Положение о логопедической помощи в МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 46

I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано для Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения – детского сада компенсирующего вида №
46 (далее – МБДОУ) в соответствии с:
- Законом РФ 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»,
Уставом МБДОУ;
- Инструктивным письмом Минобразования РФ «Об организации работы
логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. № 2
- Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от
06.08.2020 № Р-75 «об утверждении примерного Положения об оказании
логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность»
- Постановление № 2528 от 11.12.2020 О внесении изменения в Постановление
Администрации города Екатеринбурга от 31.12.2010 № 974 «Об утверждении примерной
штатной численности муниципальных дошкольных образовательных учреждений
муниципального образования «город Екатеринбург»;
- другими нормативными локальными актами МБДОУ.
1.2. Настоящее положение регламентирует деятельность МБДОУ в части
оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и (или)
письменной речи (далее – обучающиеся) и трудности в освоении ими основных
общеобразовательных программ (в том числе адаптированных).
1.3. Задачами МБДОУ по оказанию логопедической помощи являются:
- организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений, обучающихся;
- организация проведения логопедических занятий с обучающимися с
выявленными нарушениями речи;
- организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая
разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с обучающимися.
II. Порядок оказания логопедической помощи в МБДОУ
2.1. Логопедическая помощь оказывается МБДОУ не зависимо от
организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации
образовательных программ.
2.2. При оказании логопедической помощи МБДОУ ведется документация
согласно Приложению 1. Срок и порядок хранения документов определяется
локальными нормативными актами МБДОУ, регулирующим вопросы оказания
логопедической помощи.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным
нормативным актом МБДОУ (штатным расписанием), регулирующим вопросы оказания
логопедической помощи, исходя из:
2

1) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медикопедагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) из рекомендуемого расчета не
менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда на группу обучающихся;
2) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического
консилиума (далее – ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психологопедагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении
коррекционных занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная
единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся;
3) количество обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений
речи, выявленных по итогам логопедической диагностики, проведенной учителемлогопедом МБДОУ, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на
25 таких обучающихся.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления
родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся (Приложения № 2, Приложение №
3).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год,
включая входное и контрольное диагностическое мероприятия, продолжительностью не
менее 15 календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение
общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся,
педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих
нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с
целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и
другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки
нарушения устной и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых
диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть
подготовлена педагогическая характеристика (Приложение № 4) обучающегося,
демонстрирующего признаки нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено
обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед проводит
диагностические мероприятия с учетом пункта 2.4. настоящего Положения.
2.6. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической
помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом
выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в
течение всего учебного года.

3

Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере
преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного
ребенка.
Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической
помощи,
их
отчисление
осуществляется
на
основании
распорядительного акта руководителя МБДОУ.
2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и
(или)
групповой/подгрупповой
формах.
Количество
и
периодичность
групповых/индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом с учетом
выраженности речевого нарушения, обучающегося рекомендаций ПМПК, ППк.
2.8. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима
работы МБДОУ.
2.9. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителемлогопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической
диагностики.
2.10. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях,
оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и
состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям,
предъявляемым к данным помещениям (приложение № 6).
2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно
педагогическая работа с обучающимися из расчета 20 часов в неделю за ставку
заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми
(должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом – методическая,
подготовительная, организационная и иная.
2.12. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в
формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей,
обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса
(административных и педагогических работников МБДОУ, родителей (законных
представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике,
особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с
обучающимся.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
- постоянно действующей консультативной службы для родителей;
- индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников МБДОУ;
- информационных стендов.
III. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ
дошкольного образования
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда по оказанию помощи
детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного
образования определяются с учетом локальных нормативных актов МБДОУ;
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой
направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной
4

программы,
разновозрастных групп,
дети,
не посещающие дошкольную
образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные программы
дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном
лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать
МБДОУ, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме
семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи.
3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с п. 2.5. Положения.
Для детей, получающих образование вне МБДОУ (в форме семейного
образования), а также для детей, не посещающих МБДОУ, также необходимо
предоставление медицинской справки по форме 026/у-2000 «Медицинская карта ребенка
для образовательных учреждений дошкольного образования».
3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования, определяется выраженностью речевого нарушения, и требованиями
адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух
логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных
занятий);
2) для воспитанников, имеющих заключение ПМПК и (или) ППк с
рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся,
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ,
развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее
двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий);
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и
(или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психологопедагогического сопровождения, разработанной и утвержденной МБДОУ.
При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего
возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных
представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка создания предметно развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития.
3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
для детей от 2 до 3-х лет – не более 10 мин;
для детей от 3 до 4-х лет – не более 15 мин;
для детей от 4-х до 5-ти лет – не более 20 мин;
для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 мин.
3.6. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования – не более 12 человек;
5

2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся,
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ,
развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем логопедом), не более 12 человек;
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленные по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы
определяется в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения,
разработанной и утвержденной МБДОУ.
IV. Заключительные Положения
4.1 Положение вступает в силу с момента утверждения его заведующим МБДОУ.
4.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся приказом
заведующего МБДОУ.
4.3. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до
принятия нового.

6

Приложение 1
к Положению об оказании
логопедической помощи в МБДОУ –
детский сад компенсирующего вида № 46

Документация МБДОУ при оказании логопедической помощи
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда.
3. Расписание занятий учителя-логопеда.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих
логопедическую помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная
документация
по
результатам
логопедической
работы.

7

Приложение 2
к Положению об оказании
логопедической помощи в МБДОУ –
детский сад компенсирующего вида № 46

Руководителю ПМПК
________________________________________________
________________________________________________
(ФИО родителя)

Адрес фактич. проживания/регистрации______________
________________________________________________
________________________________________________
Контактный телефон______________________________

Согласие
Я, __________________________________________________________________________
(Фамилия, Имя, Отчество)

____________________________________________________________________________
(Паспорт серия, №, выдан (дата выдачи, кем выдан) или иной документ, удостоверяющий личность)

являясь законным представителем ребенка _______________________________________
____________________________________________________________________________
(Фамилия, Имя, Отчество, дата рождения)

даю

согласие на

проведение

его

обследования в

условиях

Территориальной

муниципальной ПМПК в моем отсутствии и обработку персональных данных методами,
обеспечивающими безопасность данных, если это не противоречит действующему
законодательству.
Информирован(а) о дате, времени, месте и порядке проведения обследования.
Доверяю_______________________________________________________(______)
(Фамилия, Имя, Отчество)

(отец, мать ребенка)

____________________________________________________________________________,
(Паспорт серия, №, выдан (дата выдачи, кем выдан) или иной документ, удостоверяющий личность)

право при обсуждении результатов обследования высказывать самостоятельное мнение
от лица обоих родителей (законных представителей ребенка) и подписывать
соответствующие документы.
Копия свидетельства о рождении ребенка прилагается.

«_____» ________________ 20____ г.

________________________/______________
(ФИО)

8

(подпись)

Приложение 3
к Положению об оказании
логопедической помощи в МБДОУ –
детский сад компенсирующего вида № 46

Форма заявления для проведения логопедических занятий
Заведующему МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 46
Ермаковой Екатерине Петровне
________________________________________
(Ф.И.О. родителя (законного представителя)

Заявление
Я, _________________________________________________________________________________
(ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

являясь родителем (законным представителем) __________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________(
ФИО, дата рождения, № группы, в которой обучается обучающийся)

прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии
/
психологопедагогического консилиума / учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).
«___»_______________________20__г. _____________________/___________________/
(подпись)

9

(расшифровка подписи

Приложение 4
к Положению об оказании
логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 46
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ
620146 г. Екатеринбург, ул. Академика Постовского, д.10
Тел. +7(343)267-47-33, e-mail: mdou46@eduekb.ru
Сайт: http://46.tvoysadik.ru

Представление на обучающегося
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения –
детский сад компенсирующего вида № 46
1.
Общие сведения:
ФИО ребенка:
Дата рождения:
Группа: старшая
Дата поступления в образовательную организацию:
Программа обучения:
Сведения о семье воспитанника:
Родной язык:
Состав семьи:
2.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в
образовательной организации:
Социально – бытовые навыки:
Особенности организации своего поведения:
Эмоционально – волевые проявления:
Взаимодействие со взрослыми людьми:
С родителями:
С педагогами:
Общение со сверстниками и другими детьми:
Игра
Особенности сюжетно – ролевой игры:
Особенности дидактической игры:
Подвижная игра:
Игровые предпочтения:
3. Динамика (показатели):
Формирование элементарных математических представлений:
Развитие речи, навыки звукового анализа:
Продуктивная деятельность ребенка: (лепка, аппликация, конструирование)
Проявление познавательного интереса и познавательной активности:
Отношение к занятиям и их успешность:
Темповые характеристики деятельности, переключаемость с одного
деятельности на другой темп деятельности, работоспособность:
10

вида

Особенности физического развития:
Особенности слухового восприятия:
Дополнительные особенности личности:

4. Динамика освоения программного материала:
5. Получаемая коррекционно-развивающая:
5.1. Психолого-педагогическая помощь:
5.2. Работа с учителем-логопедом.
Состояние общей моторики:
Состояние мелкой моторики:
Состояние мимической мускулатуры:
Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата:
Состояние дыхательной и голосовой функции:
Темпо-ритмический рисунок:
Звукопроизношение (изолированное произнесение, в словах, фразах; замены,
смешение, пропуски, искажения звуков - примеры речи):
Фонетический слух:
Фонематическое восприятие:
Состояние словаря: пассивный – ; активный –
Грамматический строй речи:
Связная речь:
5.3. Работа с учителем-дефектологом.
Характеристика деятельности / действий:
Сенсорные эталоны:
Знания и представления об окружающем:
Пространственные представления:
Временные представления:
Предметно-практическая и конструктивная деятельность:
Зрительный гнозис/праксис:
Математические представления:
Качество мыслительных процессов:
Освоение содержания обучения:

Заведующий МБДОУ – детского сада
компенсирующей вида № 46

Ермакова Е.П.

Учитель-логопед: ________/___________________/
Воспитатель: _______________/____________________/

11

Приложение 5
к Положению об оказании
логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 46
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ
620146 г. Екатеринбург, ул. Академика Постовского, д.10
Тел. +7(343)267-47-33, e-mail: mdou46@eduekb.ru
Сайт: http://46.tvoysadik.ru

Коллегиальное заключение психолого-педагогического
консилиума МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 46
Дата
Общие сведения
ФИО воспитанника:
Дата рождения воспитанника

группа:

Образовательная программа:
Причина направления на ППк:
Коллегиальное заключение ППк:
Рекомендации педагогам:
Рекомендации родителям:

Председатель ППк _______________________________ Е.Э. Овсепьян
Члены ППк:
______________ Н.В. Морозова
______________ К.А. Мочалова
______________ С.В. Черкасова
______________ Р.Н. Красноперова
______________ В.А. Валюхова
______________ А.Ю. Колосова
______________ Ю.Н. Лозицкая
______________ (ФИО специалиста)
______________ (ФИО воспитателя)
______________ (ФИО специалиста)
С решением ознакомлен(а) _____________/____________________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
С решением согласен (на) _____________/____________________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
С решением согласен(на) частично, не согласен(на) с пунктами: _____________
___________________________________________________________________________
______________/____________________________________________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)

12

13

Приложение 6
к Положению об оказании
логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность

Рекомендации по оснащению помещений для логопедических занятий
При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного
образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону
коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения
профессиональной
документации,
хранения
дидактическая
материала
и
консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона
учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной
оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами
дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми,
передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости
от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей.
При
оснащении
игровой
зоны
рекомендуется
предусматривать
полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на
максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей
детей.

14

С положением ознакомлен:
№
п/п

ФИО сотрудника

Должность

15

Дата

Подпись


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».