I. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано для Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада компенсирующего вида № 46 (далее – МБДОУ) в соответствии с: - Законом РФ 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Уставом МБДОУ; - Инструктивным письмом Минобразования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. № 2 - Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 № Р-75 «об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» - Постановление № 2528 от 11.12.2020 О внесении изменения в Постановление Администрации города Екатеринбурга от 31.12.2010 № 974 «Об утверждении примерной штатной численности муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования «город Екатеринбург»; - другими нормативными локальными актами МБДОУ. 1.2. Настоящее положение регламентирует деятельность МБДОУ в части оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи (далее – обучающиеся) и трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных). 1.3. Задачами МБДОУ по оказанию логопедической помощи являются: - организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений, обучающихся; - организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи; - организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; - консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися. II. Порядок оказания логопедической помощи в МБДОУ 2.1. Логопедическая помощь оказывается МБДОУ не зависимо от организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации образовательных программ. 2.2. При оказании логопедической помощи МБДОУ ведется документация согласно Приложению 1. Срок и порядок хранения документов определяется локальными нормативными актами МБДОУ, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи. 2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным нормативным актом МБДОУ (штатным расписанием), регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из: 2 1) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медикопедагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) из рекомендуемого расчета не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда на группу обучающихся; 2) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума (далее – ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психологопедагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся; 3) количество обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленных по итогам логопедической диагностики, проведенной учителемлогопедом МБДОУ, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся. 2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (Приложения № 2, Приложение № 3). 2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностическое мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося. По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика (Приложение № 4) обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.4. настоящего Положения. 2.6. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк. Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года. 3 Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка. Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта руководителя МБДОУ. 2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом с учетом выраженности речевого нарушения, обучающегося рекомендаций ПМПК, ППк. 2.8. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы МБДОУ. 2.9. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителемлогопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики. 2.10. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям (приложение № 6). 2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с обучающимися из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом – методическая, подготовительная, организационная и иная. 2.12. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей, обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников МБДОУ, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию: - постоянно действующей консультативной службы для родителей; - индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников МБДОУ; - информационных стендов. III. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного образования 3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования определяются с учетом локальных нормативных актов МБДОУ; 3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной 4 программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать МБДОУ, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи. 3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с п. 2.5. Положения. Для детей, получающих образование вне МБДОУ (в форме семейного образования), а также для детей, не посещающих МБДОУ, также необходимо предоставление медицинской справки по форме 026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного образования». 3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения, и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); 2) для воспитанников, имеющих заключение ПМПК и (или) ППк с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); 3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психологопедагогического сопровождения, разработанной и утвержденной МБДОУ. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка создания предметно развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития. 3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: для детей от 2 до 3-х лет – не более 10 мин; для детей от 3 до 4-х лет – не более 15 мин; для детей от 4-х до 5-ти лет – не более 20 мин; для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 мин. 3.6. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования – не более 12 человек; 5 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем логопедом), не более 12 человек; 3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленные по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной МБДОУ. IV. Заключительные Положения 4.1 Положение вступает в силу с момента утверждения его заведующим МБДОУ. 4.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся приказом заведующего МБДОУ. 4.3. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. 6 Приложение 1 к Положению об оказании логопедической помощи в МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 46 Документация МБДОУ при оказании логопедической помощи 1. Программы и/или планы логопедической работы. 2. Годовой план работы учителя-логопеда. 3. Расписание занятий учителя-логопеда. 4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь. 5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий. 6. Отчетная документация по результатам логопедической работы. 7 Приложение 2 к Положению об оказании логопедической помощи в МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 46 Руководителю ПМПК ________________________________________________ ________________________________________________ (ФИО родителя) Адрес фактич. проживания/регистрации______________ ________________________________________________ ________________________________________________ Контактный телефон______________________________ Согласие Я, __________________________________________________________________________ (Фамилия, Имя, Отчество) ____________________________________________________________________________ (Паспорт серия, №, выдан (дата выдачи, кем выдан) или иной документ, удостоверяющий личность) являясь законным представителем ребенка _______________________________________ ____________________________________________________________________________ (Фамилия, Имя, Отчество, дата рождения) даю согласие на проведение его обследования в условиях Территориальной муниципальной ПМПК в моем отсутствии и обработку персональных данных методами, обеспечивающими безопасность данных, если это не противоречит действующему законодательству. Информирован(а) о дате, времени, месте и порядке проведения обследования. Доверяю_______________________________________________________(______) (Фамилия, Имя, Отчество) (отец, мать ребенка) ____________________________________________________________________________, (Паспорт серия, №, выдан (дата выдачи, кем выдан) или иной документ, удостоверяющий личность) право при обсуждении результатов обследования высказывать самостоятельное мнение от лица обоих родителей (законных представителей ребенка) и подписывать соответствующие документы. Копия свидетельства о рождении ребенка прилагается. «_____» ________________ 20____ г. ________________________/______________ (ФИО) 8 (подпись) Приложение 3 к Положению об оказании логопедической помощи в МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 46 Форма заявления для проведения логопедических занятий Заведующему МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 46 Ермаковой Екатерине Петровне ________________________________________ (Ф.И.О. родителя (законного представителя) Заявление Я, _________________________________________________________________________________ (ФИО родителя (законного представителя) обучающегося являясь родителем (законным представителем) __________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________( ФИО, дата рождения, № группы, в которой обучается обучающийся) прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии / психологопедагогического консилиума / учителя-логопеда (нужное подчеркнуть). «___»_______________________20__г. _____________________/___________________/ (подпись) 9 (расшифровка подписи Приложение 4 к Положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 46 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ 620146 г. Екатеринбург, ул. Академика Постовского, д.10 Тел. +7(343)267-47-33, e-mail: mdou46@eduekb.ru Сайт: http://46.tvoysadik.ru Представление на обучающегося Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад компенсирующего вида № 46 1. Общие сведения: ФИО ребенка: Дата рождения: Группа: старшая Дата поступления в образовательную организацию: Программа обучения: Сведения о семье воспитанника: Родной язык: Состав семьи: 2. Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной организации: Социально – бытовые навыки: Особенности организации своего поведения: Эмоционально – волевые проявления: Взаимодействие со взрослыми людьми: С родителями: С педагогами: Общение со сверстниками и другими детьми: Игра Особенности сюжетно – ролевой игры: Особенности дидактической игры: Подвижная игра: Игровые предпочтения: 3. Динамика (показатели): Формирование элементарных математических представлений: Развитие речи, навыки звукового анализа: Продуктивная деятельность ребенка: (лепка, аппликация, конструирование) Проявление познавательного интереса и познавательной активности: Отношение к занятиям и их успешность: Темповые характеристики деятельности, переключаемость с одного деятельности на другой темп деятельности, работоспособность: 10 вида Особенности физического развития: Особенности слухового восприятия: Дополнительные особенности личности: 4. Динамика освоения программного материала: 5. Получаемая коррекционно-развивающая: 5.1. Психолого-педагогическая помощь: 5.2. Работа с учителем-логопедом. Состояние общей моторики: Состояние мелкой моторики: Состояние мимической мускулатуры: Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата: Состояние дыхательной и голосовой функции: Темпо-ритмический рисунок: Звукопроизношение (изолированное произнесение, в словах, фразах; замены, смешение, пропуски, искажения звуков - примеры речи): Фонетический слух: Фонематическое восприятие: Состояние словаря: пассивный – ; активный – Грамматический строй речи: Связная речь: 5.3. Работа с учителем-дефектологом. Характеристика деятельности / действий: Сенсорные эталоны: Знания и представления об окружающем: Пространственные представления: Временные представления: Предметно-практическая и конструктивная деятельность: Зрительный гнозис/праксис: Математические представления: Качество мыслительных процессов: Освоение содержания обучения: Заведующий МБДОУ – детского сада компенсирующей вида № 46 Ермакова Е.П. Учитель-логопед: ________/___________________/ Воспитатель: _______________/____________________/ 11 Приложение 5 к Положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 46 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ 620146 г. Екатеринбург, ул. Академика Постовского, д.10 Тел. +7(343)267-47-33, e-mail: mdou46@eduekb.ru Сайт: http://46.tvoysadik.ru Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 46 Дата Общие сведения ФИО воспитанника: Дата рождения воспитанника группа: Образовательная программа: Причина направления на ППк: Коллегиальное заключение ППк: Рекомендации педагогам: Рекомендации родителям: Председатель ППк _______________________________ Е.Э. Овсепьян Члены ППк: ______________ Н.В. Морозова ______________ К.А. Мочалова ______________ С.В. Черкасова ______________ Р.Н. Красноперова ______________ В.А. Валюхова ______________ А.Ю. Колосова ______________ Ю.Н. Лозицкая ______________ (ФИО специалиста) ______________ (ФИО воспитателя) ______________ (ФИО специалиста) С решением ознакомлен(а) _____________/____________________________________ (подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя) С решением согласен (на) _____________/____________________________________ (подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя) С решением согласен(на) частично, не согласен(на) с пунктами: _____________ ___________________________________________________________________________ ______________/____________________________________________________________ (подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя) 12 13 Приложение 6 к Положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность Рекомендации по оснащению помещений для логопедических занятий При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону. В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактическая материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой. Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей. 14 С положением ознакомлен: № п/п ФИО сотрудника Должность 15 Дата Подпись