Содержание
Глава1. Пояснительная записка……………………….…………………………3
1.1.Направленность дополнительной общеразвивающей программы
«Гримасики»………………………………………………………………………3
1.2.Актуальность дополнительной общеразвивающей программы
«Гримасики»………………………………………………………………………4
1.3. Законодательно-нормативное обеспечение программы
«Гримасики»………………………………………………………………………4
1.4.Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Гримасики».....6
Методологические положения программы………………………………..…….6
Глава 2. Содержание дополнительной общеразвивающей программы……….7
2.1. Учебно-тематический план………………………………………….............7
2.2. Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы
«Гримасики»………………………………………………………………………7
2.3. Ожидаемые результаты и способы их проверки …………………………..8
2.4. Содержание программы «Гримасики»……………………………………...8
Глава 3. Календарно –тематическое планирование……………………………9
3.1. Материально-техническое и методическое обеспечение………...............17
Приложения……………………...………………………………………………18
Список литературы………...…………………………………………………….22
2
Глава 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Направленность
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования, в ДОУ должны быть созданы условия
для развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной
социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании,
выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества,
креативного мышления, способствующего формированию разностороннеразвитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека
– это составная часть социально-экономических и духовных направлений
современного общественного устройства. Слово «творчество» в
общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не
встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая
деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное
искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение
личностного «я».
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной
педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н.
Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И.
Волков и многие др.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского
творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и
находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою
выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в
живые образы и действия. (Щёткин А.В., 2010г).
Исследователь
И.Г.Вечканова
подчёркивает
особую
роль
театрализованных игр в приобщении детей к литературному,
драматическому и театральному искусству. При грамотном руководстве у
них формируются представления о работе актёров, режиссёра. Дети
осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость
и творцам, и зрителям. (Мигунова Е.В., 2009).
1.2. Актуальность дополнительной общеразвивающей программы
«Гримасики»
Даная программа является актуальной, так как театрализованная
деятельность может явиться мощным инструментом развития всех качеств
личности ребёнка: познавательных и психических процессов, формирования
коммуникативных
навыков,
как
основ
социальной
культуры.
Сформированность этих качеств поможет будущему первокласснику быстро
3
входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать
вопросы педагогу, учиться у сверстников, самому оказывать помощь другим.
Посещая театральный кружок, ребенок учится коллективно работать над
замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы,
обмениваться информацией, планировать различные виды художественнотворческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам,
работа над ролью и т. д.), а также координировать свои функции.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие
проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это
помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
1.3. Нормативно-правовое обеспечение программы
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
З. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31.03.2022 № 678-p.
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р).
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 24.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее СанПиН).
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
8.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
1.
4
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее — Порядок).
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 №
882/391 «Об утверждении Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
5.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
6.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов,
с учетом их особых образовательных потребностей»).
7.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
8.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
4.
5
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
1.4. Новизна дополнительной общеразвивающей программы
«Гримасики»
В программе систематизированы средства и методы театральноигровой деятельности, обосновано использование разных видов детской
творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
1.5.
Методологические положения программы
Программа дополнительного образования «Гримасики» разработана на
основе авторской программы Чуриловой Э.Г. «Арт – фантазия».
Методы, используемые при организации занятий:
1. Словесный метод используется при беседе, рассказе, при анализе
музыкального или художественного произведения.
2. Наглядный метод используется при показе репродукций, фотографий,
видеоматериалов.
3. Практический метод– импровизации, игры.
Занятия строятся по единой схеме:
1. Введение в тему, создание эмоционального настроения (тренинг,
психогимнастика).
2. Театрализованная деятельность (в разных формах).
3. Эмоциональное заключение.
Каждый ребенок имеет возможность проявить себя в той или иной роли, для
этого используются разнообразные приёмы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли застенчивых детей;
- распределение детей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую
карточку со схематическим изображением будущего персонажа).
Программа рассчитана на детей 5 – 7 лет, срок реализации 2 года, 72
занятия.
Продолжительность занятия: 20 – 25 мин. – старшая группа (5 – 6 лет), 25 –
30 мин. – подготовительная группа (6 – 7 лет). Занятия проводятся во 2- ю
половину дня, вне основных режимных моментов.
Оптимальное количество детей на театральных занятиях – 10 человек.
Конечным продуктом обучения в театральной студии является - спектакль.
6
Глава 2. Содержание дополнительной образовательной программы
2.1. Учебно-тематический план
Количество часов
№ п/п Наименования разделов
I год
обучения
II год
обучения
1.
Введение в искусство
3
3
2.
Основы актёрского мастерства
10
9
3.
Культура и техника речи
9
8
4.
Ритмопластика
7
7
5.
Работа над репертуаром
4
5
6
Премьеры
2
2
7.
Проведение праздников и развлечений
1
2
36
36
Всего часов:
2.2.
Цели и задачи дополнительной общеразвивающей
программы «Гримасики»
Цель программы: формирование и раскрытие творческой
индивидуальности обучающихся средствами театрального искусства.
1.
2.
3.
4.
Задачи программы:
Создать условия для творческой активности детей в театрализованной
деятельности.
Развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение
сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и
образно передавать их.
Учить детей различать настроение, переживания, эмоциональные
состояния персонажей.
2.3.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Критерии отслеживания:
1. Владение выразительностью речи.
2. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на
поступки действующих лиц.
7
3. Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты,
движения.
Для подведения итогов реализации программы используются
следующие формы:
- диагностирование (см. приложение № 1.);
- театральные постановки;
- участие в конкурсах, праздниках;
- наглядная информация для родителей (фотоотчёты, презентации).
2.4. Содержание программы «Гримасики» направлено на:
1. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости, на театральное
действие, обучение знаниям и умениям, которые нужны для активного
восприятия художественных образов, а затем и их воплощения
(исполнения);
2. художественное образование и воспитание детей дошкольного
возраста;
3. формирование эстетического вкуса;
4. воспитание нравственных начал;
5. развитие коммуникативных качеств личности;
6. воспитание воли, развитие памяти, воображения, фантазии, речи.
Программа
определяет
важнейшие
принципы
организации
театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе
реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые
имеют непосредственное отношение к творческому развитию детей
дошкольного возраста;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей
(«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Художественно-эстетическое
развитие»,
«Физическое
развитие»,
«Познавательное развитие»), в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников;
- предусматривает решение программных образовательных задач в
совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности
детей;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных
возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим
видом деятельности для них является игра в театр.
8
3.0.
Календарно-тематическое планирование
I год обучения
Разделы
1.Введение в
искусство
2.Основы
актёрского
мастерства
Задачи
Содержание занятий
Сентябрь:
Знакомство с
коллективом.
Познакомить детей
с искусством
театра,
театральными
профессиями,
театральной
лексикой (афиша,
сцена, занавес,
кулисы, декорации,
грим, зрительный
зал.), правилами
поведения в театре.
Развивать интерес
к сценическому
искусству.
Сентябрь –
ноябрь:
Развивать
внимание, память,
мимику; учиться
снимать зажатость
и скованность, а
также
согласовывать свои
действия с другими
детьми.
Чтение стихотворения
В. Василенко «Ты становишься
зрителем»
Беседы о театре, театральных
профессиях (актёр, режиссёр,
костюмер, гримёр)
Презентации для детей «Всё о
театре»
Загадки о театральных профессиях
Рассматривание иллюстраций «Виды
театров», «Устройство театра»
Игра «И я тоже»
Игра «Птицы, на гнезда!»
Декабрь –
февраль:
Развивать
воображение и
фантазию
Пантомимическая игра «Угадай, кого
встретил щенок?» (разыгрывание
диалога из сказки «Кто сказал
«мяу»?» между щенком и собакой).
Игра «Превращение предмета».
Игра «Кругосветное путешествие».
Инсценировка «Колобок на новый
лад».
Этюды «Ой, ой, живот болит», «Три
характера», «Вкусные конфеты»,
«Покупка театрального билета»,
«Утешение».
Сочинить этюд на тему:
«Коллективный выход в театр»
Игра «Одно и то же по-разному».
Инсценировка «Спор овощей»,
«Кто сказал Мяу?» (по В. Сутееву)
9
Этюд «Запомни свою позу»,
«Заколдованный ребёнок»,
«Любитель-рыболов», этюд на
воспроизведение черт характера
«Страшный зверь».
Игра «Изобрази вкус яблока», «Рукиноги».
Упражнение с предметами,
упражнение со стульями. Этюды по
русским народным сказкам
(«Колобок», «Теремок»)
Инсценировка: «Кто колечко
найдёт?» по стихотворению
С.Маршака
Упражнения на произношение
гласных и согласных.
Упражнения на развитие дыхания:
«Одуванчик», «Мыльные пузыри»,
«Веселый пятачок», «Фыркающая
лошадка».
Игра «Вопрос – ответ»
Скороговорки «Шесть мышат в
камышах шуршат», «Сшила Саша
Сашке шапку».
Март – май:
Развивать
способность
искренне верить в
любую
воображаемую
ситуацию,
превращать
предметы.
Развивать навыки
действия с
воображаемыми
предметами.
3. Культура и
техника речи
Сентябрь –
ноябрь:
Развивать речевое
дыхание и
правильную
артикуляцию.
Развивать дикцию,
учить строить
диалог.
Декабрь –
февраль:
Упражнять
артикуляционный
аппарат. Учить
пользоваться
интонациями,
произнося фразы
радостно, грустно,
удивлённо. Учить
строить диалоги,
самостоятельно
выбрав партнёра.
Артикуляционная гимнастика
«Хомяк», «Рожицы», на
вытягивание губ «Хоботок».
Упражнения на дыхание «Насос»,
«Цветочный магазин», «Свеча»
Скороговорки (проговаривание в
разном темпе)
Речевая пальчиковая игра со стихами
«Кто приехал?», «Тра-та-та!»
Речевая игра с движением: «Курочка
и цыплята» (сл. В.Берестова)
«Воробьи»
Упражнение «Прыгуны»
Март – май:
Пополнять
словарный запас.
Развивать образное
мышление.
Пальчиковые игры со стихами
«Дождик» (сл. А.Парунова),
«Молоточек» (сл. Е.Руженцева),
«Девочки, мальчики»
Речевая игра с движением
10
Подбирать к
словам слова –
действия и слова,
противоположные
по значению.
Совершенствовать
навык чёткого
произношения.
4.Ритмопластика Сентябрь –
ноябрь:
Развивать умение
пользоваться
жестами. Развивать
двигательные
способности детей,
ловкость,
подвижность.
Упражняться в
попеременном
напряжении и
расслаблении
основных групп
мышц.
«Петрушка», «Игра в дирижёра»
Проговаривание скороговорок и
чистоговорок.
Творческие игры со словом «Сочини
сказку», «Ручной мяч».
Игра со скороговорками
«Испорченный телефон».
Игры и упражнения «Самолёты и
бабочки», «Мокрые котята»
П/игра «Пугало», упражнение
«Медведи в клетке», игра «Веселые
обезьянки».
Упражнение-пантомима «Лесная
полянка».
Музыкально-пластические
импровизации «Поварята»,
«Подарок»
Декабрь –
февраль:
Развивать чувство
ритма и
координацию
движений,
пластическую
выразительность.
Учить создавать
образы живых
существ с
помощью
выразительных
пластических
движений.
Игры и упражнения: «Ёжик», «В
царстве золотой рыбки»,
«Снежинки», «Не ошибись»,
«Поймай хлопок», «Шея есть, шеи
нет», «Весёлая зарядка», «Цыплята».
Игры на напряжение и расслабление
мышц «Снеговик», «Баба Яга».
Март – апрель:
Развивать умение
использовать
разнообразные
Жесты: иди сюда – уходи, согласие –
несогласие, плач – утешение,
приветствие – прощание.
Игры на развитие двигательных
11
жесты.
5. Работа над
репертуаром
6. Премьеры
7.Проведение
праздников и
развлечений
способностей: «Конкурс лентяев»,
«Как живёшь?», «Бабушка
Маланья», «Заводная кукла».
Основные этапы работы:
Сентябрь – май:
Учить сочинять
- Выбор пьесы или инсценировка и
этюды по сказкам, обсуждение ее с детьми.
развивать навыки
- Поиски музыкальнодействий с
пластического решения отдельных
воображаемыми
эпизодов, постановка танцев (если
предметами; учить есть необходимость).
находить ключевые - Переход к тексту пьесы: работа над
слова в отдельных эпизодами. Уточнение предлагаемых
фразах и
обстоятельств и мотивов поведения
предложениях и
отдельных персонажей.
выделять их
- Работа над выразительностью речи
голосом, развивать и подлинностью поведения в
умение
сценических условиях.
пользоваться
- Репетиция отдельных картин в
интонациями,
разных составах с деталями
выражающими
декорации и реквизита (можно
разнообразные
условна), с музыкальным
эмоциональные
оформлением.
состояния
- Репетиция всей пьесы целиком.
пополнять
словарный запас,
образный строй
речи.
Сентябрь – май:
Выявление всех
творческих
способностей
детей.
Участие детей в тематических
Сентябрь – май:
Приучать детей к
мероприятиях «Праздник Осени»,
активному участию «Новогодние утренники», «Зимние
в подготовке и
каникулы», «Мамин праздник».
проведении
праздников,
развлечений.
Воспитывать
эмоциональноположительное
отношение к
праздникам.
12
II год обучения
Разделы
1.Введение в
искусство
2.Основы
актёрского
мастерства
Задачи
Содержание занятий
Рассматривание фотографий
«Известные театры России»
Беседа – диалог «Зачем нужны
декорации? Музыка? Что делает
режиссёр? Что должен уметь
актёр?».
Игра «Путешествие с театральным
билетом», «Волшебная корзинка».
Изготовление афиш «Наши
представления»
Сентябрь – ноябрь: Этюды: «Разное настроение»,
Воспитывать
«Цветок», «Сердитый дедушка».
готовность к
Общеразвивающие игры: «Запомни
творчеству.
фотографию», «Летает – не летает»,
Развивать
«Внимательные звери»
произвольное
Упражнения: «Угадай, что я
внимание, память,
делаю?», «Превращение предмета»
наблюдательность.
Придумать свой рассказ на тему
Способствовать
«Осень в лесу» (по желанию).
расширению
диапазона
эмоционального
восприятия и
выражения
различных эмоций,
обучать выражению
различных эмоций и
воспроизведению
отдельных черт
характера.
Сентябрь:
Углублять знания
детей о театре как
виде искусства,
закреплять правила
поведения в театре,
посещение театра
драмы и комедии
г.Екатеринбурга
Декабрь – февраль:
Воспитывать
инициативность и
выдержку. Развивать
коммуникабельность
и умение общаться
со взрослыми
людьми в разных
13
Этюды на выражение различных
эмоций «Разное настроение» (на
стихи Н. Померанцева).
Этюд на выражение отдельных черт
характера «Карабас- Барабас».
Этюды в парах «Зеркало».
Этюд на воображение «Шкатулка».
Игры: След в след», «Кругосветное
3. Культура и
техника речи
ситуациях.
Развивать
воображение и веру
в сценический
вымысел. Учить
детей
самостоятельно
сочинять этюды.
путешествие».
Сочинение этюдов: Знакомство,
просьба, благодарность, угощение,
покупка театрального билета.
Март – май:
Совершенствовать
импровизационные
возможности детей.
Развивать
инициативу и
самостоятельность в
создании образов
различных
персонажей.
Воспитывать
доброжелательность
и
коммуникабельность
в общении со
сверстниками.
Сентябрь – ноябрь:
Развивать речевое
дыхание. Учить
пользоваться
интонациями,
улучшать дикцию.
Расширять диапазон
и силу звучания
голоса. Развивать
умение строить
диалог между
героями разных
сказок в
придуманных
обстоятельствах.
Этюды по сказкам «Гадкий
утёнок», «Красная шапочка»,
«Золушка».
Придумывание диалога к сказке
«Театральная разминка».
Игры и упражнения: «Одно и тоже
по - разному», «Воробьи – вороны».
Произношение скороговорок с
разным темпом.
Речевая игра «У кого что внутри?»
(стихи О. Вациетиса).
Речевая сказка-игра: «Про ёжика».
Игры «Испорченный телефон»,
«Снежный ком».
Упражнения «Больной зуб»,
«Капризуля», «Колокольчики».
Декабрь – февраль: Игры: «Дрессированные собачки»,
Тренировать точное «Птичий двор», «Эхо», «Чудо
и чёткое
лесенка»., «Прятки» (на развитие
14
произношение
гласных и согласных
звуков. Учить
находить ключевые
слова в отдельных
фразах и
предложениях и
выделять их
голосом. Сочинять
коллективно сказку,
по очереди добавляя
своё предложение.
сценической речи, сл. З.
Александровой).
Игры на развитие дыхания
«Комарик»,
Пальчиковая игра «Кто живёт под
потолком?» (сл. С.Черного).
Творческие игры «Сочини сказку»,
«Вопрос – ответ».
Артикуляционные упражнения для
языка, губ, челюсти.
Март – май:
Формировать
чёткую грамотную
речь. Развивать
умение рассказывать
сказку от имени
разных героев.
Работа со скороговорками и
стихами.
Игра «Подскажи словечко».
Речевая игра «Не шумите!» (сл. А.
Кушнера), «Волшебный сон».
Творческие игры со словами
«Фантазии о…», «Моя сказка».
4.Ритмопластика Сентябрь – ноябрь:
Развивать умение
владеть своим
телом, напрягать и
расслаблять мышцы.
Развивать умение
равномерно
размещаться по
площадке,
двигаться, не
сталкиваясь друг с
другом, в разных
темпах.
Декабрь – февраль:
Развивать чувство
ритма, быстроту
реакции,
координацию
движений.
Совершенствовать
двигательные
способности и
15
Игры на развитие двигательных
способностей: «Муравьи»,
«Осенние листья», «Буратино и
Пьеро», «Баба Яга», «Снежная
королева», «Марионетки».
Свободная двигательная
импровизация «Волшебство
осеннего луча» (муз. П. И.
Чайковского «Вальс»).
Игры: «Не ошибись», «Поймай
хлопок», «Ритмический этюд»,
«Голова или хвост», «Зёрнышко»,
«Заводная кукла».
Жесты: Приглашающий,
вопрошающий, отстраняющий,
негодующий.
пластическую
выразительность.
Развивать умение
создавать образы с
помощью жеста и
мимики.
5. Работа над
репертуаром
6. Премьеры
7.Проведение
праздников и
Март – апрель:
Развивать
воображение и
способность к
пластической
импровизации.
Совершенствовать
умение создавать
образы с помощью
мимики и жеста.
Сентябрь – май:
Совершенствовать
импровизационные
возможности детей,
побуждать к поиску
выразительных
средств для
передачи
характерных
особенностей
персонажей
спектакля.
Продолжать работу
над способностью
детей, свободно и
раскрепощено
держаться во время
выступлений.
Сентябрь – май:
Выявление всех
творческих
способностей детей.
Сентябрь – май:
Привлекать детей к
16
Игры: «В замке спящей
красавицы», «Факир и змеи»,
«Умирающий лебедь».
Пластические движения под музыку
«В деревне» (муз. К. Сен-Санса из
сюиты «Карнавал животных»).
«Танец капелек» ( на развитие
творческого воображения, муз. и сл.
Е. Гомоновой).
Основные этапы работы:
- Выбор пьесы или инсценировка и
обсуждение ее с детьми.
- Поиски музыкальнопластического решения отдельных
эпизодов, постановка танцев (если
есть необходимость).
- Переход к тексту пьесы: работа
над эпизодами. Уточнение
предлагаемых обстоятельств и
мотивов поведения отдельных
персонажей.
- Работа над выразительностью
речи и подлинностью поведения в
сценических условиях.
- Репетиция отдельных картин в
разных составах с деталями
декорации и реквизита (можно
условна), с музыкальным
оформлением.
- Репетиция всей пьесы целиком.
Участие детей в тематических
мероприятиях «Праздник Осени»,
развлечений
активному участию
в праздниках и
развлечениях.
«Зимние каникулы», «Мамин
праздник», «День смеха», «День
защиты детей».
3.1. Материально – техническое и методическое обеспечение
1. Музыкальный зал
2. Учебно-методические пособия
3. Музыкальный центр
4. Ноутбук
5. Телевизор
6. А/диски и аудиотека на съёмном носителе
7.Видеоматериалы: сказки, детские спектакли
8. Презентации
9. Декорации
10. Театральные костюмы
11. Маски
12. Атрибуты для игр
13. Мягкие игрушки
14. Книги со сказками
15. Ширма
16. Фотографии, картинки, иллюстрации.
17
Приложение №1
Методические рекомендации проведения диагностики по
театрализованной деятельности.
1.Владеет выразительностью речи:
Цель: уточнить произношение звуков, чёткое артикулирование их в
звукосочетаниях и словах; выявить умение отчётливо произносить фразы,
используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу
голоса и темп речи.
Задание №1
Материал: скороговорка
Маша шла, шла, шла
И игрушку нашла:
Кошку, матрёшку, шишку, мартышку.
Мышку, машинку, пушку, зайчишку,
Шар, неваляшку, катушку, лягушек,Кто потерял столько игрушек?
Методика проведения : предложить ребёнку повторить скороговорку.
Задание №2
Методика проведения: Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро
козлят», то от лица Козы, то от лица Волка:
Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитесь, отворитесь,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла…
Задание №3
Методика проведения: Предложить ребёнку задавать вопросы от лица
Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три
медведя», так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей
спрашивает, и как они относятся к тому, о чём спрашивают.
Оценка результатов:
3 балла – творческая активность ребёнка, его самостоятельность,
быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение
без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.
2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес, но ребёнок
затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого,
дополнительные объяснения, показ, повтор.
1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к
самостоятельности.
18
2. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на
поступки действующих лиц.
Цель: выявить умение детей выражать различные эмоции и воспроизводить
отдельные черты характера.
Задание №1.
Методика проведения:
Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется
везде её носить с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы
обиделись (губки «надули»). Но это же мама – простили, улыбнулись (зубы
сомкнуты).
Задание №2.
Методика проведения:
Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный,
ощущает слабость и недомогание.
Задание №3.
Методика проведения:
Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо
предупредить (рычим).
Задание №4.
Методика проведения:
На носочках я иду –
Маму я не разбужу.
Ах, какой искристый лёд,
А по льду пингвин идёт.
Оценка результатов:
3 балла – ребёнок выполняет задание без помощи взрослого, быстро
осмысливает его, эмоционально отзывчив.
2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в
выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные
объяснения, показ, повтор.
1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к
самостоятельности.
3. Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты,
движения.
Задание №1. «Лисичка подслушивает»
19
Методика проведения: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут
Котик с Петушком, и подслушивает, о чём они говорят.
Поза: ногу выставить вперёд, корпус тела слегка наклонить вперёд.
Выразительные движения :голову наклонить в сторону (слушать, подставляя
ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.
Задание №.2. «Вкусные конфеты»
Методика проведения: У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она
протягивает её по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят
девочку, потом разворачивают бумажки и кладут конфету в рот. По ребячьим
лицам видно, что угощение вкусное.
Мимика: жевательные движения, улыбка.
Задание №3. «Цветок»
Методика проведения: Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семечко.
Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится
цветочек на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток,
поворачивая головку вслед за солнцем.
Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить,
поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх –
цветок расцвел, голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать её
вслед за солнцем.
Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
Оценка результатов:
3 балла –ребёнок быстро осмысливает задание, точно и выразительно
его выполняет без помощи взрослых.
2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в
выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные
объяснения, показ, повтор.
1 балл – ребёнок не активен, не способен к самостоятельности.
20
Приложение№2
Диагностическая карта
№
Фамилия и имя
Владение
выразительностью
речи
Н.Г.
К.Г.
Способность
сопереживать героям
сказок, эмоционально
реагируя на поступки
Н.Г.
К.Г.
Умение вживаться в
создаваемый образ,
используя мимику,
жесты, движения
Н.Г.
К.Г.
Общий балл
Н.Г.
К.Г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Итого:
Средний балл
21
Литература:
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]:
методические рекомендации / Е. А. Антипина. - М.: Сфера, 2009. – 128
с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
2. Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки
сказок в детском саду / - Волгоград: Учитель, 2008.- 153с.
3. Власенко О.П. Ребёнок в мире сказок: музыкально-театрализованные
спектакли, инсценировки, игры для детей 4 – 7 лет / - Волгоград:
Учитель, 2009. – 411 с.
4. Григорьева Т.С. Программа «Маленький актёр»: для детей 5 – 7 лет.
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека
Воспитателя).
5. Гончарова О.В. Театральная палитра: Программа художественноэстетического воспитания / - ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. (Библиотека
Воспитателя).
6. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду [Текст] :
методические рекомендации / Е. В. Мигунова. - М.: Сфера, 2009. – 128
с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
7. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] :
разработки занятий для всех возрастных групп с методическими
рекомендациями / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М. :
Школьная Пресса, 2004. – 128 с.
8. Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. – АМ.: ЛИНКАПРЕСС, 2008. – 208с. с ил.
9. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии / - СПб.: Речь, 2007.- 224с.
10.Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников
(обучение сочинению сказок). – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
(Программа развития).
11.Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной
деятельности дошкольников и младших школьников : Программа и
репертуар. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
12.Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 112с.
13.Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика –
Синтез, 2008 год.
14.Ежемесячный познавательный журнал для детей «Отчего и почему»
(статья «Дом, в котором живёт сказка» с.4) / главный редактор:
Е.Бакурская, март 2001г.
22