Конкурс педагогических очерков «Воспитание. развитие и обучение современных дошкольников: мой личный опыт»
25.06.2025
Ценность
ребенка глазами педагога
Морозова Наталия Валерьевна
МБДОУ - детский сад компенсирующего вида №46
Педагогический очерк «Воспитание, развитие и обучение
детей
старшего
дошкольного возраста: мой личный опыт».
Учитель – дефектолог
Работая
много лет в детском саду, воспитывая и обучая детей, я сделала вывод, что самое
сложное в работе педагога, это не работа с детьми, а работа с их родителями.
О
том, как воспитывать, что развивать и чему обучать детей в детском саду,
написано много книг, разработаны программы, составляются планы. Мы, педагоги,
знаем, что должен знать и уметь ребенок в каждый возрастной период. Мы знаем,
чему учить и как учить, какие нравственные качества воспитывать в детях, за что
ругать, за что хвалить, за что наказывать, а за что поощрять. И нам, педагогам,
наверно, проще, чем родителям.
У
родителей, зачастую, нет времени, эмоциональных сил, опыта, мудрости, понимания
того, как воспитывать и чему учить своих детей. Очень часто родители, желая
своему ребенку добра, оберегая его от лишних забот, проблем лишают его
самостоятельности. Многие родители, стараются сделать так, чтобы у ребенка было
все самое лучшее: одежда, игрушки, гаджеты, лучший детский сад, лучшая школа. В
старшем дошкольном возрасте, посещение огромного количества кружков и секций,
становится одной из главных задач воспитания и развития ребенка, подготовки его
к школе. Но, к сожалению, не все родители понимают, что этим они перекладывают
ответственность за воспитание и развитие ребенка на других людей. В детском
саду научат одеваться и раздеваться, есть ложкой, пользоваться салфеткой, в
бассейне научат плавать, в футбольной секции научат играть в футбол, в
музыкальной школе - играть на пианино. Родителям лишь остается водить ребенка с
одной секции на другую, а ведь это намного проще, чем самим научить своего
ребенка чему то, тратя на это драгоценное время и терпение.
Работая
уже несколько лет учителем – дефектологом, задачи воспитания детей, уходят на
второстепенный план. Основными задачами становятся развитие, обучение и
коррекция недостатков в развитии тех или иных функций. Это вызывает также
немало проблем и противоречий в моей работе. Особенно это касается старших
дошкольников с нарушениями в развитии, так как родители начинают понимать, что
школьное обучение все ближе и ближе, а имеющиеся нарушения в развитии не дают
ребенку полноценно овладевать необходимыми к школе знаниями, умениями и
навыками.
В
настоящее время огромное количество детей рождается с нарушениями в развитии.
Это происходит по многим причинам: болезни матери, наследственность, тяжелые
роды, инфекции. Также на увеличение количества детей с проблемами в развитии,
повлиял высокий уровень медицины. В прошлом, дети рожденные весом 500 гр. были
обречены, за их жизнь никто не боролся. Сейчас этих детей успешно выхаживают и
многие из них благополучно «догоняют» своих сверстников. Но, к сожалению,
большинство из этих деток имеют нарушения в развитии. Я работаю с детьми, у
которых имеются различные нарушения в развитии: в основном это дети с
нарушениями зрения, нарушением речи, нарушением эмоционально - волевой сферы, в
том числе дети с расстройством аутистического спектра, дети с задержкой психического
развития, многие дети имеют сочетанные дефекты развития.
Дети - это главная ценность общества.
Каждый ребенок нуждается в защите от болезней, физических и психических травм.
На то, каким вырастет ребенок, будет ли он полноценной личностью, влияют
окружение, в котором он живет и условия, созданные для его развития. Для детей,
имеющих нарушения в развитии, эти условия должны быть особенными.
Моя работа ведется по нескольким
направлениям. Одно из важнейших направлений, по моему мнению, это работа с
родителями. Зачастую, оставшись один на один с проблемами, родители не знают,
что делать, к кому обратиться за помощью. И очень часто они обращаются за
помощью поздно. А мы знаем, чем раньше начнется лечение и коррекция, тем больше
шансов у ребенка на успешную реабилитацию. Иногда мамам надо просто
выговориться, чтобы их выслушали, посочувствовали, поддержали, дали советы,
конкретные рекомендации. Ежедневно они сталкиваются с множеством проблем:
ребенок плохо себя ведет, бьет детей, педагогов; ребенок не разговаривает, хотя
ему уже больше трех лет; ребенок не может научиться самостоятельно одеваться,
кушать, ходить в туалет: не играет с другими детьми, не может заниматься
спокойными играми, не слушает сказки, не запоминает цвета, формы и еще много
других жалоб на своих детей озвучивают родители. Мамы приходят на консультации
и задают много вопросов: «Что делать? Как заниматься? Когда это пройдет? А пройдет
ли? Что будет дальше?»
Для таких родителей очень важна
поддержка и конкретные рекомендации. Необходимо помочь родителям принять такого
ребенка, понять его проблемы, его особенности и его особые потребности. Только
при поддержке семьи, у ребенка есть шанс приспособиться к дефекту и справиться
с ним (если дефект носит хронический характер) или полностью реабилитироваться.
За историю педагогики и дефектологии
существует множество различных методик, которые помогают нам, специалистам,
преодолевать трудности, проблемы в развитии детей. Но иногда традиционные и
общеизвестные методы и приемы не приносят положительных результатов, и мы с
ребенком «топчемся на месте». Тогда приходиться искать что- то новое в
интернете, использовать опыт других специалистов, логопедов, психологов, читать
литературу по конкретной проблеме.
Ребенок, здоров он, или имеет проблемы
со здоровьем, нарушение в развитии, прежде всего личность, неповторимая
личность, и другой такой больше не будет. Моя задача, как специалиста, помочь,
по возможности, каждому ребенку вырасти полноценной личностью. На этапе
дошкольного детства, я могу внести свой небольшой вклад в становлении личности
конкретного ребенка. Кроме конкретных задач по развитию и коррекции психических
процессов, усвоению программного материала, я помогаю детям почувствовать
уверенность в своих силах, воспитываю трудолюбие, настойчивость, терпение. Я
очень часто повторяю детям фразу: «Если не получилось один раз, пробуй еще раз
и обязательно получится». Я стараюсь поддерживать детей, искренне вместе с ними
радуюсь успехам, и постоянно хвалю их.
Уже 25 лет я работаю в дошкольных
образовательных организациях. За это время у меня было много выпускников. Есть
опыт работы с детьми, которые родились здоровыми и их развитие соответствовало
всем нормам. Но больше всего запоминаются «сложные» дети, с различными
нарушениями в развитии. Чем «сложней» ребенок, тем больше за него переживаешь,
тем больше думаешь о том, как сложится его жизнь после детского сада: учеба в
школе, взаимоотношения со сверстниками, с родителями, сможет ли он заниматься
своим любимым делом, как сложится его личная жизнь. Ведь, все мы родом из
детства. И от того, как прошло детство, будет зависеть вся дальнейшая жизнь
человека. И сейчас, видя этих повзрослевших «своих» детей, видя то, какими они
стали (многие успешно учатся в школе, кто-то в институте, есть те, которые уже
работают и завели семью), я понимаю, что они состоялись, как личности. Для меня
это очень важно, я испытываю чувства гордости за них и удовлетворения от своей
работы.