадки. Демонстрация алфавита.
постепенно, индивидуально в зависимости от усвоения навыка
Знакомство с песенкой №1 «Алфавит»
чтения каждым ребёнком.
Чтение и письмо слов. Игры. Пение
Организация занятий носит дифференцированный характер:
алфавита. (песенка №1) Письмо слов
работа в группе, в парах, индивидуальная работа, хоровое
кубиками и по таблице указкой. Чтение
чтение слов на плакатах, составление из слов предложений.
слов по складам, составление из слов
Задачи пятого этапа:
предложений.
1.Увеличение словарного запаса.
2.Формирование знания алфавита, умения называть буквы.
В свободной форме, по желанию детей.

3.2. Содержание учебно-тематического плана
№
1.

Название раздела, темы
Знакомство с детьми.

Всего
1

Количество занятий
Теория
Практика
Познакомить детей с правилами поведения на Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
13

Инструктаж по ТБ.
Игра «Путешествие на
поезде
в
деревню
Звукино».

уметь

занятии, друг с другом.
Создание
благоприятной
эмоциональной
атмосферы
на
занятии.
Формирование
представлений детей о многообразии звуков,
развитие фонематического слуха.
Воспитывать
коллективизм,
умение
сотрудничать.

2.

«Как
хорошо
читать!»

3.

Знакомство
детей
с
кубиками и таблицами.
Песенка кубиков.

2

4.

Слушание попевки №1 и
пение
складов
по
таблицам.
Классификация: кубики
(железные, деревянные,
золотые, знаки).
Песенка кубиков.

2

5.

Пение
складов
по
таблицам. Попевка №1.
Классификация:
большие и маленькие,
двойные
большие,
двойные
маленькие
кубики.

2

1

Упражнения на межполушарную асимметрию.
Вовлечь в игру «Путешествие на поезде в
деревню Звукино».
Чистоговорки.

Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Формирование представлений детей о важности
Упражнения на межполушарную асимметрию.
умения читать. Формирование социальной
Сказка про буквы и слова. Артикуляционная
позиции детей и восприятия ими сверстников на
гимнастика. Игра «Чья песенка?» Цель:
положительной эмоциональной основе.
развитие фонематического слуха
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Развитие
фонематического
слуха, Упражнения на межполушарную асимметрию.
артикуляционного аппарата. Познакомить детей Дети знакомятся с кубиками, слушают их
с таблицами и кубиками.
звучание, трогают, крутят, рассматривают,
Рассмотреть кубики, их содержимое, сравнить сравнивают.
кубики по цвету, размеру, звуку.
Артикуляционная гимнастика.
Рассказать, что у каждого кубика своя песенка.
Педагог поет по таблице склады «песенки» по желанию детей, дети повторяют.
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
Стимулировать детей на пропевание складов. Игра: на 2 подноса разложить деревянные и
Развитие фонематического и музыкального железные кубики, сравнить их цвет,
слуха.
Развитие
интереса
к
чтению. количество.
Воспитывать
коллективизм,
умение Артикуляционная гимнастика.
сотрудничать.
Игра «Шумовой оркестр». Дать детям
возможность
«погреметь»
кубиками,
ориентируясь на «дирижера».
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Развитие
фонематического
слуха,
Упражнения на межполушарную асимметрию.
артикуляционного
аппарата.
Осваивание
Игра: разобрать кубики на большие
складов.
Попевка
№1.
Способствовать
(мальчики) и маленькие (девочки). Дать им
пропеванию и запоминанию складов по
имена и фамилии.
таблицам
и
кубикам.
Воспитывать
Артикуляционная гимнастика.
коллективизм, умение сотрудничать.
Игра «Шумовой оркестр» Дать детям
14

Песенка кубиков.

6.

7.

«Королевское
имя».
Пение
складов
по
таблицам. Попевка №1.

Королевское
имя».
Ударение. Пение складов
по таблицам.
Попевка №1.

2

Развитие
фонематического
слуха,
артикуляционного
аппарата.
Осваивание
складов.
Попевка
№1.
Формирование
представлений детей о способе написания
имени по таблице с помощью указки.

2

Развитие интереса к чтению, развитие
музыкального слуха. Осваивание складов.
Попевка №1.
Знакомство с ударным слогом (кубиком,
который показывает ударение). Имена и
фамилии кубиков.
Воспитывать
коллективизм,
умение
сотрудничать.

2

Развитие фонематического и музыкального
слуха. Артикуляционного аппарата.
Осваивание складов. Попевка №1.
Знакомство с семьями А-Я. Способствовать
улучшению дикции.
Воспитывать
коллективизм,
умение
сотрудничать.

8.

«Как
зовут
маму?».
Ударение.
Классификация.
Игра
«Братишки-сестренки» (с
А-Я)

9.

«Как
зовут
папу?».
Ударение.
Классификация:
У-Ю.
Игра
«Братишкисестренки».

2

Осваивание складов. Попевка №2. Знакомство с
семьями У-Ю. Способствовать улучшению
дикции.
Развитие фонематического и музыкального
слуха, артикуляционного аппарата.
Воспитывать
коллективизм,
умение
сотрудничать.

10.

Классификация: О-Ё.
Игра
«Путешествие».

3

Формирование интереса к чтению. Осваивание
складов. Активизация и обогащение словаря

возможность
погреметь
кубиками,
ориентируясь на «дирижера»
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
Составление имени с помощью кубиков.
Вспомнить имена и фамилии кубиков.
Артикуляционная гимнастика.
Пропевание попевки. Игра «Угадай, кто
мальчик или девочка?»
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
Письмо имен по таблице, кубиками.
Игра «Смешные слова».
Артикуляционная гимнастика.
Пропевание попевки по таблице. Игра «Какую
песенку я спела?». Игра «Спой песенку с
показом».
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
Игра «Какую песенку я спела?».
Прописывание имен указкой по таблице.
Выкладывание имени из кубиков. Озвучить
выбранный кубик.
Артикуляционная гимнастика.
Пропевание
попевки
с
движением
«пружинка».
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
Прописывание имен указкой по таблице.
Выкладывание имени из кубиков. Озвучить
выбранный кубик.
Артикуляционная гимнастика.
Знакомство с новой попевкой. Слушание ее с
подтанцовкой.
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
15

Попевка А-Я, О-Ё… с
ударением на «братиков»

детей.
Способствовать улучшению дикции.
Воспитывать
коллективизм,
сотрудничать.

умение

3

Формирование интереса к чтению, развитие
музыкального
слуха,
артикуляционного
аппарата.
Осваивание складов. Попевка №2.
Знакомство
с
семьями
Э-Е,
ЛЭ-ЛЕ…
Способствовать улучшению дикции. Работа над
ударением.

3

Развитие интереса к чтению, расширение
словаря детей. Осваивание складов. Попевка
№2. Знакомство с семьями Ы-И, МЫ-МИ…
Способствовать улучшению дикции.
Воспитывать
коллективизм,
умение
сотрудничать.

13.

Игра
«Подарки»,
знакомство
с
новой
попевкой (во всю длину
таблицы)

1

Развитие
мыслительной
деятельности,
фонематического слуха, артикуляционного
аппарата. Активизация и обогащение словаря
детей.
Осваивание
складов.
Способствовать
улучшению дикции.
Развитие
коммуникативных
навыков.
Воспитывать
коллективизм,
умение
сотрудничать.

14.

Игра

1

Развитие

11.

12.

Классификация: Э-Е.
Игра
«Путешествие».
Попевка А-Я, О-Ё… с
ударением
на
«сестричек»

Классификация Ы-И.
Игра «Магазин»

«Кочки»,

мыслительной

деятельности,

Знакомство с семьями О-Ё, НО-НЁ…
Берем с собой в путешествие всех членов
семьи.
Артикуляционная гимнастика.
Знакомство с новой попевкой №2.
(ударяем «братиков»). Пение попевки с
движениями.
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
Знакомство с друзьями Э-Е.
Артикуляционная гимнастика.
Э-Е.
Игра «Путешествие». Попевка А-Я, О-Ё… с
ударением на «сестричек».
Игра «Путешествие». Собирать все, что нужно
для путешествия: одежда, обувь…Заучивание
новой попевки (ударяем «сестричек»)
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки с
Ы-И.
«Пишем», все, что можно купить в магазине
игрушек.
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
Артикуляционная гимнастика.
Игра «Какую песенку я спела?» Попевка №3.
Игра «Подарки». Собрать из кубиков
несколько имен ребят, которые ждут подарки.
Перед детьми на столе и на полу лежат
разрезанные на склады слова в хаотичном
порядке. Надо собрать «подарки-склады» в
нужное слово, которое означает подарок и
положить его возле того имени, для кого
подарок.
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
16

знакомство
с
новой
попевкой (во всю длину
таблицы)

15.

16.

17.

18.

Игра
«Домики»,
знакомство
с
новой
попевкой (во всю длину
таблицы)

Поезд
«А»,
«Сардельки»

Поезд
«Я»,
«Сосиски»

Поезд
«У»,
«Сосиски»

игра

игра

игра

фонематического слуха, артикуляционного
аппарата. Активизация и обогащение словаря
детей.
Осваивание
складов.
Способствовать
улучшению дикции.
Развитие
коммуникативных
навыков.
Воспитывать
коллективизм,
умение
сотрудничать.

1

Развитие
мыслительной
деятельности,
фонематического слуха, артикуляционного
аппарата. Активизация и обогащение словаря
детей.
Осваивание
складов.
Способствовать
улучшению дикции.
Развитие
коммуникативных
навыков.
Воспитывать
коллективизм,
умение
сотрудничать.

3

Развитие
мыслительной
деятельности,
фонематического слуха, артикуляционного
аппарата. Осваивание складов. Чтение складов.
Способствовать улучшению дикции.

3

Развитие
мыслительной
деятельности,
фонематического слуха, артикуляционного
аппарата. Осваивание складов. Способствовать
улучшению дикции. Письмо слов указкой по
таблице и кубиками.

3

Развитие
мыслительной
деятельности,
фонематического слуха, артикуляционного
аппарата. Осваивание складов. Способствовать
улучшению дикции. Письмо слов указкой по
таблице и кубиками.

Упражнения на межполушарную асимметрию.
Артикуляционная гимнастика.
Игра «Какую песенку я спела?» Попевка №3.
Игра «Кочки». Перед детьми на полу лежат
разрезанные на склады слова в хаотичном
порядке. Надо наступая на «кочки-склады»
собрать нужное слово, не провалившись в
«болото». Например: имена детей, предметы,
которые брали в путешествие и т.д
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
Артикуляционная гимнастика.
Игра «Какую песенку я спела?» Попевка №3.
Игра «Домики». Перед детьми на столе лежат
разрезанные на склады слова в хаотичном
порядке. Надо собрать «части домиковсклады» в нужное слово. Например: имена
мамы и папы, предметы, которые берут в
школу и т.д
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
Артикуляционная гимнастика. Попевка №3.
Собрать поезд из кубиков с гранями на «А»,
поделить поезд на сегменты («сардельки»)
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
Артикуляционная гимнастика. Попевка №3.
Чтение складов.
Собрать поезд из кубиков с гранями на «А».
Чтение складов. Затем поделить поезд на
сегменты («сардельки»)
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
Артикуляционная гимнастика.
Попевка №3. Чтение складов.
Собрать поезд из кубиков с гранями на «У».
17

19.

20.

Поезд
«О»,
«Сосиски»

Поезд
«Ё»,
«Сосиски»

игра

игра

3

Развитие
мыслительной
деятельности,
фонематического слуха, артикуляционного
аппарата. Осваивание складов. Способствовать
улучшению дикции. Письмо слов указкой по
таблице и кубиками.

3

Развитие
мыслительной
деятельности,
фонематического слуха, артикуляционного
аппарата. Осваивание складов. Способствовать
улучшению дикции. Письмо слов указкой по
таблице и кубиками.
Воспитывать
коллективизм,
умение
сотрудничать.

21.

Игра «Какое слово тебе
написать?»

6

22.

Игра «Путешествие
зоопарк»

3

23.

24.

в

Игра «Рыбки-слова»

Игра «Собери слова с
заданными кубиками»

2

4

Активизация
словаря
детей.
Развитие
фонематического слуха. Попевка №4. Письмо
односложных слов по таблице, составление слов
из кубиков.
Обогащение словаря детей. Развитие интереса к
чтению. Письмо односложных и двухсложных
слов по таблице, составление слов из кубиков.
Воспитывать
коллективизм,
умение
сотрудничать.
Активизация
словаря
детей.
фонематического слуха. Попевка №4.
Способствовать улучшению дикции.
Воспитывать
коллективизм,
сотрудничать.

Развитие
умение

Активизация
словаря
детей.
Развитие
фонематического слуха. Попевка №4. Дать
кубики,
из
которых
можно
собрать
определенные слова.

Чтение складов. Затем поделить поезд на
сегменты («сардельки»)
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
Артикуляционная гимнастика. Скороговорка с
«О»..
Попевка №3. Собрать поезд из кубиков с
гранями на «О». Чтение складов. Игра «Эхо»
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
Артикуляционная гимнастика. Скороговорка.
Игра «Какую песенку я спела?». Попевка №4.
Игра «Эхо».
Собрать поезд из кубиков с гранями на «Ё».
Чтение складов. Затем поделить поезд на
сегменты («сардельки»), и прочитать.
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
Артикуляционная гимнастика. Скороговорка.
Игра «Какую песенку я спела?» Игра «Эхо».
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
Артикуляционная гимнастика. Скороговорка.
Попевка №4. Игра «Какую песенку я спела?».
Игра «Эхо». Письмо слов кубиками.
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
Артикуляционная гимнастика. Скороговорка.
Игра «Какую песенку я спела?». Игра «Эхо».
«Ловить» рыбок со словами магнитной
удочкой, прочитать слова, «написать» по
таблице.
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
Артикуляционная гимнастика.
Скороговорка.
18

25.

Знакомство
со
складовыми картинками
(на 2 склада)

4

26.

Чтение
складовых
картинок (на 2 склада)

4

27.

Чтение
складовых
картинок (на 2 склада)

4

28.

Чтение
складовых
картинок (чтение на 3
склада)

4

29.

Чтение
складовых
картинок (чтение на 3
склада)

4

Ребенок старается собрать как можно больше Игра «Какую песенку я спела?». Игра «Эхо».
слов из этих кубиков. Работа с ударением.
Игра «Собери слова из кубиков».
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Познакомить детей со складовыми картинками. Упражнения на межполушарную асимметрию.
Активизация
словаря
детей.
Развитие Артикуляционная гимнастика.
фонематического слуха. Письмо слов указкой по Скороговорка.
таблице и кубиками.
Игра «Эхо». Чтение в виде соревнования,
Воспитывать
коллективизм,
умение затем каждый ребенок самостоятельно
сотрудничать.
собирает любое слово из кубиков по своей
картинке. Второй вариант – работа в паре.
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
Активизация
словаря
детей.
Развитие
Артикуляционная гимнастика.
фонематического слуха. Чтение картинок на
Скороговорка.
определенные
склады.
Составление
Игра «Какую песенку я спела?»
предложений по картинкам. Работа с ударением
Чтение картинок на определенные склады.
Игра «Эхо».
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Чтение картинок на определенные склады.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
Составление предложений по картинкам. Работа Артикуляционная гимнастика.
с ударением Письмо слов указкой по таблице и Скороговорка.
кубиками.
Игра «Какую песенку я спела?»
Чтение картинок на определенные склады.
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
Артикуляционная гимнастика.
Развитие
фонематического
слуха,
Скороговорка.
артикуляционного аппарата.
Игра «Какую песенку я спела?»
Воспитывать
коллективизм,
умение
Чтение картинок на определенные склады.
сотрудничать.
Составление предложений по картинкам.
Работа с ударением.
Письмо слов указкой по таблице и кубиками.
Попевка №5. Составление предложений по Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
картинкам. Работа с ударением Письмо слов Упражнения на межполушарную асимметрию.
указкой по таблице и кубиками.
Артикуляционная гимнастика.
Скороговорка.
19

Игра «Какую песенку я спела?» Чтение
картинок на определенные склады.

30.

Чтение
картинок

складовых

4

Попевка №5. Игра «Какую песенку я спела?».
Способствовать улучшению дикции. Письмо
слов указкой по таблице и кубиками.

31.

Собери слова из кубиков
по картинкам

4

Активизация словаря детей.
Развитие мыслительной деятельности. Попевка
№5,6.
Игра «Какую песенку я спела?»
Способствовать улучшению дикции.
Воспитывать
коллективизм,
умение
сотрудничать.

32.

Соревнование:
«Кто
быстрее соберёт слова с
заданным количеством
кубиков»

2

«В гостях у нас Незнайка». Развлекательноинтеллектуальная игра для детей.

33.

Соревнование:
«Кто
быстрее соберёт слова с
заданным количеством
кубиков»

2

«В
гостях
у
сказки».
Развлекательноинтеллектуальная игра для детей.

34.

Соревнование:
«Кто
быстрее соберёт слова с
заданным количеством
кубиков»

2

«Кто
живёт
в
лесу».
Развлекательноинтеллектуальная игра для детей.

35.

Алфавит

22

Формирование

представлений

детей

об

Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
Артикуляционная гимнастика.
Скороговорка.
Игра «Какую песенку я спела?» Чтение
картинок на определенные склады.
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
Артикуляционная гимнастика.
Скороговорка. Игра «Какую песенку я спела?»
Чтение картинок на определенные склады.
Составление предложений по картинкам.
Работа с ударением Письмо слов указкой по
таблице и кубиками.
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
Соревнование: «Кто быстрее соберёт слова с
заданным количеством кубиков». Игра
«Помоги Незнайке исправить слово». Игра
«Что забыл Незнайка».
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
Соревнование: «Кто быстрее соберёт слова с
заданным количеством кубиков». Игра
«Угадай и напиши имя героя сказки».
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
Упражнения на межполушарную асимметрию.
Соревнование: «Кто быстрее соберёт слова с
заданным количеством кубиков». Игра
«Угадай и напиши, кто живёт в весеннем
лесу». Игра «Собери из кубиков название
весенних птиц».
Дыхательная гимнастика. Пальчиковая игра.
20

алфавите, о возможности его петь. Развитие
фонематического слуха, музыкального слуха,
расширение и обогащение словаря детей,
развитие коммуникативных навыков.

36.

Открытое занятие. Чему
мы научились за год.

2

Упражнения на межполушарную асимметрию.
Артикуляционная гимнастика.
Скороговорка.
Игра «Кочки». Игра «Рыбки-буквы». Игра
«Тучки».
Пение алфавита. Песенка №1. Письмо слов
кубиками и по таблице указкой.
Чтение слов по складам, составление из слов
предложений.

В свободной форме, по желанию детей.

4. Планируемые результаты
Предметные:
- Сформированность знаний классификации кубиков;
-Сформированность умения писать слова «кубиками и указкой по таблицам»;
-Ребенок открыт новому, то есть проявляет стремление к получению знаний;
Метапредметные:
- Сформированность навыков читать склады по таблицам и на кубиках, пропевать их;
- Сформированность умения читать слова по складам;
- Обогащение активного словаря, более полное и глубокое представление об окружающем мире, о котором можно не только говорить,
но и читать и «писать» (кубиками и по таблицам);
- Развитие фонематического и музыкального слуха;
Личностные:
- Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность на занятии;
- Обладает установкой положительного отношения к миру, людям, самому себе, данному виду деятельности – чтению.

21

5. Комплекс организационно-педагогических условий
5.1. Материально-техническое обеспечение
Зал/кабинет дополнительного образования, обручи спортивные, указки длинные легкие – 3
штуки, игрушки, магнитно-маркерная доска, мебель: столы, полки для кубиков.
звуковоспроизводящая аппаратура (звуковая колонка, аудиомагнитофон, ноутбук).
5.2. Информационное обеспечение
1. CD-диск с попевками;
2. Электронное пособие. Методики Н. Зайцева., 2012 год
5.3. Кадровое обеспечение
Педагог с высшем педагогическим образованием; повышение квалификации по
дополнительной профессиональной программе «Технология раннего обучения чтению детей
дошкольного возраста по методике Н. Зайцева»
5.4. Методические материалы
 кубики в количестве 61 штук, различные по размеру, цвету, наполнителю;
 таблицы с изображением кубиков со складами в определённом порядке;
 складовые картинки;
 Н.Пятибратова «Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева»;
6. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для выявления уровня развития детей в начале и в конце учебного года проводится
диагностическое обследование педагогом. Мониторинг проводится исключительно с целью
индивидуализации образовательного процесса и оптимизации работы с группой детей. Все данные
заносятся в сводную диагностическую карту обследования, которые помогают проанализировать
результаты обследования, спланировать работу и увидеть динамику развития ребенка.
Обследование детей в мае проходит в игровой форме (форма фиксации в свободной форме):
 Озвучивание «золотых» букв: У-О-А-Э-Ы; ю-ё-я-е-и (кубики, таблица).
 Озвучивание «железных» букв: Jl-ль; М-мь; Н-нь; Р-рь... (кубики, таблица).
 Озвучивание «деревянных» букв: Ф-фь; С-сь; П-пь; Т-ть... (кубики, таблица).
 Назови «братика», «сестренку» «золотых букв»: У-ю; О-ё; А-я; Э-е; Ы-и.
 Назови «братика», «сестренку» «железных букв»: ЛУ-лю; ЛО-лё; Л А-ля; ЛЭ-ле; ЛЫ- ли.
 Назови «братика», «сестренку» «деревянных букв»: ФУ-фю; ФО-фё;
 ФА-фя; ФЭ-фе; ФЫ-фи.
 Чтение попевок (слева - направо, сверху - вниз): МУ-мю; МО-мё; МА-мя; МЭ-ме; МЫ-ми.
 Складовое составление, чтение слов по кубикам и таблице: МА-МА; ПА ПА; И-РА...
 Складовое чтение по карточкам (слова).
22

7. Список используемой литературы
1. Выготский Л.С. «Мышление и речь». – Избр. психол. исслед. М.; 1956. - 264 с.
2. Егоров Т. Г. «Психология овладения навыком чтения». - М., 1953. - 264 с.
3. Зайцев Н.В. Комплект «Складовые картинки». - НОУДО «Методики Н.Зайцева», СПб.,
2012.
4. Зайцев Н.В. «Кубики Зайцева. Учебное пособие». – НОУДО «Методики Н. Зайцева».
СПб., 2012. - 128 с.
5. Зеньковский Л. «Психология детства». – М.: Академия, 1996. - 346 с.
6. Карпова С.Н., Труве Э.И. «Психология речевого развития ребенка». - Ростов-на-Дону,
1987. - 94 с.
7. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет». Ун-т Рос. акад. образования. – 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999. – 175 с.
8. Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей». – Ярославль: Гринго: Лайнер, 1995. - 236 с.
9. Пятибратова Н. Домашняя тетрадь к занятиям по «кубикам Зайцева». – Генезис, 2009. –
56 с.
10. Селезнева Е.П. «Развитие речи детей». – М., 1984. – 11 с.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».