Программа профессионального развития педагогов на 2020-2021 уч.год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 46
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ
620146 г. Екатеринбург, ул. Академика Постовского, д.10
Тел. +7(343)267-47-33, e-mail: mdou46@eduekb.ru
Сайт: http://46.tvoysadik.ru

ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ – ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 46

МО «город Екатеринбург»

Раздел
Содержание
1.
Пояснительная записка

Страница
2

1.1.

Цели и задачи реализации Программы

4

1.2.

Принципы реализации Программы

4

1.3.

Этапы реализации Программы

5

1.4.

Планируемые
Программы

реализации

6

реализации

7

2.1.

Анализ
требований
к
повышению
профессионального мастерства педагогов ДОУ
в нормативных документах: Федеральном
государственном образовательном стандарте
дошкольного образования, Профессиональном
стандарте педагога

7

2.2.

Методы, формы методического сопровождения
профессионального роста педагогов

11

2.3.

Содержание и реализация Программы

16

2.4.

План методических мероприятий

17

2.5.

Мониторинг реализации Программы.

26

Список используемой литературы

31

2.

3.

Содержание
программы

результаты
работы

в

рамках

1

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Повышение профессионального мастерства педагогов – это
целенаправленная деятельность педагогов по овладению новыми для них
педагогическими ценностями (идеями и концепциями, способствующими
эффективному осуществлению педагогического процесса) и технологиями,
включающая изучение, осмысление, творческую переработку и внедрение в
практику образования различных инноваций.
В условиях обновления содержания образования на основе нормативных
документов:
- ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.12г. №273-ФЗ вступившим в силу 1
сентября 2013г.;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки от
17 октября 2013 г. № 1155 (далее Стандарт);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н от 18 октября
2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования), (воспитатель, учитель)»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014г № 276 «Об
утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность» возросла
потребность
в
воспитателе,
квалифицированном,
компетентном,
ответственном, свободно владеющем своей профессией и ориентированном в
смежных областях деятельности, способном модернизировать содержание
своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и
применения достижений науки и передового педагогического опыта и
эффективной работе на уровне стандартов. Он должен быть готовым к
постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной
мобильности, В связи с этим изменяются и функции методического
сопровождения, обеспечивающего деятельность воспитателя.
Актуальность проблемы обновления образования объясняется
стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых
педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением
ими педагогами, с другой. Обновление образования сегодня требует от
педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе
современного образования, отличий традиционной, развивающей и
личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности
педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения,
критериев технологичности; владения технологиями целеполагания,
проектирования, диагностирования, развитых дидактических, рефлексивных,
проектировочных, диагностических умений; особенности и эффективность
применяемых педагогических технологий и собственной педагогической
деятельности в целом. Отсюда вытекает необходимость обогащения системы
профессиональной деятельности. Все это свидетельствует о том, что в
современных условиях реформирования дошкольной образовательной
2

системы в России углубляется противоречие между требуемым и реальным
уровнем профессиональной компетентности воспитателей. Разрешить данное
противоречие возможно, если создать оптимальные условия для развития
профессиональной компетентности воспитателя.
Методическая работа включает следующие направления: методическое
сопровождение (взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего в
вопросах выявления, информационного поиска и конструирования путей
решения
актуальных
для
педагогического
работника
проблем
профессиональной деятельности) и методическое обеспечение (совместный
поиск (создание), отбор и внедрение в практику более эффективных моделей,
методик, технологий развития воспитанников).
Исходя из этого, в муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении «Детский сад № 16» была разработана
программа методического сопровождения профессионального роста
педагогов, нацеленная на повышение качества и эффективности
образовательной деятельности через внедрение современных образовательных
технологий.
1.1 Цели и задачи реализации Программы методического сопровождения
профессионального роста педагогов
Цель программы методического сопровождения профессионального
роста педагогов (далее – Программы):
повышение профессиональной
компетенции педагогических работников в рамках овладения основными
компетенциями и преодоления ими профессиональных затруднений в
соответствии с ФГОС ДО.
Задачи Программы:
1. Сформировать у педагогов глубокое осмысление и принятие Стандарта и
для более эффективного решения задач по реформированию дошкольного
образования на уровне ДОО.
2. Обеспечить развитие профессиональных навыков
для внедрения
инновационных технологий, рефлексии педагогической деятельности,
повышению мотивации на самосовершенствование в процесс творческой
поисково-исследовательской деятельности.
4. Способствовать накоплению, обобщению передового педагогического
опыта для дальнейшей трансляции его педагогическому сообществу, на
уровне учреждения, района, городского округа, области.
1.2 Принципы реализации Программы
1.Принцип уважения к личности педагога и учета его индивидуальных
особенностей при сохранении общих требований в рамках Стандарта педагога
и Стандарта.
2. Принцип непрерывности профессионального развития педагогических
работников.

3

3. Принцип саморазвития (определяет приоритетность актуализации
внутренних
источников
развития,
способность
адаптироваться
в
изменившейся ситуации, активно заниматься самообразованием)
4. Принцип целостности методического сопровождения (теоретическая
подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение).
5. Принцип оперативности, гибкости, мобильности и индивидуального
подхода (требует проявлять способность к быстрому приему образовательной
информации и его передаче, учитывая индивидуальные особенности
педагогов учреждения и их методический «заказ»)
6. Принцип поддержки педагогической инициативы и творчества.
7.Принцип системного контроля, самоконтроля и взаимоконтроля
образовательной деятельности педагогов , так как правильно организованный
системный контроль стимулирует профессиональный рост педагога.
1.3 Этапы реализации Программы
Сроки реализации: сентябрь 2020 г. – май 2021 г.
Первый этап
Целью
является
активное
стимулирование
мотивации
педагогов,
развитие
у
них
адекватного
представления
о
собственной
деятельности
и
профессиональной
мобильности,
необходимой
для
самореализации
в
профессии.
Он включает следующие
мероприятия:
- анализ и обобщение
имеющегося
в
учреждении
опыта
работы по заявленной
теме;
проведение
тестирования,
обучающих
занятий,
семинаров для педагогов
с целью повышения их
профессиональной
компетенции.

Второй этап
Работа по раскрытию
перед педагогами новых
возможностей
самореализации,
повышающих
их
ценность
как
профессионалов.
-оформление
позитивного
педагогического опыта,
подлежащего
распространению;
-участие
педагогов,
детского коллектива и
родителей в конкурсах
образовательной
системы разного уровня;
-мастер-класс
по
представлению и защите
профессионального
опыта
педагогов
на
мероприятиях разного
уровня;
-помощь в подготовке
презентаций созданной
методической
продукции и творческих
отчетов о результатах

Третий этап
Проводится
оценка
результатов реализации
программы
(на
основании самоанализа),
обрабатываются
и
оформляются
все
материалы,
создается
методическое пособие
для внедрения данной
модели
в
практику
работы
дошкольной
образовательной
организации.

4

работы;
-представление
на
заседаниях
педагогического совета
ДОО;
-проведение открытых
мероприятий
для
городского
педагогического
сообщества

1.4 Планируемые результаты реализации Программы
- развитие профессиональных навыков педагогов ДОО
инновационных технологий;

для внедрения

- повышение мотивации на самосовершенствование в процесс творческой
поисково-исследовательской деятельности;
- повышению качества образовательной деятельности,
воспитателя и имиджа ДОО в целом.

социального статуса

5

2.СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.2 Анализ требований к повышению профессионального мастерства
педагогов ДОУ в нормативных документах
Педагог – ключевая фигура в организации образовательной деятельности. Ни на
одном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. Поэтому целью
деятельности взрослого в условиях дошкольного образовательного учреждения
является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет
способствовать

формированию

его

активности

в

познании

окружающей

действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности.
Педагогические кадры должны быть квалифицированными, сейчас педагоги
должны иметь профессиональное образование. Проходить курсы повышения
квалификации раз в три года, повышать профессиональное мастерство, участвуя в
конкурсах.
В связи с этим в современной практике дошкольного образования необходима
подготовка воспитателя ДОУ, способного организовать «зону ближайшего
развития» ребенка, учитывать в общении с ребенком особенности детского
развития,

обладающего

профессиональной

критичностью,

владеющего

компетенциями в отношении обоснования выбора программ, технологий, форм и
способов взаимодействия с разными категориями детей от младенчества до
школы, с учетом их интересов, особенностей.
Современный

этап

внедрения

стандарта

дошкольного

образования

предполагает иной подход к системе воспитания и обучения дошкольников, а
соответственно

достичь

положительных

результатов

можно

только

совершенствуя профессиональные качества педагога. В ФГОС дошкольного
образования немаловажную роль занимают требования, предъявляемые к
профессионализму педагога. Профессиональный стандарт требует новых форм
работы от воспитателей.
Профессионально важные качества педагога (воспитателя)
Федеральный
образовательный

государственный Профессиональный
стандарт педагога

стандарт
6

дошкольного образования
Профессиональная компетентность:
Знания - (общий кругозор, методика,
предмет, педагогика, психология)
Умения:
Адаптационные (подбирать способы
работы адекватные возрасту, стиль
общения, создавать положительную
атмосферу, создавать наглядность,
использовать технические средства)
Коммуникативные (способ общения с
детьми, анализ поступков детей,
создавать атмосферу успеха, владение
ораторским искусством, соблюдать
субординацию)
Организаторские (организовать
индивидуальную и групповую работу,
организовать коллективное общение,
учить детей взаимодействовать друг с
другом, рационально сочетать разные
формы деятельности, распределять
задания по способностям)
Гностические (анализировать свою
деятельность и своих коллег, адекватно
воспринимать новшества и внедрять их,
участвовать в исследованиях, вести
работу по самообразованию и
самосовершенствованию)
Перцептивные (умение найти подход
и внимание всем детям и проводить
индивидуальную работу, видеть
межличностные отношения, адекватно
оценивать способности воспитанников)
Проектировочные (планировать
занятие в соответствии возрасту и
особенностям развития дошкольника,
подбирать материал по возрасту,
анализировать пособия, применять
здоровьесберегающие технологии)
Гибкость Мобильность Личностные

Педагог должен знать специфику
дошкольного образования и
особенности организации
образовательной работы с детьми
Знать возрастные особенности;
Уметь организовывать ведущие в
дошкольном возрасте виды
деятельности
Организовывать совместную и
самостоятельную деятельность
дошкольников.
Владеть теорией и методикой
развития детей дошкольного
возраста.
Уметь планировать, реализовывать и
анализировать образовательную
деятельность с детьми раннего и
дошкольного возраста в соответствии
с ФГОС дошкольного образования .
Уметь планировать и корректировать
образовательные задачи вместе с
узкими специалистами по результатам
мониторинга с целью последующей
корректировки.
Реализовывать педагогические
рекомендации узких специалистов в
работе с детьми.
Участвовать в создании
психологически комфортной и
безопасной образовательной среды,
обеспечивая безопасность жизни
детей, сохранение и укрепление их
здоровья, поддерживая эмоциональное
благополучие ребенка в период
пребывания в образовательной
организации.
Владеть методами и средствами
анализа психолого-педагогического
мониторинга, позволяющего оценить
7

качества (интеллектуальные, трудовые,
эстетические, педагогический такт,
гуманность, нравственность)
Темперамент
Ценностные ориентации
Профессиональная культура
педагога

результаты освоения детьми
образовательных программ.
Владеть методами и средствами
психолого-педагогического
просвещения родителей для решения
образовательных задач.
Владеть ИКТ-компетенциями.

В ходе анализа уровня профессиональной компетентности педагогов
были выявлены проблемы, которые предстояло решить в ходе реализации
Программы:
Проблема 1
Повышение уровня тревожности у всех участников
образовательных отношений и ускорение у педагогов
психологического выгорания на фоне снижения самооценки
своих профессиональных умений и навыков с позиций
Стандарта, необходимость выявления, осознания и принятие
своих профессиональных затруднений, формирования у
педагогов потребности в профессиональном росте
Проблема 2
Недостаточные умения у педагогов в проектировании,
моделировании, конструировании РППС групп с учётом
требований Стандарта.
Проблема 3
Необходимость разработки и реализации новых подходов к
организации образовательной деятельности с детьми с позиций
Стандарта. Недостаточное владение педагогами личностноориентированными,
деятельностными
технологиями
организации образовательной деятельности.
Проблема 4
Недостаточное владение педагогами информационно коммуникативными технологиями
в образовательной
деятельности с воспитанниками, в презентации собственного
педагогического опыта.
Решение

данных проблем

в

ходе

методического сопровождения

профессионального роста педагогов будет способствовать -

развитию

профессиональных навыков педагогов ДОО для внедрения инновационных
технологий, повышению мотивации на самосовершенствование в процесс
творческой поисково-исследовательской деятельности; повышению качества
образовательной деятельности,

социального статуса воспитателя и имидж

ДОО в целом.

8

2.2 Методы, формы методического сопровождения профессионального
роста педагогов
Модель методического сопровождения профессионального роста
педагогов

Диагностика, анализ уровня
професиональной
компетентности

Посещение образовательной деятельности, выявление проблемы
и обоснование ее актуальности;
- проведение диагностики затруднений;
- выявление противоречий, требующих разрешения;
- анализ и выбор образовательных технологий;

- разработка нормативно-методического обеспечения

Консультирование
Системное обучение
Определение маршрута
методического
сопровождения

Стимулирование пед.
активности
Коррекция
самообразовательной
деятельности

Реализация маршрута
методического
сопровождения

Консультирование

Системное обучение
Стимулирование пед.
активности
Коррекция
самообразовательной
деятельности

Оценка, анализ результатов
профессиональной
компетентности

Оценочный лист "Оценка
профессиональной
деятельности".
Аналитическая справка.
Аттестация.
Портфолио педагога

Групповое и
индивидуальное
консультирование
педагогов по их
затруднениям
Семинары, конференции,
мастер - классы, творческие
отчеты педагогов,
коллективные просмотры
педагогической
деятельности;
Педагогические чтения;
Педагогический совет;
*Курсы повышения
квалификации
при ГАОУ ДПО СО "ИРО";

Смотры – конкурсы,
Конкурсы
педагогического
мастерства различного
уровня
Ресурсы методического
Кабинета.
* Планы по

самообразованию

9

На первоначальном этапе - это мониторинг профессионального
мастерства педагогов, отслеживаются слабые и сильные стороны развития
педагогического потенциала.
На следующем этапе - дифференциация педагогов по степени
квалификации, по отношению педагогических кадров к своей работе. И на
основании этих результатов подбирается форма методической работы с
педагогами по повышению профессионального мастерства педагогов.
Методические формы повышения профессионального мастерства педагогов
Коллективные
- Методический семинар
- Открытое занятие
(непосредственно
образовательная
деятельность)
-Педагогический совет
-Методическая выставка
-Деловая игра
-Конкурс
профессионального
мастерства
-Школа педагогического
мастерства

Групповые
- Диспут (дискуссия)
- «Круглый стол»
- Творческая группа
-Взаимопосещения
педагогами открытых
занятий
-Мастер-класс
-Участие в проектных
группах

Индивидуальные
-Собеседование
-Самоанализ
-Консультация
-Самообразование
-Курсовая
переподготовка
-Наставничество
-Стажировка

Организационно - методическое сопровождение программы.
Для

выявления

способностей

педагогов

к

развитию

проводится

анкетирование, по результатам которого составляется итоговая таблица, где
продумывается система работы с педагогами. Все это помогает спланировать
предварительную работу.
Подобранные практические занятия помогают организовать самообразование
педагогов и повысить его эффективность. Участвуя в занятиях, педагоги могут
самостоятельно выстроить свою деятельность по приобретению новых знаний.

10

Отдельным компонентом в Программе являются конкурсы. Необходимость
конкурса

«вызревает»

в

самой

практике

работы,

подсказывается

современностью. Содержание и тематика конкурсов, прежде всего, зависят:
- от годовых задач, стоящих перед детским садом;
- интересов педагогов;
- реализация внедрения ФГОС;
- повышение квалификации педагогов.
Оказание методической поддержки в ходе реализации Программы.
Реализации проектов «Внедрение ИК – технологий в образовательную
деятельность», «Технология музейной педагогики в работе с дошкольниками в
условиях реализации ФГОС ДО», «Методическое сопровождение внедрения
технологии проектирования в образовательную деятельность МБДОУ №46».
Критериями

эффективности

методической

работы

являются

результативные показатели: уровни педагогического мастерства; активность
педагогов.
Формы методической работы:
1.

Репродуктивные

(практикумы,

научно-практические

семинары,

педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги).
2.

Репродуктивно-эвристические

(педагогические

чтения,

научно-

практические конференции).
3. Эвристические (проблемные и проблемно-проектные семинары,
организационно-деятельностные игры).
4. Эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы
профессионального мастерства, конкурсы методических разработок).
5. Продуктивные (научные конференции, теоретические семинары,
научные стажировки, участие в работе временных научно-исследовательских
коллективов, временных творческих групп, научные отпуска). Наиболее
эффективными

в

условиях

инновационной

деятельности

являются

проблемные и проблемно - проектные семинары, мастер - классы,
педагогические

мастерские,

фестивали

педагогических

идей,

онлайн-

семинары.
11

Для реализации личностно-ориентированного принципа выстроен
алгоритм отбора форм методической работы в зависимости от выявленных
проблем в профессиональной деятельности педагогов.
1.Профессиональная подготовленность
- теоретические семинары,
- педагогические гостиные,
- педагогические чтения,
- научно – практические семинары,
- научные конференции.
2. Профессиональная деятельность:
а) Организационная компетентность:
- организационно-деятельностные игры;
- педагогические мастерские;
- тренинги.
б) Проектировочная компетентность:
- проблемные семинары;
- проектные семинары;
- семинары – практикумы;
- фестивали педагогических идей;
- конкурсы методических разработок.
в) Гностическая компетентность:
- конкурсы профессионального мастерства;
- научно – практические конференции;
г) Коммуникативная компетентность:
- научные конференции;
- педагогические гостиные;
- педагогические мастерские;
- теоретические семинары.
д) Конструктивная компетентность:
- конкурсы методических разработок;
- проблемно – проектные семинары.
12

Реализация предложенных продуктивных форм методической работы
обеспечивает готовность педагогов к инновационной деятельности.
2.3. Содержание и реализация Программы

Итогово обобщающий

Операционно-действенный

Мотивационно-целевой

Этап

Планируемые мероприятия

Срок

- Изучение и анализ нормативной, методической литературы;
- Диагностика, анализ уровня профессиональной
компетентности педагогов;
-Разработка Программы методического сопровождения
профессионального роста педагогов;
- Определение приоритетных направлений
использования современных образовательных технологий.
- Формирование методической базы по направлениям
Программы.
Формы работы с педагогами:
- Посещение образовательной деятельности;
- Изучение затруднений педагогов ДОО в организации
качественного образования в соответствии с ФГОС ДО
(самодиагностика педагога)
(Приложение 3);
- Реализация системы повышения профессиональной
компетенции педагогов.
- Системное внедрение в образовательную деятельность
современных педагогических технологий: технология детского
экспериментирования; проектная деятельность; ИКТ; здоровье
сберегающие технологии; музейная педагогика; игровые
технологии формы работы с детьми «Река времени»,
«Путешествие по карте».
- Анализ результативности профессиональной деятельности
педагогов.
- Накопление, обобщение передового педагогического опыта,
трансляция его педагогическому сообществу.
Формы работы с педагогами:
Консультирование, мастер – классы, творческие отчеты
коллективные просмотры педагогической
деятельности, презентации реализации проектов,
семинары, смотры – конкурсы,
коррекция самообразовательной деятельности
(планы самообразования, аналитические отчеты)
Анализ и оценка результатов реализации Программы:
- оценочные листы «Критерии и показатели профессиональной
компетентности и результативности деятельности
педагогов МБ ДОУ № 16», « Эффективности использования
современных образовательных технологий»
- портфолио педагога;
- аттестация педагогических кадров.
- трансляция передового педагогического опыта,
педагогическому сообществу.
13

2.4 План методических мероприятий
№ Мероприятие
Цель

1

2

Форма
проведения

Сроки
провед
ения

Мотивационно - целевой
Мониторинг
- Посещение
профессиональных
образовательной
затруднений педагогов:
деятельности;
Диагностика и анализ
- Изучение
уровня профессиональной затруднений
компетентности педагогов
педагогов ДОО в
организации
качественного
образования в
соответствии с
ФГОС ДО
Изучение
Теоретический
Новых нормативных
семинар
документов:
«ФГОС ДО Познакомить педагогов с
стандарт нового
текстом ФГОС и найти
поколения!»,
понятия, выдержки из
Стандарта, требующие
более глубокого
осмысления.

3

4

Планируем по –
новому!:
Обеспечить связь плана с
ООП ДО, показать
особенности нового плана,
подходы к его разработке,
особенности планирования
образовательной
деятельности в
соответствии с ФГОС ДО

Деловая игра
«Планирование
образовательной
деятельности
в
соответствии
с
ФГОС ДО»,

Операционно - действенный
Современные
Семинар
подходы к созданию
«Модернизация
развивающей предметно – развивающей
пространственной среды:
предметноПроектирование,
пространственной
моделирование
среды с учетом

Итоговый
результат

Таблица
анализа

1.Материалы
семинара,
памятки.
2.
Осведомленность
педагогов в
отношении
ФГОС
ДО,
ориентировка
в проблеме

Новая форма
планирования
образовательной
деятельности.

Перечень
пособий
и
оборудования
Центров
активности
в
соответствии с
14

4

5

конструирование РППС
ДОУ в разных
возрастных группах
в соответствии ФГОС ДО.
Создание
условий для
самостоятельной
деятельности детей в
центрах активности.
Определение
приоритетных
направлений
использования
современных
образовательных
технологий:
Создание эффективных
условий в ДОО для
оперативной ликвидации
профессиональных
затруднений воспитателей
в использовании
новых образовательных
технологий для развития
детей дошкольного
возраста в соответствии с
требованиями ФГОС ДО.

требований
ФГОС ДО»

ФГОС
ДО;
карты анализа
развивающей
предметно
–
пространственн
ой среды;

1.Теоритический
семинар
«Современные
образовательные
технологии»
2.Разработка
проектов
внедрения
современных
образовательных
технологий.

1.Материалы
семинара.
2. Проекты

Памятки,
методические
рекомендации.

Круглый стол
«Уровень
квалификации
педагога с
позиций
Стандарта и
Познакомить педагогов
Стандарта
методиками оценки уровня Педагога»

Карты анализа
уровня
профессионально
й компетентности
Карты анализа
эффективности
внедрения
современных
образовательных
технологий.

Обучение
педагогов на
КПК по
проблеме
организации
образовательно

Удостоверения
о повышении
квалификации

Педагогическая
оценка уровня
квалификации
педагога с позиций
Стандарта и Стандарта
Педагога

профессиональной
компетентности педагога, а
так же с подходами к ней с
позиций Стандарта и
Стандарта педагога.

6

«Совершенствова
ние
образовательной
деятельности
в
ДОО
путем
внедрения
технологии
проектирования»,
«Внедрение
информационных
технологий
в
образовательную
деятельность»

Курсы
повышения
квалификации

15

7

го процесса в
соответствии с
ФГОС ДО
Возможности ИКТ
технологий в ДОУ.
Мультимедийные
продукты в работе с
детьми

1.Реализация
проекта
«Внедрение
информационных
технологий
Научить
педагогов в образовательную
деятельность»
пользоваться
2.Конкурс
оборудованием,
медиатек
научить самостоятельно
готовить презентации для
решения образовательных
задач,
работы
с
родителями, участия в
конкурсах.
Научить педагогов
пользоваться интернетом
для поиска информации,
познакомить с ЭОР,
активизировать участие
педагогов в конкурсах.

Ведение
документооборота
в электронном
виде и ( отчеты,
планы,самообразов
ание и т.д.)
Банк
мультимедийных
продуктов для
работы с детьми и
родителями,

8

Актуальные
технологии в рамках
Стандарта
Провести анализ уже
имеющихся технологий,
сделать мониторинг по
использованию
современных
педагогических
технологий, форм
работы с
воспитанниками,
отработать их
использование
педагогами на практике

Педсовет,
общее
родительское
собрание.
«Развитие
и
укрепление навыков
здорового
образа
жизни у детей от 1,5
до 7 лет»
Мастер – классы:
«Нетрадиционные
техники рисования,
как средство
художественно –
эстетического
развития
дошкольников»,
«Нетрадиционное
оборудование для
развития мелкой
моторики рук»

Активное
внедрение
в
образовательну
ю деятельность
технологий:
здоровье
сберегающих,
детского
экспериментиро
вания, игровых.
формами
работы с детьми
«Река времени»,
«Путешествие
по карте»

9

Современные
подходы к созданию
развивающей предметно
– пространственной
среды :
Провести анализ РППС,

Конкурсы
«Лучший центр
речевого
развития»,
«Лучший опытно
экспериментальн

Методические
рекомендации и
памятки
«Организация
развивающей
предметно
16

Поделиться опытом друг
с другом по
проектированию,
моделированию и
конструированию РППС
ДОО в разных
возрастных группах
научиться проводить
мониторинг
качества РППС ДОО.
10 Проекты как форма
познания мира и
развития субъектности
у детей:
Разобраться вместе с
педагогами в сущности
проектной
деятельности с детьми.
Познакомить педагогов с
возможностями развития
ребенка через проектную
деятельность,
технологией и
особенностями
планирования в
соответствии с
образовательными
задачами или
запросами детей.

ый центр»,
«Центр
физического
развития»,
«Дидактические
игры по развитию
речи»

пространственно
й среды в
соответствии с
федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования».

.
Реализация
проекта
«Совершенствова
ние
образовательной
деятельности в
ДОО путем
внедрения
технологии
проектирования».
Семинар
«Проекты как
форма познания
мира и развития
субъектности
ребенка»

Педагогами
реализован ряд
познавательных
и творческих
проектов с
воспитанниками
и их
родителями.

11 Традиционное занятие
или занимательная
деятельность?
Познакомить педагогов
с условиями для
познавательного
развития и успешной
социализации
воспитанников.
Уточнить вместе с
педагогами круг
познавательных
интересов наших детей и
их потребностей,
научиться
корректировать и

Дискуссии
«Традиционное
занятие
или
совместная
занимательная
деятельность?»

Проект
«Музейная
педагогика, как
средство
познавательного
развития
дошкольников»

Семинар
«Внедрение
технологии
музейной
педагогики
в
образовательную
деятельность»

Методические
рекомендации,
памятки
по
организации
мини – музея в
ДОО.

17

организовывать
образовательную
деятельность, исходя из
них.
Познакомить с
технологией «Музейная
педагогика»
12 Актуальные
Реализация
технологии в рамках
проекта
Стандарта
«Музейная
Провести анализ уже педагогика, как
имеющихся технологий, средство
сделать мониторинг по познавательного
использованию
развития
современных
дошкольников в
педагогических
соответствии с
технологий.
ФГОС ДО»
Показать
особенности
образовательной
ситуации с
позиций
Стандарта
(внедрение
музейной педагогики в
образовательную
деятельность)
Итогово - обобщающий
13 Эффективность
Педагогический
Реализации Программы
Совет,
Публичный
Родительское
отчет о
собрание
результатах реализации Трансляция
Программы
передового
педагогического
опыта,
педагогическому
сообществу

Организация
мини – музеев
группах

Публичный
отчет на сайте
ДОУ

18

Решение проблем в ходе методического сопровождения
профессионального роста педагогов
Проблема 1 : Отсутствие
глубокого понимания и
принятия Стандарта
коллективом ДОО,
повышение уровня
тревожности у всех
участников
образовательных
отношений необходимость
выявления, осознания и
принятие своих
профессиональных
затруднений, формирования
у педагогов потребности в
профессиональном росте

Проблема 2
Недостаточные умения у
педагогов в
проектировании,
моделировании,
конструировании РППС
групп с учётом требований
Стандарта.

Методические мероприятия.
- «Создание основной образовательной
программы»
(определение подходов к разработке содержания
обязательной части программы и части,
формируемой
участниками образовательных отношений).
Педагогические чтения:
- «Стандарт - новый взгляд на дошкольное
образование!» (Стандарт и «Комментарии к ФГОС
ДО» Минобрнауки РФ»; Профессиональный
стандарт педагога. Кодекс педагогической этики).
Дискуссия:
«Педагог 21 века. Какой он? Пути повышения
статуса педагога и учреждения».
Самообразование:
Презентация «Проектирование основной
образовательной программы»
Изучение примерных основных образовательных
Обновление методической копилки :
1. Глоссарий Стандарта лат. glossarium - «собрание
глосс») - словарь терминов с толкованием (с
комментариями и примерами).
2. Локальные акты и планы. Протоколы педсоветов.
3. Нормативная база по введению Стандарта
4. Сценарии методических мероприятий.
Презентации к ним. Подборка тестов, анкет для
педагогов.
Методические мероприятия.
Педсовет « Современная предметно – развивающая
среда как условие реализации Стандарта»,
Семинар-практикум «Современные подходы к
созданию
предметно-развивающей среды детского сада».
«Разработка критериев оценка качества РППС».
Консультации ( индивидуальная):
«Тема недели в конструировании предметноразвивающей среды группы». « Оборудование
центров активности для детского развития»
Самообразование
Изучение методических рекомендаций

Проблема 3
Необходимость разработки
и реализации новых
подходов к организации
образовательной
деятельности с детьми с
позиций Стандарта.
Недостаточное владение
педагогами личностноориентированными,
деятельностными
технологиями организации
образовательной
деятельности.

«Организация развивающей предметнопространственной среды в соответствии с ФГОС
ДО » под редакцией О.А. Карабановой, Э.Ф.
Алиевой, О.Р. Радионовой, П.Д. Рабинович, Е.М.
Марич.
Результат, обновление методической копилки:
1. Сценарии методических мероприятий.
Презентации к ним.
2. Карта анализа предметно – развивающей среды
групп.
3. Проведение анализа предметно – развивающей
среды ДОО.
Методические мероприятия.
Педсовет ««Новые подходы к организации
образовательного процесса в рамках Стандарта»
Дискуссии: «Традиционное занятие или совместная
занимательная деятельность?», «Педагогический
проект или детская проектная деятельность?».
Семинары: «Проекты как форма познания мира и
развития субъектности ребенка», «Игра как
средство общения»
Консультации (групповые и индивидуальные):
«Планирование воспитательно-образовательной
деятельности (выбор «специфических» форм для
детей данной возрастной группы»; общение, игра,
познавательно исследовательская деятельность как сквозные механизмы развития ребенка),
«Актуальные в рамках Стандарта педагогические
технологии».
Самообразование:
«Игра как форма организации совместной
образовательной деятельности с детьми» (игра
превращение, игра-путешествие, сюжетнодидактическая игра, игра-фантазирование) (Н.В.
Бурим); «Моделирование и мнемотехника в
познавательном и речевом развитие детей».
Ярмарка педагогических идей:
Презентация проектов.
Презентация игр по речевому развитию
Результат, обновление методической копилки:
1. Сценарии методических мероприятий.
Презентации к ним.
2. Разработка с воспитателями конспектов
образовательных ситуаций (
20

Проблема 4
Недостаточное владение
педагогами информационно
- коммуникативными
технологиями в
образовательной
деятельности с
воспитанниками, в
презентации собственного
педагогического
опыта.

Проблема 5
Недостаточное владение
педагогами методами
активизации
родителей воспитанников и
включения их в
образовательную
деятельность.

Открытый показ их педагогам ДОУ и города.
Проведение самоанализа и взаимоанализа открытых
мероприятий.
3.Создание копилки лучших проектов. Обновление
картотек игр.
Методические мероприятия.
Круглый стол: «Возможности ИКТ технологий в
учреждения».
Консультации (подгрупповые, индивидуальные):
«Мультимедийные продукты в работе с детьми»,
«Работа с текстом, таблицами, графиками»,
«Интернет как источник профессиональной
информации для педагогов», «Участие в интернет конкурсах и работе педагогических интернет сообществ».
Мастер - классы (индивидуальные) по созданию
презентаций Pover Point.
Результат, обновление методической копилки :
1. Сценарии методических мероприятий.
Презентации к ним.
2. Создание базы презентаций, видеороликов к
темампроектов, ЭОР.
3. Разработка педагогами презентаций к конкурсам,
мероприятиям с родителями, проектным заданиям.
4. Участие педагогов в интернет – конкурсах,
общение в педагогических интернет – сообществах.
5. Поиск педагогами методических материалов для
работы в интернете.
7. Оформление педагогами материалов из своего
опыта, отчетов, планов на компьютере.
Методические мероприятия
Консультация «Организация активных форм
повышения компетентности
родителей и включения в образовательную
деятельность
учреждения» (совместные практикумы,
образовательные проекты, родительские мастер –
классы, выставки семейного творчества).
Практикумы: «Разрабатываем папки - передвижки
для родителей. Как
написать статью для родителей?». «Сделаем
тематическое собрание для родителей
интересным!»
Ярмарка педагогических идей:
21

Презентация папок-передвижек; Презентация
продуктов семейных проектов.
Результат, обновление методической копилки:
1. Сценарии методических мероприятий.
Презентации к ним.
2. Конспекты родительских собраний, практикумов,
семейных
спортивных и музыкальных праздников и
развлечений,
совместной образовательной деятельности детей и
родителей.
3. Подборка проектных заданий для родителей с
детьми. Продукты семейных проектов.
4. Анкеты для родителей различной
направленности.
5. Подборка материалов для папок – передвижек и
стендов различной направленности для родителей.
Методические рекомендации для родителей по
вопросам образования.
6. Фотопрезентации, фотогазеты, сделанные
педагогами и родителями.
8. Открытые показы мероприятий с родителями для
педагогов ДОО и города.
2.6 . Мониторинг реализации Программы.
Критерии оценки результатов
сопровождения

реализации «Программы

профессионального роста

методического

педагогов», в основу которого

положены важные качества, выделенные из федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования и профессионального
стандарта педагога:
- активизация и профессиональный рост педагогов МБ ДОУ № 16;
- внедрение в образовательную деятельность современных образовательных
технологий;
- повышение уровня образовательной деятельности в ДОО;
- реализация требований к профессиональным компетенциям педагога;
-модернизация развивающей предметно пространственной среды ДОО;

22

- повышения количества педагогов, участвующих в конкурсах профессионального
мастерства.

23

Карты мониторинга профессиональных затруднений педагогов
Ф. И. О., возрастная группа ___________________________________________________________

№
1
3
5
6
7
9
12
13
15
16
17
18
19

Раздел деятельности

Имею опыт, могу
поделиться

Имею
недостаточный
опыт, хочу
научиться

Не имею
опыта, хочу
научиться

Организация игровой деятельности
Оздоровительно-закаливающие мероприятия
Сенсорное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Организация детской продуктивной деятельности
Организация самостоятельной деятельности детей
Организация культурно-досуговой деятельности
Создание развивающей среды
Взаимодействие с семьями воспитанников
Планирование воспитательно - образовательной работы
Определение уровня достижений детей
Внедрение современных образовательных технологий
Личностно- ориентированная технология
Проблемного обучения
Технология проектной деятельности
Технология исследовательской деятельности
Здоровьесберегающие
Информационно- коммуникационные технологии
Технология ТРИЗ
Игровые технологии
Музейная педагогика

Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей?
□ недостаточность дидактических материалов, пособий □ недостаточная методическая помощь □ недостаток педагогического опыта □нехватка методической
литературы другое В какой методической помощи вы нуждаетесь? □ в методических консультациях по отдельным разделам (указать по каким) □ просмотре
открытых занятий у опытных воспитателей (уточнить виды занятий) □ в знакомстве с передовым педагогическим опытом (указать тематику)

Критерии оценки профессиональной компетентности педагогов
(на основании «Профессионального стандарта «Педагога»)
Компетенция

Содержание

методологические

Способен:
-анализировать, оценивать, выбирать методологические
подходы в образовании; применять методологические
подходы (системно-деятельностный, компетентностный)
применять методы обучения: проблемный, проектный,
исследовательский
- способность анализировать процесс обучения с позиции его
технологичности; эффективно применять технологию проектной
деятельности.
Способен: выявлять актуальные методические задачи, выбирать
и обосновывать способы их решения; создавать условия для
достижения воспитанниками образовательных результатов;
применять методы обучения: проблемный, проектный,
исследовательский;
эффективно применять технологию проектной деятельности.

методические

технологические
оценочные

Способен: осуществлять контрольно-оценочную деятельность
результатов освоения образовательной программы

проектировочные Способен

диагностические
рефлексивные

- участвовать в разработке образовательной программы
рабочей программы;
- проектировать образовательную деятельность в соответствии
с системно - деятельностным подходом,
- разрабатывать индивидуальные образовательные
маршруты.
Способен применять различные методы педагогической
диагностики, разрабатывать системы мониторинга
Способен целостно анализировать свой и чужой опыт,
адекватно оценивать результаты своей деятельности, определять
проблему(ы), их приоритетность,
выбирать способы усовершенствования деятельности

Критерии эффективности использования современных образовательных
технологий (на основе методики Р.С. Фомичева)
Критерии

Показатели

Технологическая
культура педагога

Индикаторы

владение
педагогом
технологическими
методами,
приемами, средствами обучения,
их
использования
в
образовательной деятельности.
Наличие
-обобщение и систематизация
собственного опыта практик
по
использованию
современных
педагогических
технологий (далее – СПТ) в
образовательной деятельности;
– умение анализировать и
исправлять собственные ошибки
(недочеты)
в
процессе
использования СПТ
Создание ситуации реализация принципа обратной
успеха в процессе связи
в
процессе
использования СПТ образовательной деятельности;
- мотивирование воспитанников
на
успешное
решение
поставленных перед ними задач

периодическое использование
педагогом
современных
педагогических технологий в
образовательной деятельности,

Технология
как постановка педагогом целей и
фактор
задач,
направленных
на
саморазвития
саморазвитие,
развитие
участников
познавательных
способностей
образовательной
воспитанников
деятельности

переход на новый уровень
взаимодействия
участников
образовательной деятельности
– «сотрудничество» педагога и
обучающихся.

Взаимосвязь
компонентов
технологии

проведение НОД, в которой
раскрываются и эффективно
используются
взаимосвязи
компонентов СПТ

Позитивные
изменения
состоянии
воспитанников

очевидная
и
периодично
реализующаяся
в
образовательной
деятельности
связь различных компонентов
избранной педагогом технологии
положительные
изменения
в общего состояния воспитанников

-методические
пособия,
разработка проектов;
участие
педагогов
в
профессиональных конкурсах,
педагогических мероприятиях
разных уровней

-позитивная
динамика
достижений воспитанников;
-достижения воспитанников в
конкурсах,
фестивалях,
выставках, соревнованиях.

укрепление
воспитанников
заболеваемости
посещаемости)

здоровья
(анализ
и

26

Критерии и показатели результативности деятельности
педагогов МБДОУ
Показатель
1.1Использование
педагогом современных
образовательных
технологий и методик в
образовательной
деятельности
1.2. Использование ИКТ в
образовательной
деятельности

Проявление
показателя
Наличие системы
деятельности по
использованию в
образовательном процессе
современных
образовательных
технологий и методик:
Наличие системы
использования и
разработки цифровых
образовательных ресурсов
(ЦОР),

Подтверждающие документы
Аналитическая справка;
справка с указанием конкретных
образовательных технологий,
используемых в образовательной
деятельности
Справки:
 о применении ЦОР с аннотациями
ресурсов;
Ссылки:
 на электронный ресурс,
размещенный в сети Интернет;
на сайты ДОУ и т.п.
Аналитическая справка с указанием
конкретных здоровьесберегающих
технологий, методик и приемов,
применяемых педагогом

Решение проблемы
1.3. Использование в
сохранения и укрепления
образовательной
здоровья воспитанников
деятельности
при организации
здоровьесберегающих
образовательной
технологий, методик и
деятельности
приемов оздоровления
детей
Разработка современных
Справка о наличии и типе
1.4. Использование
дополнительных
дополнительной образовательной
современных
образовательных программ программы, копии титульного листа
дополнительных
программы,
образовательных
программ
0 – отсутствие 1 – частичное соответствие 2 – полное соответствие
Максимальная сумма баллов по критерию 1 равна 8
Динамика показателей
Аналитическая справка;
2.1. Позитивная
достижений обучающихся,
таблицы, отражающие достижения
динамика достижений
предусмотренных ООП ДО обучающихся (за период освоения
воспитанников
ООП ДО)
Достижения
воспитанников
списки воспитанников; копии
2.2. Достижения
в конкурсах, фестивалях,
дипломов, грамот, сертификатов,
воспитанников в
выставках, соревнованиях,
приказов и других официальных
конкурсах, фестивалях,
научно-практических
документов
выставках,
конференциях и др.
соревнованиях, научноразличного уровня
практических
конференциях и др.
Взаимодействие с
Аналитическая справка;
2.3. Признание
Договоры о сотрудничестве, отзывы,
деятельности педагога в социумом,
удовлетворенность
результаты анкетирования.
социуме
воспитпнников и их
родителей процессом
обучения

27

Организация деятельности
Краткое описание проекта и (или)
2.4. Организация
воспитанников
в
информация о ходе его реализации в
педагогом социальновиде презентаций, отчетов, публикаций
значимой деятельности социально- значимых
проектах
в прессе и т.д.;копии дипломов,
в рамках своего
сертификатов, приказов и
направления
0 – отсутствие 1 – частичное соответствие 2 – полное соответствие
Максимальная сумма баллов по критерию 1 равна 8
Доля (%) обучающихся,
Аналитическая справка об уровне
3.2. Освоение
освоивших ДОП
освоения обучающимися ДОП
обучающимися ДОП
0 - менее 30 % , 1 -50 %, 2 - 90 %, 3 - 100 %
Презентация результатов
Аналитическая справка,
4.2. Участие в
исследовательской
копии программ
исследовательской
деятельности педагога
мероприятий, сертификатов, дипломов
деятельности
дополнительного
и т.д.
образования в рамках
научно-практических
конференций,
профессиональных слетов,
конкурсов и других
мероприятий различного
уровня
* учитывается участие в
мероприятиях различного
уровня независимо от числа
таких участий
Проведение
Аналитическая справка;
4.3. Обобщение и
открытых уроков, мастер – копии программ мероприятий, писем,
распространение
классов; выступления на
приказов, сертификатов; перечень
собственного
семинарах,
круглых
столах;
публикаций; электронные ссылки и т.д.
педагогического опыта
публикации
Максимальная сумма баллов по критерию 4 равна 8
Максимальная сумма баллов по всем критериям 28

Шкала профессиональной компетенции педагогических кадров ДОУ
Высокий уровень: для педагога характерны стремление к
исследовательской деятельности; ярко выраженное чувство нового. Он
стремится к творческому преобразованию опыта на основе актуальных
потребностей. Доминирующими внутренними мотивами педагога становятся
такие, как личностный, профессиональный рост, возможность
экспериментирования, творчество, самовыражение, стремление
продемонстрировать свои способности, уровень собственных достижений,
проявить инициативу. Можно адекватно оценить свои успехи и неуспехи в
том или ином виде деятельности.
Средний уровень: для педагога характерны позиция «Я умею»,
выражающаяся в готовности к работе, владении учебным материалом и
методиками, способность к объективному анализу теории и практики
воспитания и обучения. Присуща потребность в признании и
самоутверждении, однако стремление к демонстрации своих достижений не
28

проявляется в явной мере, он предпочитает участие в коллективных
дискуссиях, реже становится инициатором личных выступлений. Реализуя
потребность быть признанным, стремится к повышению своей
квалификации, охотно участвует в конкурсах. Может адекватно оценить свои
успехи и неуспехи в том или ином виде деятельности.
Низкий уровень: для педагога характерны консерватизм, нежелание
осваивать новшества, возможна неадекватная (чаще заниженная самооценка).
Доминантой в данном случае служит потребность в принадлежности. Ему
важно ощущать себя частью коллектива, группы, однако он не стремится
участвовать в выступлениях перед коллективом. Может положительно
оценивать активные формы работы с педагогами, однако увереннее
чувствует себя в коллективной работе, не требующей открытого проявления
своего мнения перед аудиторией. Перед выбором использования готового
решения против создания своего оригинального продукта предпочитает
первое, зачастую из-за неуверенности в правильности своего решения.
Практически всегда ищет одобрения своим действиям; болезненно
воспринимает критику коллег и руководителя

29

3. Список используемой литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013)
"Об образовании в Российской Федерации"
2.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования"
3.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДО Утвержден
Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155.
4.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель) "
5.Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и
методы. - М., 2008.
6.Белая К. Ю. Педсовет в ДОУ. Подготовка и проведение. - М., 2008.
7.Демин, В.А. Профессиональная компетентность: понятие, виды [Текст] /
В.А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С.
35-39.
8. Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ//
Справочник старшего воспитателя. – 2008 № 11 – с 10 – 18.
9.Трофимова Г.С. Структура педагогичнской коммуникативной
компетентности (методологический аспект) Монография. 2-е изд., испр. И
доп. Ижевск.:»Купол», 2000.-90с.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».