Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Шахматный клуб

o6paronaTeJlbHoe
MynuqurlaJl bHoe 6rcAxergoe Ao uI KoJIbHoe
AercKl{fi caA J\b 46
620146,Poccuficrcaq

yqpe?KAeHue

-

10'
r. ErarepuH6ypr,yn-. AraAeN'tura flocroecrcoro' A'
t.n./6u*., 3(343) 267 -07 -77, 267 -47 -33

(De.Uepaqnq,

mdou46@eduekb'ru, 46'tvoysadik'ru

TIPI4HJITO
fleaaroruqecKl4M coBeroM

MBIOY - Aercrufi caa Jt 46
flporonb:r Ns I or <30> anrycra2023 rorc

<0i> cesrn6Pt2023

AoIIonHI,ITEJIbHA-flOFIIIEOEPA3OBATEJIbHA-f,
oF IrIE PA3B I'IB AIO IqA-fl uP of PAMMA

couI,IAnbHo-IIEAAIOf I4TIECKOIZHAIIPABJIEHHOCTI',I
IIIAXMATHbIfr KJIYE
(als Aerefi 4-7 rcr)

Cpon PeaJlll3auuu i 2 rol.a

Cocraeurem:
fle.uaror AoIroJIHI4TeJIbHoro o6pasonanrar'
AcraMoe a faPst' BumoP onua

r. ErarepHH6YPr, 2023 rot,

Содержание

1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы

3

1.1 Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи

6

1.3. Содержание программы

7

1.4. Планируемые результаты

20

2. Комплекс организационно – педагогических условий

22

2.1. Условия реализации программы

23

3. Список литературы

25

2

1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Шахматный клуб» предназначена для получения общеразвивающих знаний
по предмету. Программа позволяет создать комфортную среду для всех детей,
помогает выявить и поддержать одарённых обучающихся.
«Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и
дальновиднее, помогают объективно оценить сложившуюся ситуацию,
просчитать поступки на несколько «ходов» вперед. А главное, воспитывают
характер». (В.В. Путин в послании участникам Чемпионата мира).
Шахматы - интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики,
спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, память,
воспитывают

такие

ценные

качества

характера,

как

терпение,

ответственность, самодисциплина.
Обучение по данной программе позволяет наиболее полно использовать
игровой и творческий характер шахмат,

повышает уровень общей

образованности детей, способствует развитию мыслительных способностей и
интеллектуального потенциала, воспитывает навыки волевой регуляции
характера.
Программа

разработана

в

соответствии

с

нормативно-правовыми

документами в сфере образования и образовательной организации:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. В

соответствии

с

требованиями

федерального

государственного

образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДОО);
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образова- тельной
деятельности по дополнительным общеобразовательным про- граммам».
4. Постановление

Главного

государственного
3

санитарного

врача

Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении Сан- ПиН
2.4.4.3172-14

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию и организации режима работы образователь- ных организаций
дополнительного образования детей».
5. Авторская программа «Шахматы - школе» автор И.Г. Сухин, (Шахматышколе.
Рабочие программы 1-4 годы обучения: учебное пособие для общеобразовательных
организаций/ И.Г. Сухин. - Обнинск: Духовное возрождение, 2019);
6. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ
детский сад № 46;
7. Программа разработана в соответствии с образовательными потребностями и
запросами участников образовательного процесса, особенностями обучающихся,
профессиональными возможностями учителя, состоянием учебно-методического и
материально-технического обеспечения.
Направленность

программы.

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая программа «Шахматный клуб» реализуется в социальнопедагогической направленности, способствует формированию личности ребёнка
как члена коллектива.
Программа ориентирована на социализацию личности обучающегося, адаптацию к
жизни в обществе, организацию свободного времени. Реализация программы
содействует развитию детской социальной инициативы, овладению нормами и
правилами поведения, формирует мотивацию на ведение здорового образа жизни,
социального благополучия и успешности человека.
Актуальность программы.
В настоящее время проблема воспитания личности, способной действовать
универсально, владеющей культурой социального самоопределения является
одной из главных задач социально-педагогического направления. Занятия по
программе позволяют сформировать опыт проживания в социальной системе,
4

развивают у обучающихся мышление, любознательность, повышают интерес
к знаниям, учат лучше считать, ориентироваться в быстро меняющейся
обстановке, а также развивают фундаментальную способность действовать "в
уме". Поэтому так важно использовать шахматную игру, как инструмент
развития уже в дошкольном возрасте.
Отличительные особенности программы
Программа модифицированная, разработана с учётом программы И.Г.
Сухина «Шахматы - школе». Данная дополнительная общеобразовательная
программа

отличается

от

программы

И.Г.

Сухина

личностно-

ориентированным подходом к обучению шахматной игре:
- программа предназначена для развития личностных качеств обучающихся,
а также развития способности действовать "в уме";
- игры, задачи и упражнения адаптированы для детей дошкольного возраста
с 4 лет
Адресат программы Программа рассчитана на детей 5-7(8) лет. В состав
группы входит 8 детей. Группа сформирована по желанию детей и по
рекомендации родителей и воспитателей.
Возрастные особенности 5-6 лет. Это возраст активного развития
физических

и

познавательных

способностей

ребенка,

общения

со

сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего
мира, хотя меняются ее формы и содержание. В этом возрасте ваш ребенок:
Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много
вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии.
Дети 6-7 лет активно познают окружающий мир. Обычно в поведении
малыша такого возраста можно заметить некоторые особенности: Он охотно
воспринимает новые правила, о которых ему сообщили в детском саду,
школе. Ребенок открыт к общению со сверстниками и учителями. Ребенок
способен рассматривать любую проблему не только со своей стороны.
Постепенно он привыкает учитывать точку зрения окружающих.

5

Режим занятий. Программа предполагает проведение двух занятий в неделю
во вторую половину дня. Продолжительность занятия: не более 30 минут.
Уровень, объем и сроки реализации
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Шахматы» имеет стартовый уровень - формирует у обучающихся интерес,
устойчивую мотивацию к выбранному виду деятельности; расширяет спектр
специализированных знаний для дальнейшего самоопределения, развития
личностных компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебнопознавательных, информационных, коммуникативных.
Срок обучения по программе - 2 года. Общее количество часов,
запланированных на весь период обучения - 192. В год программа рассчитана
на 96 часов.
Форма обучения и режим занятий.
Форма обучения по программе – подгрупповая.
1, 2 год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность
каждого занятия 30 минут. Количество часов в неделю – 1, в год – 96.
Виды занятий включают в себя: сказку (читается дидактическая
шахматная сказка или демонстрируется её презентация); импровизированный
театр

(выполняется

использование

небольшая

сюрпризных

инсценировка);
моментов;

дидактическая

решение

игра;

нестандартных

занимательных заданий.
Формы подведения результатов включают себя: итоговые обобщающие
занятия по темам, открытие занятия для родителей, творческие отчёты для
родителей на сайте, игры-соревнования, с определением победителя.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цели программы: поэтапное развитие у детей способности действовать
«в уме»

с

помощью

"Шахматно-задачной

технологии",

содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи программы
6

организация

Обучающие:


развитие познавательного интереса к изучению игры в шахматы;



формирование универсальных способов мыслительной деятельности,



обеспечить поэтапное развитие способности действовать "в уме";



приобретение знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых

для участия в шахматной игре.
Развивающие:


развитие

абстрактно-логического

мышления,

памяти,

внимания,

творческого воображения, умения производить логические операции.
Воспитательные:


развитие социально-психологической компетентности обучающихся,

адекватного эмоционально-волевого состояния;


формирование

культуры

общения

и

поведения

в

социуме,

формирование навыков здорового образа жизни.
2.1. Содержание общеразвивающей программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. 1 год обучения (96 ч)
№

Тема

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля
Практическое
занятие

1

Шахматная доска

6

2

4

2

Шахматные фигуры

5

1

4

Взаимоанализ

3

Начальная
расстановка фигур
Ходы и взятие
фигур
Цель шахматной
партии

5

1

4

Игра в парах

38

18

20

Анализ работ

15

5

10

Творческий
отчет

15

5

10

Играсоревнование

12

1

11

Открытое
занятие

4
5
6

7

Игра всеми
фигурами
из начального
положения
Повторение
программного
материала

7

2 год обучения (96 ч)
№

Тема

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля
Практическое
занятие

Всего

Теория

Практика

Повторение
программного
материала
Краткая история
шахмат

6

2

4

5

1

4

Творческий
отчет

3

Шахматная нотация

5

1

4

Игра в парах

4

Ценность
шахматных фигур
Постановка мата
одинокому королю

28

18

20

Анализ работ

15

5

10

Творческий
отчет

15

5

10

Играсоревнование

12

1

11

Открытое
занятие

10

2

8

Открытое
занятие

1

2

5
6

7
8

Достижение мата
без жертвы
материала
Шахматная
комбинация
Повторение
программного
материала

Содержание учебного плана
Программа "Шахматы, первый год"
Учебный курс включает в себя шесть тем.
На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с
углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях
делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры,
ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом
этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных
фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь
сильнее ладьи.
Тематика курса первого года обучения.
Теория

Практика

1. Шахматная доска. Шахматная
доска, белые и чёрные поля,
горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр.

Дидактические игры и задания:
"Горизонталь." Двое играющих по
очереди
заполняют
одну
из
горизонталей
шахматной
доски
кубиками (фишками, пешками и т.

8

2. Шахматные фигуры. Белые,
черные, ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король.

3. Начальная расстановка фигур.
Начальное положение (начальная
позиция); расположение каждой из
фигур в начальной позиции; правило
"ферзь любит свой цвет"; связь
между горизонталями, вертикалями,
диагоналями
и
начальной
расстановкой фигур.
9

п.). "Вертикаль." То же самое, но
заполняется одна из вертикальных
линий шахматной доски.
"Диагональ." То же самое, но
заполняется одна из диагоналей
шахматной доски.
Дидактические игры и задания:
«Волшебный
мешочек».
В
непрозрачном мешочке по очереди
прячутся все шахматные фигуры,
каждый из учеников на ощупь
пытается определить, какая фигура
спрятана.
«Угадай-ка».
Педагог
словесно
описывает одну из шахматных фигур,
дети должны догадаться, что это за
фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры
стоят на столе учителя в один ряд,
дети по очереди называют все
шахматные
фигуры,
кроме
«секретной», которая выбирается
заранее; вместо названия этой
фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про
себя одну из фигур, а дети по очереди
пытаются угадать, какая фигура
загадана.
«Что общего?» Педагог берет две
шахматные фигуры и спрашивает
детей, чем они похожи друг на друга.
В
Чем
отличаются?
(Цветом,
формой.) «Большая и маленькая». На
столе шесть разных фигур. Дети
называют самую высокую фигуру и
отставляют ее в сторону. Задача:
поставить все фигуры по высоте.
Дидактические игры и задания:
"Мешочек". Дети по одной вынимают
из мешочка шахматные фигуры и
постепенно расставляют начальную
шахматную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две
шахматные фигуры и спрашивает
детей, стоят ли эти фигуры рядом в

4. Ходы и взятия фигур (основная
тема учебного курса первого года
обучения).
Правила хода и взятия каждой из
фигур, игра “на уничтожение”,
белопольные и чернопольные слоны,
одноцветные и разноцветные слоны,
качество, Лёгкие и тяжелые фигуры,
ладейные , коневые, слоновые,
ферзевые, королевские пешки, взятие
на проходе, превращение пешки.

начальном положении.
"Мяч". Педагог произносит какуюнибудь
фразу
о
начальном
положении и бросает мяч кому-то из
воспитанников. Если утверждение
верно, то мяч следует поймать.
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение"– важнейшая
игра курса.
У ребёнка формируется внутренний
план
действий,
развивается
аналитико-синтетическая
Функция
мышления и др. Педагог играет с
учениками ограниченным числом
фигур (чаще всего фигура против
фигуры). Выигрывает тот, кто побьет
все фигуры противника.
"Один в поле воин". Белая фигура
должна победить все чёрные фигуры,
расположенные на шахматной доске,
уничтожая каждым ходом по фигуре
(чёрные
фигуры
считаются
заколдованными,
недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна
достичь
определённой
клетки
шахматной доски, не становясь на
“заминированные”
поля
и
не
перепрыгивая их.
"Перехитри Часовых". Белая фигура
должна достичь определённой клетки
шахматные доски, не становясь на
“заминированные” поля и на поля
находящиеся под ударом чёрных
фигур.
"Сними часовых". Белая фигура
должна побить все чёрные фигуры,
избирается
такой
маршрут
передвижения по шахматной доске,
чтобы Белая фигура ни разу не
оказалось под ударом чёрных фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное
число ходов Белая фигура должна
достичь
определённой
клетки
шахматной
доске.
"Захват контрольного поля". Игра

10

фигурой против фигуры ведётся не с
целью уничтожения, а с целью
установить
свою
фигуру
на
определённое
поле.
При этом
запрещается ставить фигуры на
клетки, находящиеся под ударом
фигуры
противника.
"Защита контрольного поля". Эта
игра подобна предыдущей, но при
точной игре обеих сторон не имеет
победителя.
"Атака неприятельской фигуры".
Белая фигура должна за один ход
напасть на чёрную фигуру, но так,
чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белый фигурой надо
напасть одновременно на две чёрные
фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных
взятий надо выбрать лучшее – побить
незащищенную
фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой
фигуры защитить другую, стоящую
под
боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны
сделать такой ход, чтобы при любом
ответе чёрных они проиграли одну из
своих
фигур.
"Ограничение подвижности". Это
разновидность
“игры
на
уничтожение”,
но
с
“заминированными“
Полями.
Выигрывает тот, кто побъет все
фигуры противника.
Дидактические игры и задания:
5. Цель шахматной партии.
Шах, мат, пат, ничья, мат в один “Шах или не шах“. Приводится ряд
ход, длинная и короткая рокировка и положений, в которых ученики
её правила.
должны определить, стоит ли король
под
Шахом
или
нет.
“Дай шах”. Требуется объявить шах
неприятельскому
королю.
“Пять Шахов“. Каждый из пяти
Белых фигур нужно объявить шах
чёрному
королю.
“Защита от шаха”. Белый король
11

должен
защититься
от
шаха.
“Мат или не мат”. Приводится ряд
положений, в которых ученики
должны определить, дан ли мат
чёрному
королю.
“Первый шах”. Игра проводится
всеми фигурами из начального
положения. Выигрывает тот, кто
объявит
первый
шах.
“Рокировка”.
Ученики
должны
определить, можно ли реагировать в
тех или иных случаях.
6. Игра всеми фигурами из
начального положения.
Самое общее представление о том,
как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания:
“Два хода”. Для того чтобы ученик
научился создавать и реализовывать
угрозы, он играет с педагогом
следующим образом: на каждый ход
учителя ученик отвечает двумя
своими ходами.

Программа "Шахматы, второй год"
На втором году обучения много занятий посвящено простейшим методом
реализации материального и позиционного преимущества. Важным
достижением в овладении шахматными основами явится умение детей
ставить мат.
Тематика курса второго года обучения.
Теория
Практика
1. Краткая история шахмат.
Рождение
шахмат.
Шахматы
проникают в Европу. Чемпионы мира
по шахматам.
Дидактические игры и задания:
2. Шахматная нотация.
Обозначение
горизонтали
и “Назови
вертикаль”.
Педагог
вертикали, полей, шахматных фигур. показывает одну из вертикали,
Краткая и полная шахматная ученики
должны
назвать
её
нотация. Запись шахматной партии. (например: «Вертикаль «Е««). Так
Запись начального положения.
воспитанники
называют
все
вертикали.
Затем
педагог
спрашивает: «на какой вертикали в
начальной позиции стоят короли?
Ферзи?
Королевские
слоны?
Ферзевые
ладьи?
И
т.п.
“Назови горизонтали”. Это задание
подобно предыдущему, но дети
12

3. Ценность шахматных фигур.
Ценность фигур. Сравнительная
сила
фигур.
Достижения
материального перевеса. Способы
защиты.

4. Постановка мата одинокому
королю.
Две ладьи против короля. Ферзь и
Ладья против короля. Король и
ферзь против короля. Король и
ладья против короля.

выявляют горизонталь (например:
“Вторая
горизонталь”).
“Назови
диагонали”.
А
здесь
определяется
диагональ.
“Какого цвета поле?”. Учитель
называет какой-либо поле и просит
определить
его
цвет.
“Кто быстрее”. К доске вызывают два
воспитанника, и педагог предлагает
им найти на демонстрационной доске
определенное поле. Выигрывает тот,
кто
сделает
это
быстрее.
“Вижу цель”. Учитель задумывает
одну из Палей и предлагает ребятам
угадать его. Учитель уточняет ответы
воспитанников.
Дидактические игры и задания:
“Кто сильнее”. Педагог показывает
детям две фигуры и спрашивает:
“какая фигура сильнее? Насколько
очков?”
“Обе армии равны”. Педагог ставит
на столе от одной до четырёх фигур
и просит ребят расположить на
своих шахматных досках другие
наборы фигур так, чтобы суммы
очков в армиях учителя и ученика
были
равны.
“Выигрыш материала”. Педагог
расставляет на демонстрационный
доске учебное положение, в которых
белые
должны
достичь
материального
перевеса.
“Защита”. В учебных положениях
требуется найти ход, позволяющий
сохранить материальное равенство.
Дидактические игры и задания:
“Шах или мат”. Шах или мат
чёрному королю?
“Мат в один ход”. Требуется
объявить мат в один ход чёрному
королю. “Мат или пат“. Нужно
определить, мат или пат на
шахматной доске.
“На крайнюю линию”. Белыми надо
13

5. Достижение мата без жертвы
материала.
Учебные положения на мат в два
хода в дебюте, Миттельшпиле и
эндшпиле( начале, середине и конце
игры).
Защита
от
мата.
6. Шахматная комбинация.
Достижение мата путём жертвы
шахматного материала (матовые
комбинации).
Типы
матовых
комбинаций: темы разрушения
королевского
прикрытия,
отвлечения, завлечения, блокировки,
освобождение
пространства,
уничтожение защиты и другое.
Шахматные комбинации, ведущие к
достижению
материального
перевеса.
Комбинации
для
достижения ничьей.

сделать такой ход, чтобы чёрный
Король отступил на одну из крайних
вертикали или горизонтали.
“В угол”. Требуется сделать такой
ход, чтобы чёрным пришлось
отойти королём на угловое поле.
“Ограниченный
король”.
Надо
сделать ход, после которого у
чёрного
короля
останется
наименьшее количество полей для
отхода.
Дидактические игры и задания:
“Объяви мат в два хода”. В учебных
положениях белые начинают и дают
мат в два хода.
“Защитить от мата”. Требуется
найти ход, позволяющий избежать
мата в один ход.
Дидактические игры и задания:
“Объяви мат в два хода”. Требуется
пожертвовать материал и дать мат в
два хода.
“Сделай
ничью”.
Требуется
пожертвовать материал и достичь
ничьей. “Выигрыш материала”.
Надо
провести
простейшую
двухходовую
комбинацию
и
добиться материального перевеса.

Тематическое планирование с определением основных видов
образовательной деятельности
1 год обучения
Тема
Шахматная
доска

Тематическое планирование

Чтение и инсценировка дидактической
сказки И. Г. Сухина «Удивительные
приключения шахматной доски» или
показ одноименной презентации.
Знакомство
с шахматной доской. Диаграмма.
Демонстрационная шахматная доска. Поля
(шахматные поля). Белые поля. Черные поля.
Чередование белых и чер-ных полей на
шахматной доске. Шахматная доска
и шахматные поля квадратные. Чтение и
инсценировка дидактической сказки И. Г.

14

Характеристика видов деятельности
воспитанников

Находить белые и черные поля, белые и
черные диагонали на шахматной доске.
Правильно располагать
шахматную доску. Распознавать горизонталь,
вертикаль, диагональ.
Считать количество полей в шахматных
«дорожках»: горизонталях, вертикалях,
диагоналях. Определять количество
горизонталей и вертикалей на шахматной
доске.
Выявлять сходство
и различие горизонтали, вертикали и

Сухина «Котята-хвастунишки» или показ
одноименной презентации. Расположение
доски между партнерами. Горизонтальная
линия.
Количество полей в горизонтали.
Количество горизонталей на доске.
Вертикальная линия.
Количество полей в вер- тикали. Количество
вер- тикалей на доске. Чере- дование белых
и черных полей в горизонтали
и вертикали. Работа с презентацией
«Шахматные загадки И. Г. Сухина ко
второму уроку». Дидактические задания
и игры «Горизонталь»,
«Вертикаль». Диагональ. Белая и черная
диагонали. Отличие диагонали от
горизонтали и вертикали. Количество полей
в диагонали. Большая белая
и большая черная диагонали. Короткие
диагонали. Центр. Форма центра.
Количество полей в центре. Работа с
презентациями - сказками И. Г.Сухина
«Как появилась шахмат- ная доска» или
«Лена, Оля и Баба Яга». Дидактическое
задание «Диагональ». Цикл дидактических
заданий
«Помоги
рассеянному
художнику» (3 ч).
Шахматные Белые. Черные. Ладья, слон, ферзь, конь,
фигуры
пешка, король. Работа с презентациямисказками
И. Г. Сухина «Приключения в
Шахматной стране», «Как появились
шахматные фигуры»,
«Оля, Добрыня и шахматы».
Дидактические задания и игры «Волшеб
ный мешочек», «Угадай- ка», «Секретная
фигура»,
«Угадай», «Что общего?»,
«Большая и маленькая»
(1 ч).
Начальная
Начальное
положение
(начальная
расстановка позиция). Расстановка фигур перед
фигур
шахматной партией. Правило: «Ферзь
любит свой цвет». Связь между
горизонталями,
вертикалями,
диагоналями и начальным положением
фигур. Работа с пре-зентациейрифмовкой И. Г. Сухина «Я смотрю на
первый ряд…»
и с презентациейсказкой И. Г. Сухина
«Книга шахматной мудрости».
Дидактические задания и игры
«Мешочек», «Да и нет»,
«Мяч» (1 ч).
Место каждой из фигур в начальном
Ходы и
положении. Ход. Ход ладьи, слона,
взятие
ферзя, коня, пешки, короля.
фигур
Невозможный ход. Взятие. Размен.
Создание угрозы. Нападение на фигуры
противника. Особенности
использования цветных магнитов на
демонстрационной доске. Белопольные
и чернопольные слоны, одноцветные и
разно- цветные слоны, качество, легкие и

15

диагонали. Находить на шахмат- ной доске
горизонтали, вертикали, диагонали
и центр.
Сравнивать диагонали по количеству
полей.
Делать вывод о том,
в каких шахматных «дорожках» полей
больше, чем в других.
Играть в дидактические игры по теме.
Решать занимательные задания по теме.
Предлагать варианты развития сюжета в
дидактических сказках
и презентациях-сказках.

Различать шахматные фигуры по цвету,
форме и размеру.
Рисовать шахматные фигуры.
Предлагать варианты развития сюжета в
презентациях-сказках.
Играть в дидактические игры по теме.
Решать занимательные задания по теме.

Расставлять начальное положение.
Находить ошибки в не- правильно
расставленной
начальной
позиции.
Выявлять связь между
«дорожками» шахматной доски и начальным
положением.
Предлагать варианты развития сюжета в
презентациях-сказках.
Разучивать рифмовку
о начальном положении. Играть в
дидактические игры по теме.
Решать занимательные задания по теме.

Воспроизводить на своей шахматной доске
малофигурные позиции из учебных пособий.
Выполнять ход и взятие каждой из
шахматных фигур.
Разменивать
при
необходимости
однотипные фигуры.
Совершать передвижения шахматных
фигур не только на шахматной доске, но и «в
уме» — во внутреннем плане.
Сравнивать положение белых и черных

тяжелые фигуры, ладейные, коневые,
слоновые, ферзевые, королевские пешки,
взятие на проходе, превращение пешки.
Авторские дидактические задания «Один в
поле воин», «Кратчайший путь»,
«Лабиринт»,
«Перехитри часовых»,
«Сними часовых», «Атака неприятельской
фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита»,
«Выиграй фигуру» с каждой из фигур.
Простые дидактические задания как
основа решения более сложных.
Авторские дидактические игры «За- хват
контрольного поля»,
«Защита контрольного поля», «Игра
на
уничтожение»,
«Ограничение
подвижности» с каждой из фигур.
Дидактические задания как опора для
дидактических
игр.
«Доматовый»
период обучения как модель тех или
иных реальных ситуаций, которые могут
сложиться в реальной шахматной
партии. Работа с
поурочными презентациями шахматных
загадок И. Г. Сухина и другими
презентациями. Цикл дидактических
заданий «Помоги рассеянному
художнику» (16 ч).
Цель
шахматной
партии

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем,
пешкой. Защита от шаха. Дидактические
задания «Шах или не шах», «Дай шах»,
«Пять шахов», «Защита от шаха».
Открытый шах. Двойной шах.
Дидактические задания «Дай от- крытый
шах», «Дай двойной шах». Дидактическое
задание «Кратчайший путь» как
модель для поиска шаха в той или иной
позиции. Дидактическая игра «Первый
шах». Цель игры. Мат ферзем, ладьей,
слоном, конем, пешкой. Дидактическое
задание «Мат или не мат». Работа с
презентацией-сказкой И. Г. Су- хина
«Страна Грез». Мат в один ход. Мат в
один ход ферзем, ладьей, слоном, конем,
пешкой (простые примеры).
Дидактическое задание
«Мат в один ход». Мат
в один ход: сложные при- меры с большим
числом шахматных фигур. Дидактическое
задание «Дай мат в один ход». Отличие пата
от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.
Дидактическое задание
«Пат или не пат». Длинная и короткая
рокировка. Правила рокировки.
Дидактическое задание
«Рокировка». Работа
с презентацией «Шахматные загадки И. Г.
Сухина к двадцать восьмому уроку».
Цикл дидактических заданий «Помоги
рассеянному художнику» (7 ч).

16

фигур на шахматной доске.
Устанавливать общее
и различия между дидактическими
заданиями.
Анализировать простейшие положения,
возникающие в ходе дидактических игр.
Ставить себя на место партнера при
обдумывании хода — преодолевать
эгоцентризм.
Налаживать простейшие связи между своими
шахматными фигурами.
Нарушать взаимодействие неприятельских
фигур.
Выявлять главный фактор в той или иной
позиции — тот, который помогает выбрать
лучший ход.
Находить алгоритм решения той или иной
головоломки.
Выявлять атакующие и защитительные
ходы.
Обосновывать выбор своего хода при
решении задач.
Замечать простейшие связи между
фигурами —
преодолевать синкретизм.
Находить парадоксальные ходы, которые
позволяют решать занимательные задачи.
Выбирать сильнейший ход из нескольких
возможных.
Играть в дидактические игры по теме.
Решать занимательные задания по теме.
Воспроизводить на своей шахматной доске
малофигурные позиции из учебных пособий.
Объявлять шах, открытый шах, двойной
шах. Освоить способы защиты от шаха.
Находить лучшую защиту от шаха.
Ставить мат различными фигурами и их
сочетаниями.
Освоить способы, которые могут спасти
худшую партию: пат и вечный шах. Различать
шах, мат и пат.
Проводить короткую и длинную
рокировку. Выбирать правильный ход из
нескольких возможных.
Обосновывать выбор своего хода в том или
ином положении.
Совершать передвижения шахматных
фигур не только на шахматной доске, но и «в
уме» — во внутреннем плане.
Предлагать варианты развития сюжета в
презентациях-сказках.
Сравнивать положение белых и черных
фигур на шахматной доске.
Моделировать ситуации постановки мата.
Играть в дидактические игры по теме.
Решать занимательные задания по теме.

Правила поведения за шахматной доской.
Игра без пояснений о том, как лучше
начинать шахматную партию. Шахматы —
это время, пространство и материал.
Самые общие представления о том, как
начинать шахматную партию:
1) как можно быстрее вводить в игрусвои
фигуры;
3) без необходимости не делать два хода
подряд одной и той же фигурой; вводить в
игру легкие фигуры раньше, чем тяжелые;
4) для обеспечения более безопасной
позиции для короля выполнять рокировку;
5) фигуры должны занимать активные
позиции;
6) фигуры должны занимать безопасные
позиции;
7) следует ограничивать подвижность
фигур противника;
8) не ставить более ценные свои фигуры
под удар менее сильных фигур
противника;
9) особое внимание уделять центральным
полям. Демонстрация коротких партий.
Дидактическая игра «Два хода». Цикл
дидактических заданий
«Помоги рассеянному художнику» (3 ч).
Шахматная доска, белые и черные поля,
Повторение
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
программног названия шахматных фигур, ходы
о материала шахматных фигур, белопольные и
чернопольные слоны, качество, легкие
и тяжелые фигуры. Шах, открытый шах,
двойной шах, мат, ничья, пат, рокировка,
шахматная партия, короткие партии (2 ч).
Игра всеми
фигурами из
начального
положения

Выявлять главный фактор в той или иной
позиции, который помогает объявить мат
в один ход на первых ходах партии.
Находить мат в один ход в коротких
партиях. Сравнивать положение белых и
черных фигур на шахматной доске.
Обосновывать выбор своего хода в том или
ином положении.
Выбирать правильный ход из нескольких
возможных.
Совершать передвижения шахматных
фигур не только на шахматной доске, но и «в
уме» — во внутреннем плане.
Играть в дидактические игры по теме.
Решать занимательные задания по теме.

Проговорить основные термины шахмат:
шахматная доска, белое поле, черное поле,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
начальная позиция, королевский фланг,
ферзевый фланг, ход, взятие, нападение,
шах, открытый шах, двойной шах, вечный
шах, защита от шаха, мат, пат, рокировка,
выигрыш, проигрыш, ничья, качество,
легкая фигура, тяжелая фигура.
Повторить названия всех шахматных
фигур и основные правила шахмат: ходы
и взятия каждой из фигур (в том числе
взятие на проходе, превращение пешки,
проведение короткой
и длинной рокировки).

2 год обучения
Тема
Повторение
программного
материала

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности
воспитанников

Шахматная доска, белое
и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, белая диагональ, черная
диагональ, большая белая и большая
черная диагонали, центр.
Ходы шахматных фигур. Нападение,
шах, мат, пат.
Выигрыш, проигрыш,
ничья. Начальное положение. Работа с
презентациями-сказками
И.
Г.
Сухина
«Приключения
в
Шахматной стране»,
«Как появились шахматные фигуры»,

Проговорить основные термины шахмат:
шахматная доска, белое поле, черное
поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, начальная позиция, королевский
фланг, ферзевый фланг,
ход, взятие, нападение, шах, открытый
шах, двойной шах, вечный
шах, защита от шаха, мат, пат, рокировка,
выигрыш, проигрыш, ничья, качество,
легкая фигура, тяжелая фигура.
Повторить названия всех шахматных
фигур и основные правила шахмат: ходы
и взятия каждой из фигур (в том

17

Краткая
история шахмат

Шахматная
нотация

Ценность
шахматных
фигур

«Страна Грез». Короткая и длинная
рокировка.
Взятие
на
проходе.
Превращение пешки. Варианты ничьей.
Самые
общие
рекомендации
о
принципах разыгрывания дебюта.
Задания
на
мат
в
один
ход.
Демонстрация
коротких
партий.
Дидактические игры и задания «Две
фигуры против целой армии», «Убери
лишние фигуры», «Ходят только белые»,
«Неотвратимый
мат». Работа с презентацией И. Г. Сухина
«Шахматы, второй год: Материалы к урокам 1–2» (2 ч).

Происхождение шахмат. Легенды о
шахматах.
Чатуранга и шатрандж.
Шахматы проникают
в Европу. Работа с презентациейсказкой
И. Г. Сухина «Книга шахматной
мудрости». Коротко о чемпионах мира по
шахматам. Работа
с презентацией И. Г. Су- хина «Шахматы,
второй год: Материалы к уроку 3. Краткая
история шахмат. Легенда о радже и мудреце»
(1 ч).
Обозначение горизонталей, вертикалей,
полей. Дидактические задания
«Назови вертикаль»,
«Назови горизонталь»,
«Назови диагональ», «Какого цвета поле»,
«Кто быстрее», «Вижу цель».
Рифмовка И. Г.Сухина
о шахматной нотации «Мы сидели на
крыльце…».
Обозначение шахматных фигур и
терминов. Запись начального положения.
Краткая и полная шахматная нотация.
Запись шахматной партии. Работа с
презентацией И. Г. Сухина «Шахматы,
второй год: Материалы к урокам 4–5.
Шахматная нотация» (2 ч). Примечание:
если педагог имеет шахматную
квалификацию, то тему
«Шахматная нотация» допускается
перенести в первый год обучения.
Сравнительная сила шахматных
фигур. Дидактические задания
«Кто сильнее», «Обе армии равны».
Работа
с презентацией И. Г. Сухина «Шахматы,
второй год: Материалы к уроку
Ценность шахматных фигур».
Достижение материального перевеса.
Дидактическое задание
«Выигрыш материала»: выигрыш ферзя,
ладьи, слона, коня, пешки.
Способы защиты. Дидактическое задание
«Защита»: уничтожение атакующей
фигуры, уход из-под боя, защита
атакованной фигуры другой своей

18

числе взятие на проходе, превращение
пешки, проведение короткой и длинной
рокировки).
Предлагать варианты развития сюжета
в презентациях-сказках.

Получить первое представление об
истории шахмат.
Оценить поступки раджи и мудреца —
изобретателя шахмат в «Легенде о радже и
мудреце». Предлагать варианты развития
сюжета в презентациях-сказках.

Находить на шахматной доске каждую
горизонталь, вертикаль, диагональ и
конкретное шахматное поле в соответствии
с шахматной нотацией.
Называть цвет того или иного поля: глядя
на шахматную доску и не глядя на нее —
совершая необходимые операции «в уме».
Отличать краткую и полную шахматную
нотацию.
Записывать начальное положение и ходы
шахматной партии.

Оценивать
соотношение
сил
на
шахматной доске в малофигурной
учебной позиции.
Находить атакующие и защитительные
ходы
в том или ином учебном положении.
Выбирать
правильный
ход
из
нескольких возможных.
Сравнивать положение белых и черных
фигур на шахматной доске. Выявлять
прием, с по- мощью которого можно
достичь материального перевеса:
ограничение подвижности, нападение,
шах, открытый шах, двойной шах,
двойной удар, превращение пешки,

фигурой, перекрытие, контратака. Цикл
дидактических заданий
«Помоги рассеянному художнику» (4 ч).

Постановка
мата одинокому
королю

Типичные позиции, к которым нужно
стремиться при постановке мата
одинокому королю. Две ладьи против
короля. Ферзь и ладья против короля.
Ферзь и король против короля. Ладья и
король против короля. Примеры постановки
мата одинокому королю. Дидактические
задания «Шах или мат», «Мат или пат»,
«Мат в один ход», «На крайнюю линию»,
«В угол»,
«Ограниченный король»,
«Мат в два хода». Цикл дидактических
заданий
«Помоги рассеянному художнику» (4 ч).

Достижение
мата без
жертвы
материала

Учебные положения на мат в два хода в
эндшпиле. Цугцванг. Защита от мата в
эндшпиле.
Учебные положения на мат в два хода в
миттель- шпиле. Защита от мата
в миттельшпиле. Учебные положения на
мат в два хода в дебюте. Защита от мата в
дебюте.
Дидактические задания
«Объяви мат в два хода»,
«Защитись от мата». Цикл дидактических
заданий
«Помоги рассеянному художнику» (3 ч).
Шахматные комбинации как элемент
шахматного искусства. Матовые
комбинации. Жертва
в шахматах. Темы матовых
комбинаций. Темы завлечения,
отвлечения, блокировки, разрушения
королевского прикрытия, уничтожения
защиты,
«рентгена», освобождения пространства
(поля, горизонтали, вертикали, диагонали),
батареи, связки, пассивной жертвы,
перекрытия. Матовые комбинации, в
которых используется сочетание
тематических приемов.
Дидактическое задание
«Объяви мат в два хода». Работа с

Шахматная
комбинация

19

связка, открытое нападение, взятие на
проходе и т. п.
Определять способ защиты, с помощью
которого можно сохранить материальное
равенство: уничтожение атакующей фигуры,
уход из-под боя, защита атакованной
фигуры другой своей фигурой,
перекрытие, контратака.
Обосновывать выбор своего хода в том
или ином положении.
Совершать передвижения шахматных
фигур не только на шахматной доске, но и
«в уме» — во внутреннем плане.
Решать дидактические задания по теме.
Выявлять, какая ситуация создалась на
шахматной доске: шах, пат или мат.
Объявлять мат в один ход. Оттеснять
неприятельского короля на крайнюю
линию.
Вынуждать короля противника
отступить на угловое поле.
Моделировать ситуации постановки
мата. Ставить мат в два хода. Сводить
позиции на шахматной доске к
известным положениям, в которых
достигается мат в один ход.
Выбирать
правильный
ход
из
нескольких возможных.
Обосновывать выбор своего хода в том
или ином положении.
Сравнивать положение белых и черных
фигур на шахматной доске.
Совершать передвижения шахматных
фигур не только на шахматной доске, но и
«в уме» — во внутреннем плане.
Решать дидактические задания по теме.
Объявлять мат в два хода
неприятельскому королю в эндшпиле,
миттельшпиле и дебюте. Использовать
прием
«Ограничение подвижности» для
создания ситуации цугцванга.
Находить защиту от ма- та в один ход в
эндшпиле, миттельшпиле и дебюте.
Сравнивать положение белых и черных
фигур на шахматной доске.
Обосновывать выбор своего хода в том
или ином положении.
Моделировать ситуации постановки мата.
Проводить несложные шахматные
комбинации. Объявлять мат в два хода,
используя приемы завлечения, отвлечения,
блокировки, разрушения королевского
прикрытия, уничтожения защиты,
«рентгена», освобождения пространства,
батареи, связки, пассивной жертвы,
перекрытия и сочетание тематических
приемов. Получать материальный перевес
с использованием приемов отвлечения,
завлечения, уничтожения защиты, связки,
освобождения пространства, перекрытия,
превращения пешки
и сочетания тактических приемов.
Достигать ничьей в худших положениях
применением комбинаций на пат и
вечный шах.

Повторение
программного
материала

презентацией И. Г. Сухина «Шахматы,
второй год: Материалы к уроку 18.
Гарри Поттер играет в шахматы».
Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Темы
отвлечения, завлечения, уничтожения
защиты, связки, освобождения
пространства, перекрытия, превращения
пешки. Сочетание тактических приемов.
Дидактические задания «Выигрыш материала», «Проведи пешку в ферзи».
Комбинации для достижения ничьей.
Комбинации на пат. Комбинации на
вечный шах. Дидактическое задание
«Сделай ничью».
Типичные комбинации
в дебюте. Дидактические задания
«Проведи комбинацию», «Объяви мат в
два хода». Цикл дидактических заданий
«Помоги рассеянному художнику» (15 ч).
Сравнительная ценность шахматных
фигур. Достижение материального
перевеса. Способы защиты. Постановка
мата одинокому королю. Достижение
мата без жертвы материала.
Шахматные комбинации. Матовые
комбинации.
Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса.
Комбинации для достижения ничьей.
Типичные комбинации в дебюте (3 ч).

Проводить простейшие комбинации в
дебюте.
Выбирать
правильный
ход
из
нескольких возможных.
Сравнивать положение белых и черных
фигур на шахматной доске.
Обосновывать выбор своего хода в том
или ином положении.
Моделировать ситуации постановки
мата. Совершать передвижения
шахматных фигур не только на
шахматной доске, но и «в уме» — во
внутреннем плане.
Решать дидактические задания по теме.

Оценивать соотношение сил на
шахматной доске в малофигурной
учебной позиции.
Находить атакующие и защитительные
ходы
в том или ином учебном положении.
Объявлять мат в один и в два хода.
Проводить простейшие комбинации в
дебюте. Выбирать правильный ход из
нескольких возможных.
Выбирать
правильный
ход
из
нескольких возможных.
Обосновывать выбор своего хода в том
или ином положении.
Совершать передвижения шахматных
фигур не только на шахматной доске, но и
«в уме» — во внутреннем плане.
Решать дидактические задания.

1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
·

Термины, относящиеся к шахматной доске: поле, белое поле, чёрное

поле, “битое“ поле, горизонталь (горизонтальная линия), вертикаль,
диагональ, белая диагональ, чёрная диагональ, большая диагональ, большая
белая диагональ, большая чёрная диагональ, центр, диаграмма.
·

Термины, относящиеся к игрокам – шахматистом и результату
20

шахматной партии: противники (соперники, партнёры); выигрыш (победа),
проигрыш (поражение), ничья;
·

Термины, относящиеся к шахматной фигуры: ладья, слон, белопольный

слон, чернопольный слон, разноцветные слоны, одноцветные слоны, ферзь,
конь, пешка, ладейная пешка, коневая пешка, ферзевая пешка, королевская
пешка, Король, начальное положение (начальная позиция), шахматная
партия, белые, чёрные, ход, невозможный ход, взятие, взятия на проходе,
нападение, подбоем (под ударом), лёгкая фигура, тяжелое фигура, качество,
двойной удар, рокировка, Короткая рокировка, длинная рокировка, шах,
открытый шах, двойной шах, вечный шах, защита от шаха, мат, пат;
·

Правила ухода и взятия каждой фигуры, способы защиты от шаха,

цель шахматной партии, правила поведения за шахматной доской.
Метапредметные:
·

Различать горизонтали, вертикали, диагонали;

·

верно располагать шахматную доску между противниками;

·

правильно расставлять начальное положение (начальную позицию);

играть каждый фигуры в отдельности и в совокупности с другими фигурами
без нарушений шахматных правил;
·

производить взятия; рокировать;

·

Объявляет шах; находить защиту от шаха; ставить мат; отличать пат от

мата;
·

Решать элементарные задачи на мат в один ход.

Личностные:
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации

к творческому

труду,

работе

на

результат,

бережному

отношению к материальным и духовным ценностям.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций.
- Развитие

этических

чувств,

доброжелательности
21

и

эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

22

2. Комплекс организационно- педагогических условий.
2.1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение
 магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами 1 штука;
 комплекты шахматных фигур с досками – 10штук;
 маркерная доска - 1 шт
Информационное обеспечение
- Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн:
[сайт]URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;
- Шахматы: http://www.shahmatik.ru/.
Кадровое обеспечение
Для успешной реализации программы «Шахматный клуб» на
отделении

работает

педагог

со

специальным

образованием

(среднее/высшее педагогическое профильное образование) .
Методические материалы
В процессе обучения используются следующие методы: словесный,
наглядный,

практический,

игровой,

объяснительно-иллюстративный,

деятельностный.
В процессе обучения используются следующие технологии:
 личностно-ориентированные;
 коммуникативные;
 информационно-коммуникационные;
 здоровьесберегающие;
 игровые.
Необходимым

условием

организации
23

занятий

является

психологическая

комфортность

обучающихся,

обеспечивающая

их

эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы
ребёнка, индивидуальный подход, создание ситуации успеха необходимы не
только

для

познавательного

развития,

но

и

для

нормального

психофизиологического состояния.
На занятиях используется материал, вызывающий особый
интерес у обучающихся: загадки, стихи, сказки о шахматах, шахматные
миниатюры, головоломки, лабиринты, шахматные задачи. Ключевым
моментом занятий является деятельность самих обучающихся, в
которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают
силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности,
делают свои первые шаги на шахматной доске.
На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы
задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам,
лабиринты на шахматной доске, системы стимулирования и другие.
Кроме этого обучающимся предлагаются темы для самостоятельного
изучения, занимательные рассказы из истории шахмат.
3. Формы аттестации
Формы аттестации: наблюдение, участие в конкурсах внутри ДОУ.
Оценочные материалы приложены (см приложение).

24

3. Список литературы

Основная литература:
1. А.К. Костенюк, Н.П. Костенюк «как научить шахматам» Москва 2008г;
2. Весела, И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. — М.:
Просвещение, 1983;
3. Гришин, В. Г. Шахматная азбука / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.:
Детская литература, 1980;
4. Зак, В. Г. Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л.:
Детская литература, 1985;
5. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд,
2004;
6. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014.
7. Сухин И.Г. Рабочие программы 1-4 год обучения, "Духовное
возрождение" , 2019
8. Сухин И.Г. Шахматы. Первый год или Учусь и учу. Пособие для
учителя, "Духовное возрождение" , 2018
9. Сухин И.Г. Шахматы. Второй год год или Учусь и учу. Пособие для
учителя, "Духовное возрождение" , 2018
10. Сухин И.Г. Шахматы. Третий год или Учусь и учу. Пособие для
учителя, "Духовное возрождение" , 2018
Список литературы для обучающихся
1. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей / В. В. Костров,
Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
2. Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи / С.В. Мазаник. — СПб.: Питер,
2009;
3. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей / Н. М. Петрушина –
Ростов н/Д Феникс, 2006;
25

4. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и
тайн полны. Учебник. Часть 1, "Духовное возрождение", 2018
5. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и
тайн полны. Учебник. Часть 2, "Духовное возрождение", 2018
6.Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. Учебник. В 2-х
частях. Часть 1, "Духовное возрождение", 2018
7. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. Учебник. В 2-х
частях. Часть 2, "Духовное возрождение", 2018.

26

Приложение

Оценочные материалы
Показатели и критерии диагностики образовательной программы
«Шахматы для дошкольников»
О1, О2, О3, О4, О5 – показатели результативности освоения образовательной программы
в соответствии с задачами в области обучения.
Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 – показатели результативности освоения образовательной программы в
соответствии с задачами в области развития
В1, В2, В3, В4, В5 – показатели результативности освоения образовательной программы в
соответствии с задачами в области воспитания.
По каждому показателю определено содержательное (словесное) описание градаций,
соответствующее количественному выражению:
1 – низкий, незначительный уровень
2- средний уровень
3- высокий уровень.
Показатель
Критерии
О1- постановка
дебюта в зависимости
от характера
учащегося (открытые,
закрытые, полуоткрытые системы);
О2 - техника расчета

О3 - знание и
применение навыков в эндшпиле

О4 - понимание
миттельшпиля,
знание типичных
позиций

3
Учащийся выбрал, выучил и использует на
практике несколько
дебютов, а так же
имеет представление
других дебютных
схемах и их
разыгрывании.
Учащийся быстро
и точно рассчитывает
сложные варианты, не
имеет проблем в тактических обострениях.

Учащийся
понимает эндшпиль
любой сложности,
может оценить
последствия размена
фигур. Знает
стратегические
приемы.
Знание типичных позиций, понимание миттельшпиля и умение
выбрать
правильный
план игры.

2
Учащийся имеет дебютный репертуар,
но неуверенно
чувствует себя в
малознакомых схемах.

1
Учащийся путается в
своих схемах и может
забывать ходы.

Учащийся хорошо
видит простую тактику, но неуверенно
чувствует себя
в сложных позициях и
может допустить
ошибку при длинном
расчете.
Учащийся понимает
эндшпиль, однако не
всегда может четко
действовать. Забывает
типовые приемы и
позиции.

Не видит тактику,
допускает ошибки и
грубые просчеты.

Учащийся
неуверенно действует в малознакомых
позициях,
не всегда правильно
определяет план игры, но имеет определѐнное понимание и
уверен
в
знакомых
позициях.

Учащийся плохо владеет типовыми приемами, не имеет стратегического понимания (слабости, сильные поля, открытые
линии)

27

Учащийся плохо понимает эндшпиль, не
знает типовых приемов, плохо разбирается в стратегии, допускает просчеты.

О5 - понимание
стратегии шахмат.

Учащийся знает ряд
стратегических приемов, умеет находить
правильные планы игры в зависимости от
позиционных особенностей.

Учащийся обладает
неполными знаниями
о стратегии, может не
понимать сложных
позиций, требующих
глубокого понимания.

Учащийся плохо разбирается в стратегических идеях и планах.

Р1-знания в области
шахмат в России

Учащийся знает о истории, чемпионов мира, выдающихся шахматистов и их творчество.

Учащийся
имеет только общее
представление о
российских
шахматистах и
их творчестве.

Путается в фамилиях
шахматистов, не изучает творчество и
партии.

Р2 – знание
сильнейших
шахматистах мира

Учащийся знает всех
чемпионов мира и
знаком с их
творчеством. Знает
всех современных
топовых игроков и
следит за их творчеством

Учащийся знает лишь
творчество чемпионов
мира, но не следит за
творчеством
современных шахматистов.

Плохо запоминает и
не проявляет интереса
к творчеству
сильнейших
шахматистов мира.

Р3- знания в области
истории шахмат

Учащийся интересуется и знает историю
шахмат. Знает все
Олимпиады, межзональные турниры
и важнейшие
круговые турниры.
Учащийся умеет чѐтко
и последовательно
добиваться нужного
результата. Волевые
качества проявляются
в настойчивости в
достижении
поставленной
цели, умении
заставлять себя что-то
сделать в случае необходимости, в трудолюбии, усердии, самоконтроле.
Учащийся усидчив и
внимателен как на
турнире так и во время
турнирных и тренировочных партий.

Учащийся знает о
некоторых турнирах и
Олимпиадах.

Учащийся не интересуется историей
шахмат.

Неустойчивый уровень
волевых качеств.
Учащийся не проявляет упорства в достижении поставленных
целей. Результат под
влиянием извне.

Низкий уровень, проявляющийся в вялости, лени, неумении
добиваться поставленной цели.

Учащийся достаточно
усидчив во время
турнирных и тренировочных партий, но
не во время лекций.

Учащийся не проявляет усидчивости во
время занятий и во
время партий.

В1 - воспитание
самостоятельности в работе над
собственными
партиями

В5 – Воспитание
усидчивости

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».