Положение о логопедиченской помощи МБДОУ - детский сад № 46

1

1. Общие положения
1.1. Положение об оказании логопедической помощи в Муниципальном
бюджетном дошкольном образовательном учреждении – детском саду № 46 (далее
– Положение) регламентирует деятельность МБДОУ – детского сада № 46 (далее –
МБДОУ) в части оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим
нарушения речи и трудности в освоении ими основных общеобразовательных
программ, в том числе адаптированных.
1.2. Задачами МБДОУ по оказанию логопедической помощи являются:
 организация и проведение логопедической диагностики с целью
своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений
воспитанников;
 организация проведения логопедических занятий с воспитанниками с
выявленными нарушениями речи;
 организация пропедевтической логопедической работы с воспитанниками
по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи,
включая разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам;
 консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с воспитанниками.
1.3. Воспитанники вправе получать логопедическую помощь независимо от
формы получения образования и формы обучения.
2. Порядок оказания логопедической помощи
2.1. Логопедическая помощь оказывается детским садом собственными
силами, а также в рамках сетевой формы реализации образовательных программ.
2.2. При оказании логопедической помощи учитель-логопед ведет
документацию согласно приложению 1 к настоящему положению.
Срок и порядок хранения документов определяются локальными
нормативными актами детского сада и настоящим положением. Срок хранения
документации учителя-логопеда составляет не менее трех лет с момента
завершения оказания логопедической помощи.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется детским
садом, исходя из:
 количества воспитанников, имеющих заключение психолого-медикопедагогической комиссии (далее – ПМПК) с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе для воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) из рекомендуемого расчета
1 штатная единица учителя-логопеда на 5 (6)–12 указанных воспитанников;
 количества
воспитанников, имеющих заключение психологопедагогического консилиума (далее – ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психологопедагогической помощи воспитанникам, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителемлогопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25
таких воспитанников;
2

 количества воспитанников, имеющих высокий риск возникновения
нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики,
проведенной учителем-логопедом, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица
учителя-логопеда на 25 таких воспитанников.
2.3. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного
заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей
(законных представителей) воспитанников.
2.4. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год,
включая
входное
и
контрольное
диагностические
мероприятия,
продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.
2.5. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают
проведение общего срезового обследования воспитанников, обследование
воспитанников по запросу родителей (законных представителей), педагогических
работников, углубленное обследование воспитанников, имеющих нарушения
устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью
составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и
другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус воспитанника.
2.6. По запросу педагогических работников возможна организация
внеплановых диагностических мер в отношении воспитанников, демонстрирующих
признаки нарушения устной и (или) письменной речи. В случае инициации
внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им
должна быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение 2 к
Положению) воспитанника, демонстрирующего признаки нарушения устной и
(или) письменной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После
получения
обращения
учитель-логопед
(учителя-логопеды)
проводит
диагностические мероприятия.
2.6. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении
логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической
диагностики с учетом выраженности речевого нарушения воспитанника,
рекомендаций ПМПК, ППк.
2.7. Зачисление на логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в
получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании
приказа заведующего. Зачисление воспитанников на логопедические занятия
может производиться в течение всего учебного года.
2.8 Отчисление воспитанников с логопедических занятий осуществляется по
мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей
конкретного ребенка.
2.9. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в
индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и
периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется
учителем-логопедом с учетом выраженности речевого нарушения воспитанника,
рекомендаций ПМПК, ППк.
2.10. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся с учетом
режима работы детского сада.
2.11. Содержание коррекционной работы с воспитанниками определяется
учителем-логопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов
логопедической диагностики.
3

2.12. Логопедические занятия проводятся в помещениях, оборудованных с
учетом особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их
здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к
данным помещениям.
2.13. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в
формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей
воспитанников при совместной работе всех участников образовательного процесса
(административных и педагогических работников детского сада, родителей
(законных представителей), которая предполагает информирование о задачах,
специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы
учителя-логопеда с воспитанниками.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
 постоянно действующей консультативной службы для родителей;
 индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников детского сада;
 информационных стендов.
З. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ
дошкольного образования
3.1. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой
направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной
программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную
образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные программы
дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в
длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не
могут посещать детский сад, получающие образование на дому, в медицинских
организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии
устной речи.
3.2. Для детей, получающих образование в форме семейного образования, а
также для детей, не посещающих детский сад, необходимо предоставление
медицинской справки по форме 026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для
образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего
профессионального образования, детских домов и школ-интернатов».
3.3. Периодичность проведения логопедических занятий:
 для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией
об обучении по адаптированной основной образовательной программе
дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения, и
требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет
не
менее
двух
логопедических
занятий
в
неделю
(в
форме
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
 для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся,
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ,
развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителемлогопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не
менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и
4

индивидуальных занятий);
 для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений
речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме
групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с индивидуальной
программой психолого-педагогического сопровождения.
3.4. При организации логопедической помощи детям младенческого и
раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей
(законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка,
создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации
развития.
3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
 для детей от 1,5 до 3 лет – не более 10 мин;
 для детей от 3 до 4-х лет – не более 15 мин
 для детей от 4-х до 5-ти лет – не более 20 мин;
 для детей от 5 до 6-ти лет – не более 25 мин;
 для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 мин.
3.6. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
 для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями
об обучении по адаптированной основной образовательной программе
дошкольного образования – не более 10 человек;
 для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся,
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ,
развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с
учителем-логопедом), не более 10 человек;
 для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений
речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная
наполняемость группы определяется в соответствии с индивидуальной программой
психолого-педагогического сопровождения.
4. Направления деятельности учителя-логопеда
4.1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее
дефектологическое образование по специальности «Логопедия».
4.2. Учитель-логопед назначается и увольняется заведующим дошкольным
образовательным учреждением в порядке, предусмотренном законодательством.
4.3. Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:
4.3.1. Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое
обследование устной и письменной речи воспитанников, сбор и анализ
анамнестических
данных,
психолого-педагогическое
изучение
детей,
дифференциальная диагностика речевых расстройств, обработка результатов
обследования, определение прогноза речевого развития и коррекции,
комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных, составление
перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу,
составление расписания занятий.
4.3.2. Профилактическая и просветительская работа – направлена на
повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомленности
5

родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической
коррекционной работе и мероприятиях по повышению успеваемости
воспитанников, имеющих нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется
через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы,
открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным
материалом; целенаправленная систематическая совместная работа учителялогопеда, педагога-психолога, учителей и родителей (законных представителей) по
выявлению детей группы риска.
4.3.3. Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и
совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и
компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной,
коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведется на
фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
4.3.4. Организационно-методическая работа направлена на:
• повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;
• обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов
и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у
воспитанников;
• повышение эффективности коррекционно-логопедической деятельности;
• совершенствование программно-методического оснащения коррекционнологопедической деятельности. Работа включает в себя: разработку методических
рекомендаций для учителей и родителей по оказанию логопедической помощи
детям, перспективного планирования, изучение и обобщение передового опыта,
обмен опытом, поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и
приобретение наглядного и дидактического материала.
4.4. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно
педагогическая работа с воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за ставку
заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная
трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом
(методическая, подготовительная, организационная и иная).
4.5. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов)
заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления
речевых особенностей воспитанников при совместной работе всех участников
образовательной деятельности (административных и педагогических работников
детского сада, родителей (законных представителей), которая предполагает
информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционноразвивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками.
4.6. Консультативная деятельность может осуществляться через
организацию:
• постоянно действующей консультативной службы для родителей;
• индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников детского сада;
• информационных стендов.
4.7. На консультативную работу используются 2 часа. В часы консультаций
учитель-логопед:
• проводит работу по уточнению установленного логопедического
заключения, более тщательно обследуя речь детей;
• дает рекомендации воспитанникам и их родителям по коррекции
6

фонетического дефекта;
• проводит консультации с родителями и воспитателями по определению
тяжести речевого дефекта;
• оформляет необходимую документацию.
5. Материально-техническое обеспечение помещения для
логопедических занятий
5.1. Для логопедического помещения выделяется кабинет в детском саду,
отвечающий
санитарно-гигиеническим
нормам
(наличие
правильной
освещенности, условий для соблюдения воздушного режима), который должен
быть эстетически оформлен.
5.2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного
образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда,
зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
5.3. В рабочей зоне учителя-логопеда необходимо размещать мебель для
ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и
консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей;
рабочую зону учителя-логопеда следует оборудовать рабочим местом,
канцелярией, офисной оргтехникой.
5.4. Зону коррекционно-развивающих занятий – оборудовать приборами
дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми,
передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в
зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей.
5.5. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать
полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное
на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих
возможностей детей.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи является
локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и
утверждается приказом заведующего МБДОУ.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются
в
письменной
форме
в
соответствии
действующим
законодательством Российской Федерации.
6.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1
настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.

7

С положением ознакомлен:
№
п/п

ФИО сотрудника

Должность

8

Дата

Подпись


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».