Наглядно-игровые средства при проведении артикуляционной гимнастики

03.06.2024

                               «Усвоение детьми языка не есть приспособление слов,

их складывание в память и оживление с помощью речи,

а развитие языковой способности с возрастом и упражнением».

В. Гумбольт.

Многие речевые нарушения проявляются в совокупности психических и нервно-психических заболеваний;  речевые и неречевые нарушения связаны между собой, поэтому речь идёт о комплексе мер. Таким образом, комплексные принципы осуществляются, когда говорится о совместном воздействии на организм, т. е. не только на логопедическом, но и психологическом , педагогическом и медицинском воздействии.

 Комплексный принцип воздействия особо важен при таких сложных речевых нарушениях, как алалия, афазия, дизартрия и заикание.

  Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи в результате недостаточной иннервации речевого аппарата. Нарушение произношения носит различный характер и зависит от степени тяжести поражения.

Причинами дизартрии являются органические поражения головного мозга в период внутриутробного или раннего развития ребёнка.

 Основными симптомами дизартрии являются нарушения звукопроизношения согласных и гласных, речевого дыхания, моторики. Могут наблюдаться парезы мышц лицевой мускулатуры.

 Первый важный синдром дизартрии – нарушение артикуляционной моторики в различном сочетании. Это называется синдром артикуляционных  расстройств. Второй синдром проявляется в разнообразных расстройствах речевого дыхания и называется синдромом нарушения речевого дыхания.

 Другой особенностью дизартрии являются нарушение голоса и мелодико  - интонационные нарушения.

Коррекционная работа при дизартрии проводится поэтапно.

 Первый этап подготовительный: артикуляционный аппарат готовят к формированию правильных артикуляционных укладов, проводится коррекция голоса  и дыхания, развитие и уточнение пассивного словаря.

 Важным является развитие слухового восприятия и звукового анализа.

 На втором этапе происходит формирование первичных произносительных навыков. Проводится коррекция артикуляционных нарушений, расслабление мышц речевого аппарата, развитие контроля над положением  рта; развитие голоса и коррекция речевого дыхания.

     Далее тренируют мышцы языка: учат ребенка расслаблять их, производить языком движения в стороны. Вначале упражнения проводятся при помощи логопеда, затем ребенок выполняет их самостоятельно.

     При дизартрии, как правило, отсутствует контроль  за положением рта. Рот у ребенка обычно открыт, выражено слюнотечение.

     Артикуляционная гимнастика является частью логопедической работы. На начальных этапах работы привлекаются сохранные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный.

     Артикуляция ( лат.artiсulare – членораздельно выговаривать)- деятельность речевых органов (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), связанная с произнесением звуков речи и различных их комплексов, составляющих слоги, слова. Нарушение артикуляции влекут за собой нарушение звукопроизношения, возникающие как самостоятельный дефект речи или как одно из проявлений более сложных дефектов речи.

     Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Значение ее вполне оправдано, так как произношение звуков речи – сложный двигательный навык.

     В большинстве случаев постановки звуков у детей предшествует длительная и упорная работа по «настройке» артикуляционного аппарата, выработке нужных движений губ, языка.

     ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКЕ.

1.     Упражнения выполняются перед зеркалом,

2.     На каждом занятии разучивается три-четыре новых упражнения,

3.     Главным требованием является выработка умения удерживать нужную артикуляционную позу, правильно в течение определенного времени, например под счет от одного до пяти,

4.     Точно выполнять движения,

5.     Следить за равномерным участием левой и правой половиной языка, губ в выполнении движений,

6.     Дома занятия артикуляционной гимнастикой проводить ежедневно в течении 5-7минут два раза в день (заниматься нужно перед зеркалом),

7.     Если Вы хотите, чтобы ребенок занимался сам,  для каждого упражнения следует подобрать веселое название и нарисовать (приклеить) в тетради для занятий картинку-символ:  «слоник», «заборчик» и т.д.,

8.     Чтобы ребенку не наскучили занятия, важно проводить их в форме сказки рассказа о «веселом язычке», его «домике» ротике, «заборчике» - зубах; о том, что «язычок умеет делать и чему он может научиться»,

9.     Для логопедических занятий у ребенка дома должно быть свое место: удобный стол, стул, настольное зеркало на подставке.

  Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков необходимы для правильного произношения звуков.

     В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Их вид, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения.

     Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальна как для каждого ребенка, так и для каждого периода работы с ним.

     Комплекс основных движений для развития и упражнения артикуляционного аппарата входят самые простые и наиболее характерные движения всех органов артикуляции во время речи – губ, челюсти, языка. При коррекции отдельных звуков используются СЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ. Принципом отбора движений каждый раз будет служить характер дефектного произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношения данного звука.

     Логопеду недостаточно отобрать целесообразные движения, нужно научить ребенка правильно их применять, то есть предъявлять определенные требования к КАЧНСТВУ ДВИЖЕНИЙ: точность, частоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

     Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на ТРИ ЭТАПА: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков.

     Специалистами отмечается, что ПОСТАНОВКА ЗВУКА в большинстве случаев – более сложный искусственный процесс, чем самостоятельное появление звука у ребенка, поскольку с физиологической точки зрения постановка звука – это создание нового условного рефлекса.

     Дошкольники часто подражают звукам окружающего мира или артикуляции логопеда в ходе включения детей в игровую ситуацию. В других случаях в качестве обходного пути используются сохранные звуки, близкие по месту, способу артикуляции тем звукам, правильному произношению которых необходимо научить ребенка.

Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

 Работа начинается обычно с ознакомлением с органами артикуляции: отгадываются загадки (о губах, рте, зубах, различных частях тела), ребёнок рассматривает строение с своего рта.

Таким образом, начинается большая работа с детьми, работа, подводящая малышей к постижению своего собственного «Я» и к началу познания  тайн Родного языка.

Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на индивидуальных занятиях.

  При  подготовке и проведении индивидуальных занятий  логопед должен:

-сформулировать тему и цель занятия;Хочу такой сайт

-определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность;

-постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;

-разнообразить занятие при помощи игр и игровых приёмов;

-учитывать зону ближайшего развития ребёнка;

-осуществлять дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

-кратко и чётко формулировать инструкции, даваемые детям;

-использовать разнообразный и красочный наглядный материал;

-уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъёмы с учётом увеличения сложности излагаемого материала.

     При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребёнка должен быть стойкий положительный  эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных  моментов , игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых  процесс обучения и научения превращается в интересную игру. В ходе занятия выстраиваются интересные сюжеты, участниками которых становятся сами дети.

      При коррекционной работе учитывается ведущая деятельность ребёнка. В этом заключается смысл деятельностного принципа.  Разным возрастам  способствует свой вид деятельности. В дошкольном возрасте это игра, с помощью которой обогащается словарный запас, развивается лексическая, грамматическая форма речи, происходит формирование личности ребёнка.

      При исправлении нарушений речи используются различные методы, способствующие приобретению детьми знаний, умений, навыков, воспитанию личности в целом. Применение определённого метода обусловлено характером и степенью нарушения, возрастом ребёнка, его личностными качествами. Методы могут быть практическими, наглядными, словесными.

     Практические методы включают в себя упражнения, игры и моделирование.

     Наглядные методы -  методы, при применении которых используются наглядные пособия и технические средства обучения. Использование наглядных методов значительно повышает эффективность логопедической работы, т. к. опирается на чувственные образы ребёнка, делает материал более доступным.

     К наглядным методам относятся: наблюдения, рассматривание картинок, рисунков, просмотр фильмов, прослушивание записей.

     Использование наглядных пособий помогает ребенку расширять запас своих представлений,  развивать познавательную деятельность, повышать общий эмоциональный фон.

     Проведение на индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности. Конечно, игра, проводимая на занятии, не является игрой в строгом смысле этого слова, так как в отличие от классического определения игры преследует учебные цели.

     У дошкольников не развито абстрактно-логическое мышление: оно носит наглядно-образный, а в отдельных случаях (при сочетанных дефектах, отставании в развитии, ЗПР) и наглядно- действенный характер.

     Специально организованные игры способствуют возрастанию у детей интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности.

     Наглядно- игровые средства представляют , с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием , организацией и методикой проведения.

    С их помощью создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.

Сам процесс обучения становиться эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

     Содержание каждого наглядно-игрового средства способствует решению максимального количества образовательных и воспитательных задач, развитию всех  высших психических функций (памяти, мышления, речи).

     Функция ребенка в таком виде деятельности – исполнительская. Развиваются такие свойства личности как самостоятельность, активность, творчество.

     Сказкотерапия - энтегративная деятельность,  в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

     Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. Благодаря сказкотерапии  развитие личности и речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям:  

- активность,

- самостоятельность,

- творчество,

- эмоциональность,

- произвольность .

     К наглядным средствам применяются следующие требования:

 

 

 

 

 

- должны быть хорошо видны всем,

- подбираться в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка,

- соответствовать задачам данного этапа логопедической работы,

- сопровождаться грамотной и четкой речью,

- словесное описание должно способствовать развитию речи, наблюдательности.

     Наглядные пособия используются при нарушенных представлениях  ребенка о цвете, форме, величине ; при развитии фонематических восприятий ; развитии звукового анализа и синтеза; при закреплении правильного звукопроизношения; расширении словарного запаса; изучении грамматического строя речи; связной речи.

  При коррекции речевых нарушений необходимо помнить о важности оценки деятельности ребёнка. Оценка должна стимулировать, направлять, активизировать деятельность ребёнка. При оценке необходимо учитывать возраст ребёнка, его личностные особенности, психическое развитие.

Для того, чтобы логопедическая работа была более эффективной, должны быть выполнены некоторые условия. Ребёнок должен осознавать цель упражнения; занятия должны проводиться систематически; должно происходить постепенное усложнение условий с учётом возраста ребёнка, осознанное выполнение всех действий, самостоятельное выполнение заданий с учётом возраста ребёнка.

 
Наглядно - игровые средства при проведении артикуляционной гимнастики. Презентация.pptx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».