Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Изо-студия Разноцветные ладошки

yq pelKAeHUe
MynuqnrraJrbHoe 6roAxernoe AOIIIKOJIbHOe OopasonaTeJlbHoe
Aercrnfi caa Ns 46
y:r. Ara4enuxa flocroBcKofo', 'q' 10'
620146,Poccuficxaq (De.4epauul, L EKatepran6ypr,

-

8(343) 267 -07 -77, 261 -47 -33
mdou46@eduekb.ru, 46'tvoysadik'ru

t.n./6u*.'

IIPI4H'TO
lleaaroruqecKl4M coBero

M

MEIOY - lercrcnfi caa Jt 46
flporonon Ns 1 or <30> anrycra2023

rorc

JIbHAfl
AOIIOXHI4TEJIbHAq oF IIIE OEPA3 OBATE
OEITIE PA3BI{BAIO IrIA,fl rIP OTPAMMA
XYAOXE C TBEHHOfr HATIPABJIEHHO C TII
lI 3 O - C T V IiVlfl, ( P A 3 H O II B E T H bI E JI AA O III K I',I )
(arq Aereft 4-7 rcr)
Cporc peaJIId3auI4I{: 2 rol.a

Cocrael4rem:

fleAaror AorIoJIHI{TeJIbHoro o6pa:onann-a,
A6nlrna Ceeuaua EoPrzconua

r. ExarepraH6YPr, 2023

rol

СОДЕРЖАНИЕ
2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК..................................................................3
2.1. Пояснительная записка………………………...………………………………………………3
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы………………………………………………..6
2.3. Содержание общеразвивающей программы………………………………………………….8
2.4. Планируемые результаты реализации Программы………………………………………....33
3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ………...……34
3.1. Условия реализации программы……………………………………...……………………...34
3.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы………………………………...…...35
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................................................36
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………..37

2. Комплекс основных характеристик
2.1. Пояснительная записка
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
и общеобразовательным программам (порядок утвержден Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196) регулирует организацию и осуществление
образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе художественной направленности «Разноцветные ладошки».
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о мире искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.» (пункт 2.6. ФГОС ДО).
Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей
дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего
возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание
эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных)
действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа
(эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической
теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого –
изобразительная деятельность ребенка.
Развитие творчества – это один из “мостиков”, ведущих к развитию художественных
способностей.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний
эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой
деятельностью ребенка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных
задач:
- необходимость пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру,
родной природе, к событиям нашей жизни;
- сформировать у них изобразительные навыки и умения.
В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое
восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет
обогащать и развивать внутренний мир детей. Об изобразительных техниках и материалах,
необходимо уточнить, что их делят на традиционные и нетрадиционные. В первом случае мы знаем
почти все от красок до различных мелков, а во втором затрудняемся ответить. А ведь можно
рисовать зубной щеткой, ватой, пальцами, ладонью, тампоном, мятой бумагой, свечой, трубочкой
гоняя краску (каплю) по листу бумаги. Нетрадиционная техника рисования помогает детям
почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными
способами и материалами сделать трудно.
Дополнительная общеобразовательная программа детей и взрослых – дополнительная
общеразвивающая программа по изобразительной деятельности «Разноцветные ладошки» (далее
Программа) разработана на основе программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и имеет
художественную направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной
направленности «Разноцветные ладошки» ежегодно обновляется с учетом развития технологий,
науки и культуры.
Программы состоит в том, что актуальная проблема формирования у дошкольников
эстетического отношения к действительности разработана с генезисом (историй развития)
3

изобразительной деятельности, направленной на интеграцию и гармонизацию отношений с миром в
процессе личностного роста ребёнка-дошкольника.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и
является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания.
Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического
интереса в развивающей деятельности, например в рисунке.
Занятия по программе «Разноцветные ладошки» направлены на реализацию базисных задач
художественно-творческого развития детей. Развитие восприятия детей, формирование
представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, понимание того, что
рисунок – это плоскостное изображение объёмных предметов.
Актуальность Программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и
развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере
свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему
необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей
в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему
новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие для детей –
поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок. Оно выразительно – можно передать свои
восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи. Познавательно – помогает узнать, разглядеть,
понять, уточнить, показать свои знания. Продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К
тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения в нетрадиционной технике
рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько,
насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной Программы является развитие художественно-творческих
способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем
целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим
верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах,
ни в технике.
Нетрадиционные техники рисования помогают увлечь детей, поддерживать их
интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность.
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
Занятия адаптированы к специфике и особенностям преподавания в детском саду.
Изменения и дополнения в занятия внесены на основе полученных мониторингов, скоростью и
возможностями усвоения детьми, с учётом их индивидуальных особенностей.
Кружковая работа реализуется в совместной деятельности с детьми. Образовательный
процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе
работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей. Деятельность
в кружке – это радость творчества, школа художественного вкуса, развитие кругозора, раскрытие
творческих способностей и терапевтический эффект.
Занятия объединены по тематике – жанрам изобразительного искусства, изображение
этих жанров в нетрадиционной технике рисования. Обучение идет от простой техники выполнения
работы к более сложной.
Разделы Программы:
1.
Цветовосприятие.
2.
Жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, анималистический,
сказочно-былинный жанр.
В ходе реализации Программы дети знакомятся со следующими техниками рисования:
 граттаж;
 кляксография;
 линогравюры;
4









монотипия;
набрызг;
отпечатывание;
пальчиковая живопись;
печать-клише;
рисование макаронами;
смешивание красок и т.д.
Первые занятия каждой тематики являются обучающими. Через прямое обучение детей
знакомят с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучают с
нетрадиционной техникой выполнения этой работы. На последующих занятиях умения и навыки
формируют и закрепляют. Методики этих занятий таковы, что детей побуждают выбирать тот или
иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие содержание рисунка. Таким
образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От
занятия к занятию возрастает самостоятельность детей. Последние занятия носят творческий
характер.
Адресат общеразвивающей программы - возраст детей, участвующих в реализации
программы - 5-7(8) лет, посещающих детский сад. Набор детей носит свободный характер и
обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Возрастные особенности детей 5-7 (8) лет. Ребенок данной возрастной группы
совершенствует технические навыки и умения в различных видах художественной деятельности.
Педагог организует совместную работу, координирует действия ребенка, направляет его на поиск
наиболее удачного решения в выборе способа изображения. В этом возрасте закрепляются
совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения украшения. Развиваются
самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, передавать свое
отношение к изображаемому, используя полученные знания. В изображении предметного мира
ребенок передает как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов
или живых объектов.
Режим занятий - Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня с каждой
группой детей, длительность занятия составляет 30 минут (академический час), итого 96 часов в
год. Расписание занятий составлено для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха
воспитанников, с учетом пожеланий детей, родителей (законных представителей), а также
возрастных особенностей детей.
Срок освоения общеразвивающей программы – 2 года.
Уровень- стартовый.
Форма организации детей на занятии: групповая (не более 15 человек в группе), группы
комплектуются по возрасту: 5-6 лет; 6-7 лет.
Вида занятий: комбинированная (индивидуально - групповая и фронтальная работа,
самостоятельная и практическая работа).
Формы подведения результатов: творческий отчет, еженедельные выставки, ежемесячные
тематические выставки, презентация работ, открытое занятие, анализ работ.

5

2. 2 Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель Программы: развитие художественно – творческих способностей детей 5 – 7 лет.
Задачи:
•
Обучающие:
•
Знакомить с разными видами нетрадиционной техники.
•
Создавать условия для работы с разными материалами. Способствовать использованию их
как одного из средств самовыражения.
•
Побуждать нетрадиционными методами выразительности изображать то, что для детей
интересно или эмоционально значимо.
•
Помогать детям, осваивать цветовую палитру. Учить смешивать краски для получения
светлых, темных и новых цветов, и оттенков.
•
Развивающие:
•
Развивать художественное восприятие, образное мышление.
•
Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы,
композиции).
•
Воспитательные:
•
Эстетический вкус;
•
Чувство пркрасного.
Принципы и подходы к формированию Программы
Программа знакомства ребёнка с многообразием нетрадиционных техник рисования и
изобразительных материалов опирается на принципы построения общей дидактики:
 Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и
климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
 Принцип систематичности и последовательности: постановка задач - «от простого к
сложному», «от неизвестного к известному»;
 Принцип развивающего характера художественного образования;
 Принцип природосообразности: постановка задач художественно- творческого развития
детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
 Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей;
 Принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;
 Принцип активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и
художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, наглядности.
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Изостудия» имеет
модульную структуру.
Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса), имеющая определенную логическую
завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения.
1. Модуль «Цветовосприятие»
2. Модуль «Жанры изобразительного искусства»
При реализации каждого модуля учтены возрастные особенности и содержание направлений
развития и образования детей дошкольного возраста.
- Социально-коммуникативное развитие: развитие свободного общения с детьми и взрослыми в
области изобразительного искусства; практическое овладение воспитанниками нормами речи,
формирование представлений об изобразительном искусстве; развитие игровой деятельности;
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства
принадлежности к мировому сообществу.
- Познавательное развитие: расширение кругозора детей в области изобразительного искусства;
сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере эстетического искусства,
приобщение к различным видам изобразительного искусства, использование художественных
6

произведений для обогащения эстетического восприятия художественных образов. Формирование
интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.
- Речевое развитие: использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального
восприятия художественных произведений. Обогащение словарного запаса
- Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно - смыслового
восприятия изображений, восприятие музыки, реализацию самостоятельной творческой
деятельности.
- Физическое развитие: развитие физических качеств, необходимых для художественной
деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения
различных видов детской изобразительной деятельности и двигательной активности сохранение и
укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом
образе жизни, релаксация.
Первые занятия каждой тематики являются обучающими. Через прямое обучение детей
знакомят с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучают с
нетрадиционной техникой выполнения этой работы. На последующих занятиях умения и навыки
формируют и закрепляют. Методики этих занятий таковы, что детей побуждают выбирать тот или
иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие содержание рисунка. Таким
образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От
занятия к занятию возрастает самостоятельность детей. Последние занятия носят творческий
характер.
Ведь красками можно не только рисовать, с их помощью можно делать на бумаге отпечатки
различных цветов, животных, своих собственных рук и ног, а также уже готовых рисунков.
Кроме того, в занятия входят знакомство детей с изобразительным искусством, экскурсии, а
также дидактические игры и упражнения, тесно связанные с содержанием и поставленными
задачами вышеназванных занятий. Игры с красками, водой и бумагой, которые предлагает курс,
очень интересны, и даже полезны. Они развивают глаза и пальцы, углубляют и направляют эмоции,
возбуждают фантазию, расширяют кругозор, развивают пространственное воображение. Занятия
такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков,
воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения.

7

2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы аттестации
/контроля
Анализ работ

Модуль «Цветовосприятие»
Средняя группа

13

3

10

Выставка рисунков

Старшая группа

16

6

8

Взаимоанализ работ

Подготовительная группа

16

6

8

Презентация работ

- пейзаж

7

-

7

- портрет

22

-

22

- анималистика

14

-

14

- сказочно-былинный жанр

10

-

10

6

-

6

- натюрморт

8

-

8

Выставка рисунков

- пейзаж

19

-

19

Презентация работ

- портрет

13

-

13

- анималистика

8

-

8

- сказочно-былинный жанр

8

-

8

- натюрморт

8

-

8

Анализ работ

- пейзаж

24

-

24

Выставка рисунков

- портрет

14

-

14

Взаимоанализ работ

- анималистика

6

-

6

Презентация работ

- сказочно-былинный жанр

4

-

4

Модуль «Жанры
Изобразительного искусства»
- натюрморт

Выставка рисунков

Старшая группа

Подготовительная группа

8

МОДУЛЬ «ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ»
Старшая группа (5-6 лет)
Цель: Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста
Задачи:
Формировать художественное творчество.
Формировать и развивать восприятие красоты.
Заложить фундамент эстетических основ.
Развивать индивидуальный творческий потенциал.
Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к
деятельности.
№
п/п

Тема

Техника

1

Азбука цветов
(теория
и
практика)

2

Веселые уроки
карандаша.
Теория.
Холодные
и
теплые
картины
Практика.
Летний
луг,
который
я
видел летом
Практика.

Познакомить
с
цветами,
которые
относятся к теплой и
холодной
части
спектра, познакомить
со
способом
получения
нового
цвета красок. Учить
смешивать цвета на
палитре, добиваясь
нужного тона
Мелки
+ Закрепить
ранее
акварель
усвоенные умения и
навыки в данной
технике.
Содействовать
наиболее
выразительному
отражению
впечатлений о лете.
Монотипия, Упражнять детей в
обведение
технике монотипии.
ладошки,
Закрепить
умение
пальчиковая использовать
живопись
технику
печатания
ладошки
с
сомкнутыми
пальчиками
–
большое
крыло,
кулачок – маленькое
крыло). Познакомить
детей с симметрией
(на
примере
бабочки). Развивать
пространственное
мышление.
Совершенствовать
новую
технику
рисования мыльными

3

4

5

Бабочка
Практика.

6

Рисуем
мыльными
пузырями

Цель

9

Средства
выразительности

Материалы

Тон, цвет

Акварель,
гуашь, трафарет
палитры, бумага
для рисования

Цвет,
линия, Бумага
для
пятно, фактура рисования,
восковые мелки,
акварель,
трафареты
цветов, гуашь в
мисочках,
поролоновые
тампоны, кисти.

Цвет, пятно

Разведенные
мыльные пузыри
(шампунь,

Практика.

гуашь,
вода)
лист бумаги и
трубочка
для
коктейля
Печатки
и
трафареты,
простой
карандаш,
поролоновые
тампоны, гуашь
в мисочках.

Печать
Закрепить
умения, Пятно,
клише,
используя
технику фактура, цвет
пальчиковая печатанья. Развивать
живопись,
чувство композиции.
поролон
8
Осенний лес
Пальчиковая
(теория
и живопись,
практика)
монотипия
6 теоретических занятий
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Цель: Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста
Задачи:
Формировать художественное творчество.
Формировать и развивать восприятие красоты.
Научить овладению разной техникой нетрадиционного рисования.
Развивать индивидуальный творческий потенциал.
Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к
деятельности.
Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
№
Тема
Техника
Цель
Средства
Материалы
п/п
выразительности
1
Азбука
Помочь освоить Цвет
Акварель,
живописной
цветовую гамму
гуашь,
грамоты.
Вызывать
трафарет
(теория-1,
желание довести
палитры,
практика)
начатое дело до
бумага для
и
рисования
2
Контрастные и Работа
на конца
добиваться
дополнительные палитре
результата,
цвета. (теория)
несмотря
на
3
В
гостях
у Живопись
Цвет, пятно
солнышка
по мокрому возникшие
трудности
Практика.
Научить
4
У царя Нептуна Живопись
в
подводном по мокрому смешивать краски
на
палитре,
царстве
получать
(Теория-1
,
желаемые
практика)
оттенки.
Совершенствовать
технику живописи
по- мокрому .
Летняя березка
Акварель + Учить передавать Цвет,
фактура, Акварель,
шерстяные
образ
дерева
–
объем,
тон
бумага для
Практика.
нитки
березки в разное
рисования,
года,
карандашная
Осенняя березка Акварель + время
стружка,
карандашная используя
различную
шерстяные
стружка
технику
нитки,
цв.
рисования.
бумага,
Зимняя березка Шерстяные
10
7

Нарядный
мухомор
Практика.

пузырями. Развивать
фантазию,
воображение.

Практика.

нитки + цв.
бум.

пенопласт,
клей, кисти.

Весенняя
Акварель +
березка
пенопласт
Практика.
6 теоретических занятий
МОДУЛЬ «ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Старшая группа (5-6 лет)
Цель: Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста
Задачи:
Формировать художественное творчество.
Формировать и развивать восприятие красоты.
Заложить фундамент эстетических основ.
Развивать индивидуальный творческий потенциал.
Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к
деятельности.
Раздел

Тема

Натюрморт

Фотографи
я листа
Практика.

Техника

Цель

Печать
листочком

Расширение
Пятно,
представлений детей фактура,
о
возможных цвет
способах
художественного
изображения;
знакомство с методом
печати
листьями.
Закрепление знаний о
теплой
цветовой
гамме. Формирование
навыков
создания
несложной цветовой
композиции

Гуашь,
широкие
кисти,
цветная
бумага, клеенка для
черновой
работы,
разнообразные
по
форме листья

Познакомить
с
техникой тиснения.
Учить
обводить
шаблоны
листьев
простой
формы,
делать тиснение на
них. По желанию
рисовать на общем
листе пейзаж осени
(без листьев)
Закрепить
умение
вырезать листья и
приклеивать их на
деревья,
прием
тычкования – учить
делать
ежика,
11

Фактура,
цвет

Шаблоны
листьев
разной
формы,
простой
карандаш,
цветные карандаши,
материал
для
тиснения (предметы с
различной фактурой),
ватман, гуашь, кисти.

Фактура,
объем

Ножницы,
клей,
карандаш, квадраты
(2х2 см) из газетной
бумаги (около 40
шт.),
красная,
коричневая и белая

Осенние
Тиснение
листья
(теория и
практика)

Осенний
пейзаж
Практика.

Тычкование

Средства
выразительн
ости

Материалы

д/в №
стр.17

10-2000

г.

Пейзаж

грибочки на него.
Развивать
чувство
композиции.

Ваза
с Печать
по Совершенствовать
цветами
трафарету
умение
в
художественных
Практика.
техниках печатания и
рисования
Натюрморт Свеча
+ пальчиками.
Развивать
цветовое
из овощей акварель
восприятие, чувство
«Что нам
ритма.
осень
подарила?»
Теория.
Праздничн Любая
Совершенствовать
ый торт
умения и навыки в
свободном
Практика.
экспериментировании
Фрукты на Печать
с
материалами,
столе
поролоном,
необходимыми
для
(арбуз
и мятая
работы
в
фрукты)
бумага,
(теория и пальчиковая нетрадиционных
изобразительных
практика) живопись
техниках.
Кляксографи Познакомить с новой
я с ниточкой техникой – рисования
с
ниточкой.
Воспитывать
аккуратность.
Сказочные Мелки
+ Совершенствовать
цветы
акварель
рисование в данных
нетрадиционных
Практика.
техниках. Закрепить
умение печатать по
Сказочные Монотипия
трафарету,
цветы
равномерно
делать
Практика.
напыление по всему
Осень
в Монотипия
листу,
рисовать
лесу
свечой.
Развивать
Практика.
воображение,
творчество.

Звездное
небо
Практика.
Березовая

Напыление,
печать
по
трафарету
Рисование

Пятно,
фактура,
цвет
Цвет,
линия,
пятно,
фактура

Все
имеющие
наличии

в

Пятно,
фактура,
цвет

Печатки и трафареты,
простой
карандаш,
скомканная бумага,
поролоновые
тампоны, гуашь в
мисочках.

Пятно

Ниточка, трафареты,
поролоновые
тампоны,
акварель,
гуашь в мисочках.

Цвет,
линия,
пятно,
фактура
Пятно,
цвет,
симметрия
Пятно, тон,
вертикальн
ая
симметрия,
изображени
е
пространст
ва
в
композици
и
Точка,
фактура

Акварель, бумага для
рисования,
мелки,
кисти

Цвет,
12

бумага для грибов
(прямоугольники),
листья,
изготовленные
на
предыдущих
занятиях.
Печатки и трафареты,
простой
карандаш,
поролоновые
тампоны, гуашь в
мисочках.
Акварель, бумага для
рисования,
свеча,
кисти

Зубная щетка, гуашь,
бумага для рисования,
трафареты
Акварель, бумага для

роща
Практика.

свечой

фактура,
пятно,
линия
Рисунок
Выдувание
Учить
направлять Пятно
ветра
из трубочки
струю выдыхаемого
(теория и
воздуха.
Развивать
практика)
фантазию.
Первый
Монотипия.
Учить
рисовать Пятно,
снег
Рисование
дерево без листьев в фактура,
Практика. пальчиками, технике монотипии, цвет
мятой
сравнивать способ его
бумагой
изображения
с
изображением дерева
с листьями. Закрепить
умение
изображать
снег,
используя
рисование
пальчиками.
Развивать
чувство
композиции.
Листья на Графический Познакомить
с Линия,
ветру
граттаж
нетрадиционной
штрих.
техникой
черноПрактика.
белого
граттажа.
Учить
передавать
настроение ветра с
помощью
графики.
Упражнять
в
использовании
средств
выразительности.
Кораблик в Живопись по Совершенствовать
Цвет,
море
– мокрому, умения и навыки в пятно,
(теория
акварельные свободном
фактура,
практика) мелки
экспериментировании точка
с
материалами,
Ночь в лесу Обрывание,
необходимыми
для
Практика. напыление
работы
в
нетрадиционных
Новогодняя Любая
изобразительных
елочка
техниках.
Практика.
Кто живет Мятая
в зимнем бумага,
лесу
напыление,
(теория и пальчиковая
практика) живопись
Снеговик
Мятая
Совершенствовать
Цвет,
во дворе
картина
рисование в данных фактура
нетрадиционных
Практика.
техниках. Закрепить
умение печатать по

13

рисования,
кисти

свеча,

Бумага, тушь или
жидко
разведенная
гуашь в мисочках,
пластиковая ложка
Блюдце
с
штемпельной
подушкой из тонкого
поролона,
пропитанного
гуашью,
плотная
бумага любого цвета
и размера, смятая
бумага, трафареты из
пенопласта

Полукартон
либо
плотная
бумага
белого цвета, свеча,
широкая
кисть,
черная тушь, жидкое
мыло (1 капля на 1 ст.
л.туши) или зубной
порошок,
мисочки
для туши, палочка с
заточенными концами
Акварель,
акварельные мелки,
бумага, кисти
Зубная щетка, гуашь,
бумага для рисования,
трафареты,
бумага
для обрывания.
Акварель, бумага для
рисования,
кисти,
скомканная бумага

Салфетки
разного
цвета, кисти, бумага,
иллюстрации
пейзажей
со
снеговиком, клей

Портрет

Узоры
Деда
Мороза
Практика.
Зимняя
картина
Практика.

Свеча,
граттаж,
процарапыва
ние
Печать
поролоном,
пенопластом,
мятая бумага
Скомканная
бумага
–
наложение

трафарету,
равномерно
делать
напыление по всему
листу,
рисовать
свечой.
Развивать
воображение,
творчество.
Совершенствовать
рисование в данных
Рябина
нетрадиционных
зимой
техниках. Закрепить
Практика.
умение печатать по
трафарету,
равномерно
делать
напыление по всему
листу,
рисовать
свечой.
Развивать
воображение,
творчество.
Азбука
Работа
по Закрепить
умение
настроений схемам
работать по схемам, с
печати
Практика. Акварель + техникой
восковые
ладошками,
по
мелки
трафарету, обрывания
и набрызга. Развивать
Дед Мороз Обрывание,
цветовосприятие.
идет
по напыление
лесу
Практика.
Мой
Черно-белый Учить
рисовать
портрет
граттаж
портрет
человека,
используя
Практика.
выразительные
средства
графики.
Содействовать
передаче отношения к
изображаемому.
Я рисую
Мятая
Развивать
чувство
своего папу бумага,
композиции.
(теория и обрывание
практика)

Фактура,
линия, цвет

Платье для
принцессы
Практика.
Лесовичок

Цвет,
фактура,
объем
Фактура,
цвет

Тычкование
ватными
палочками
Тычок
Практика.
жесткой
кистью
Одежда для Любая
моего папы
Практика.
Мой друг Любая
Практика.

Совершенствовать
технику тычкования.
Развивать
чувство
ритма. Воспитывать
аккуратность.
Совершенствовать
умения и навыки в
свободном
экспериментировании
с
материалами,
необходимыми
для
работы
в
14

Акварель, бумага для
рисования,
свеча,
кисти, палочки для
процарапывания

Пятно,
фактура,
цвет

Цвет,
линия,
пятно,
фактура

Бумага
для
рисования, акварель,
восковые
мелки,
бумага
для
обрывания,
трафареты,
зубная
щетка,
расческа,
гуашь

Линия,
точка,
штрих

Приготовленный лист
для
черно-белого
граттажа,
черный
маркер, палочка для
процарапывания,
сангина, репродукции
портретов, эскизы.
Скомканная бумага,
приготовленная
бумага
для
обрывания,
гуашь,
кисти
Ватные
палочки,
жесткие
кисти,
бумага для рисования,
гуашь в мисочках,
трафареты

Цвет,
фактура,
объем

Все имеющиеся
наличии.

в

нетрадиционных
изобразительных
техниках.
Моя мама
Сангина
Учить
рисовать
портрет
человека,
Практика.
используя
выразительные
средства
графики.
Содействовать
передаче отношения к
изображаемому.
чувство
Автопортре Работа
по Развивать
композиции.
т
трафарету
(Теория и
практика)
Мой друг Любая
карандаш
Практика.
Я модельер Свеча
+
Практика. акварель
Любая
Ладошка

Приготовленный лист
для
черно-белого
граттажа,
черный
маркер, палочка для
процарапывания,
сангина, репродукции
портретов,
эскизы,
трафареты

Все имеющиеся
наличии.

в

Акварель, бумага для
рисования,
свеча,
кисти
Все имеющиеся в
наличии
Пятно,
Гуашь, акварель,
цвет,
кисти, бумага для
фантастиче рисования,
ский силуэт скомканная бумага,
клей, карандаш,
Пятно,
квадраты (2х2 см) из
фактура,
газетной бумаги
цвет
Фактурност
ь окраски,
цвет

Совершенствование
нетрадиционных
техник (рисование
пальчиками,
Снег – мятая ладошками,
отпечатки разными
бумага
предметами, тычок
сухой кистью, оттиск
Я
рисую Тычок
мятой бумагой,
пушистика жесткой
и колючую кистью
и кляксография).
голову
оттиск мятой Развитие творческого
воображения и
Практика. бумагой
Птицы
Кляксографи чувство юмора.
Пятно
Воспитание
прилетают я
самостоятельности,
с юга
уверенности,
Практика.
инициативности.
ПаукОбрывание
Совершенствовать
Фактурност
крестовик
умения использовать ь, цвет
данную
Практика.
изобразительную
Стрекоза
Тычкование
технику. Познакомить
Практика.
Дружная
Тычкование, с техникой печатанья
семейка
пальчиковая листьями
(совы) на живопись,
ветке
печатанье
Практика. листьями
Зеленый
Напыление
Закрепить
умение Фактура,
лягушонок красками
работать с техникой точка, цвет,
в зеленой разными по печати ладошками, по пятно
15

Сказ
очнобыли
нны
й
жанр

Анималистика

Пингвины
на льдине
Практика.

Линия,
штрих,
Точка,
цвет,
пятно,
фактура

Салфетки, ножницы,
квадраты (2х2 см) из
газетной
бумаги,
подготовленный фон,
листья для печатанья,
гуашь, акварель.

Бумага
для
рисования,
гуашь,
кисти, поролоновые

траве
Волшебная
карета
Практика.

оттенку
Печать
по
трафарету,
ладошки,
пальчиковая
живопись

трафарету и набрызга.
Развивать
цветовосприятие.
Учить
смешивать
краски
прямо
на
листьях
или
тампоном при печати.
Кот
Напыление,
Учить создавать образ
Мурлыка
выкладывани кота,
используя
смешение
красок,
Практика. е рисом
набрызг, печать по
трафарету,
пальчиками,
ладошками, в технике Фактура,
Чунга
– Обрывание,
чанга
пальчиковая обрывания. Развивать цвет, пятно
цветовосприятие.
(коллектив живопись
Упражнять
в
ная работа)
рисовании с помощью
Практика.
данных техник.
Ладошки,
мятая
картина,
печать

Бабочки
Монотипия
собирают
нектар
(теория и
практика)

Лесные
кружева
Практика.

Любая

Закрепить
знание Цвет,
детей
о пятно,
симметричных
и симметрия
нессиметричных
предметах,
навыки
рисования
гуашью.
Совершенствовать
работу
в
данных
техниках.
Совершенствовать
умения и навыки в
свободном
экспериментировании
с
материалами,
необходимыми
для
работы
с
нетрадиционных
изобразительных
техниках. Закрепить
умение
выбирать
самостоятельно
технику и тему.

16

тампоны, трафареты

Бумага
для
рисования,
зубная
щетка,
расческа,
гуашь,
крашенный
рис, клей, эскизы,
иллюстрации
Бумага
для
рисования, бумага для
обрывания,
гуашь,
клей,
эскизы,
иллюстрации
Бумага
для
рисования,
скомканная бумага,
кисти,
трафареты,
поролоновые
тампоны,
гуашь,
крашенный рис, клей,
эскизы, иллюстрации
Бумага
для
рисования,
гуашь,
кисти, поролоновые
тампоны, трафареты,
скомканная бумага,
клей, эскизы, простой
карандаш,
иллюстрации
Все имеющиеся
наличии

в

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Цель: Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста
Задачи:
Формировать художественное творчество
Формировать и развивать восприятие красоты
Научить овладению разной техникой нетрадиционного рисования
Развивать индивидуальный творческий потенциал
Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к
деятельности.
Воспитывать аккуратность при выполнении работы
Тема

Техника

Цель

Аленький
цветочек
(теория и
практика)
Ветка
рябины с
натуры
Практика.

Живопись по Учить создавать
мокрому

Букет
(астры,
георгины)
(теория и
практика)
Корзина с
фруктами
Корзина с
фруктами
Практика.

Печатание
картофелем
Рисование
пастелью

Тычкование
мятой
бумагой

Натюрморт

Раздел

Печатка
пенопластом
Свеча,
процарапыва
ние

Материалы

Цвет,
пятно,
точка

Акварель,
кисти

Совершенствовать
умения в данной
технике.
Учить анализировать
натуру, выделяя ее
особенности (форму
вазы, вид и величину
цветов,
форму
лепестков). Закрепить
приемы
печатания.
Развивать
чувство
композиции.
Учить
обращаться к натуре в
процессе рисования,
подбирать цвета в
соответствии
с
натурой.

бумага,

Ножницы,
клей,
карандаш, квадраты
(2х2 см) из газетной
бумаги (около 40
шт.),
красная,
коричневая и белая
бумага для грибов
(прямоугольники),
листья,
изготовленные
на
предыдущих
занятиях.
Букет осенних цветов,
лист бумаги, печатки,
пастель,
гуашь,
поролоновые
тампоны.

Цвет,
фактура
Закрепить
умение Цвет,
рисовать свечой и фактура
акварелью,
процарапывать
рисунок.
Развивать
чувство композиции.

Бумага,
свеча,
акварель,
простой
карандаш,
палочка
для процарапывания,
гуашь,
кисти,
репродукции
натюрмортов, эскизы.
с Цвет, пятно Бумага, тушь разных
цветов, ниточка,

Цветы
в Кляксографи
вазе
я с ниточкой
(теория и
практика)

Аквариум
Практика.

Средства
выразительн
ости

Познакомить
нетрадиционной
художественной
техникой
кляксография
с
ниточкой. Развивать
воображение.
Нитки
+ Совершенствовать
Фактура,
крашеный
умения работать в цвет
17

Нитки, крашеный рис,
гуашь, бумага, кисти.

рис
ладошки
Осенний
лес
Практика.
Кленовый
лист
Практика.

Пейзаж

Осенние
мотивы
(ковер)
(теория и
практика)

Многосери
йное
полотно
Практика.

+ данных
изобразительных
техниках,
уметь
сочетать их.
Мятая
Совершенствовать
бумага
умение
в
нетрадиционных
техниках
оттиск
Ладошками
мятой
бумагой,
печать
ладошками.
Учить
превращать
отпечатки из ладошки
в кленовый лист.
Учить
в
работе
отражать
облик
деревьев
в
лесу
наиболее
выразительно.
Развивать
чувство
композиции
Набрызг
с Учить создавать образ
трафаретом
осеннего
ковра,
используя смешение
красок, набрызг и
печать по трафарету.
Развивать
цветовосприятие.
Упражнять
в
рисовании с помощью
данных техник.
Фон
– Учить
создавать
живопись по- многосерийное
мокрому
полотно,
используя
Изготовлени сочетание различных
е трафарета изобразительных
цветов
– техник. Воспитывать
процарапыва чувство прекрасного.
ние рисунка
Завершение
работы
–
напыление
рисунка
Ладошки
Совершенствовать
Пальчиковая данные
живопись
изобразительные
техники.

В гости в
Африку –
пальма
(теория и
практика)
Сбросил
Пейзажная
лес
монотипия
последнюю
листву
Практика.

Цвет,
Скомканная бумага,
пятно,
бумага для рисования,
фактура
гуашь, кисти.
Цвет, пятно

Цвет,
точка,
фактура

Подготовленные
ранее фон, гуашь,
кисти, иллюстрации,
зубная
щетка,
расческа, трафареты

Точка,
цвет, линия

Бумага
для
рисования, акварель,
кисти, поролоновые
тампоны, трафареты
цветов,
бутонов,
скрепки
для
процарапывания,
зубная
щетка,
расческа, белая гуашь

Пятно,
точка

Акварель, бумага,
кисти, гуашь либо
акварель,
влажная
губка,
кафельная
плитка

Пятно, тон,
вертикальн
ая
симметрия,
изображени
е
18

пространст
ва
в
композици
и
Рисунок
Выдувание
Закрепить
умение Линия,
Акварель, трубочки,
ветра
из трубочки
направлять
струю штрих,
бумага,
баночки,
выдыхаемого воздуха точка
кисти
Практика.
в
заданном
направлении.
Заколдован Любая
Совершенствовать
Все имеющиеся в
ные
умения и навыки в
наличии
деревья
свободном
экспериментировании
(теория и
с
материалами,
практика)
необходимыми
для
работы
в
нетрадиционных
изобразительных
техниках.
Восход
Цветной
Совершенствовать
Линия,
Цветной картон или
солнца
граттаж
умение
в штрих,
плотная
бумага,
нетрадиционных
цвет
предварительно
Практика.
техниках
цветной
раскрашенные
граттаж,
набрызг,
акварелью
либо
мятая
бумага,
фломастерами, свеча,
обрывание. Развивать
широкая
кисть,
чувство композиции.
мисочки для гуаши,
палочка с заточенным
концом.
Звездное
Набрызг
Пятно,
Бумага,
акварель,
небо
цвет,
кисти, зубная щетка,
линия, тон, расческа,
Практика.
изображени репродукции
Зимний
Мятая
е
пейзажей,
елей,
пейзаж
бумага,
пространст эскизы, скомканная
Практика. обрывание
ва
в бумага, бумага для
композици обрывания
и
Как
мы Любая
Совершенствовать
Все имеющиеся в
помогли
умения и навыки в
наличии
снеговичку
свободном
экспериментировании
(теория и
с
материалами,
практика)
необходимыми
для
работы
в
нетрадиционных
изобразительных
техниках.
Березовая
Свеча
+ Закрепить
умение Цвет,
Бумага,
свеча,
роща
акварель
рисовать свечой и линия, тон, акварель,
простой
акварелью.
Учить штрих
карандаш,
гуашь,
Практика.
создавать
кисти, репродукции
выразительный образ
пейзажей, эскизы.
19

березовой
рощи.
Развивать
чувство
композиции.
Елочка
к Акв.
+ Учить
рисовать
новому
восковые
елочку
восковыми
году
мелки,
мелками,
обращая
внимание
на
(теория и напыление
расположение веток и
практика)
иголках на них. Учить
с помощью акварели
передавать
зимний
колорит.
Развивать
цветовосприятие.
Рождествен Свеча
+ Закрепить
умение
ская ночь
гуашь
рисовать свечой и
гуашью.
Учить
Практика.
создавать
выразительный образ
рождественской ночи.
Развивать
чувство
композиции.
Напыление,
Учить
передавать
процарапыва настроение
тихой
ние
рождественской ночи
с
помощью
напыления,
процарапывания.
В
Живопись по Совершенствовать
подводном мокрому
умение использовать
мире
Ладошками
данные
изобразительные
(теория и
техники.
Развивать
практика)
чувство композиции.
Рисуем
Выдувание
мыльными из трубочки
пузырями
Практика.
В
Живопись
подводном по- мокрому
мире
+ ладошки
Практика.
Пингвины
Снег,
лед, Учить
изображать
на льдине
полярная
снег, лед и полярную
– ночь,
используя
(теория и ночь
практика) живопись по гуашь разных цветов,
мокрому, смешивая ее прямо на
мятая бумага бумаге.
Закрепить
понятие о холодных
цветах. Упражнять в
аккуратном
закрашивании
всей
поверхности листа.
Пингвины – Совершенствовать
ладошки,
умение в смешивании
20

Бумага,
акварель,
кисти,
восковые
мелки, зубная щетка,
расческа,
репродукции
пейзажей,
елей,
эскизы.

Точка,
штрих,
линия

Бумага,
акварель,
кисти, зубная щетка,
расческа,
репродукции
пейзажей,
елей,
эскизы, палочка для
процарапывания

Пятно,
цвет,
штрих,
линия,
точка

Гуашь,
акварель,
кисти,
бумага,
трубочки, баночки с
разведенной краской

Пятно,
штрих

Бумага, гуашь, кисть,
иллюстрации,
скомканная бумага

Пятно,
штрих

Подготовленные
ранее пейзажи, гуашь,

Портрет

напыление
Практика.

Рисование
человека по
схемам
(теория и
практика)
Мой папа
Практика.
Мой
дедушка
(теория и
практика)

Галстук
для папы
Снежная
королева
(теория и
практика)
Домовенок
Кузя
Практика.
А вот и я
Практика.

белой
и
черной
красок прямо на листе
бумаги.
Учить
рисовать
семью
пингвинов, передавая
разницу в величине
птиц.
Развивать
умение отображать в
рисунке несложный
сюжет.
Продолжать
знакомить детей с
жанром
портрета.
Закрепить
умение
изображать человека
по схемам (лицо,
Обрывание
фигура),
пользуясь
Мелки
+ различными
приемами рисования
акварель
сангиной,
обрыванием,
мелками, графически
выразительными
средствами. Развивать
чувство композиции.
Любая
Совершенствовать
умения и навыки в
свободном
Мятая
экспериментировании
бумага,
материалами,
живопись по с
для
мокрому, необходимыми
работы
в
напыление
нетрадиционных
изобразительных
Мятая
техниках.
бумага
Свеча
акварель

+ Закрепить
умение
рисовать свечой и
акварелью.
Моя мама
Сангина
Закрепить
умение
рисовать сангиной.
Практика.
Подснежни Мелки
+ Учить
рисовать
ки
для акварель
подснежники
моей мамы
восковыми мелками,
обращая внимание на
Практика.
склоненную головку
цветов.
Учить
с
помощью
акварели
передавать весенний
колорит.
Развивать
цветовосприятие.
Девочка – Монотипия,
Закрепить
знание
Весна
силуэтное
детей
о
21

кисти, иллюстрации,
рисунки детей, зубная
щетка, расческа

Линия,
пятно,
штрих

Бумага
для
рисования, сангина,
репродукции
портретов,
эскизы,
мелки,
акварель,
бумага
для
обрывания.

Линия,
пятно,
штрих

Бумага
для
рисования, акварель,
скомканная бумага,
репродукции
портретов, эскизы.

Пятно,
штрих,
линия

Бумага,
свеча,
акварель,
простой
карандаш,
гуашь,
кисти, репродукции
портретов, эскизы.
Бумага,
акварель,
восковые
мелки,
иллюстрации, эскизы.

Цвет,
линия

Бумага, кисти, гуашь
либо
акварель,

Практика.

рисование

А это вся любая
моя семья
Практика.

Аним
алист
ика

Пушистый
друг
(зайчик,
котенок,
щенок)
(теория и
практика)
Муравьишк
а трудится
Практика.

Тычок
жесткой
кистью,
скомканная
бумага

Забавное
животное
Практика.

Кляксографи
я

Утята
в
пруду
(теория и
практика)
На лесной
опушке
Практика.

Напыление
одной
краской

симметричных
и
несимметричных
предметах,
навыки
рисования
гуашью.
Закрепить
теплые
цвета.
Совершенствовать
Линия, тон,
умения и навыки в точка,
свободном
штрих
экспериментировании
с
материалами,
необходимыми
для
работы
в
нетрадиционных
изобразительных
техниках.
Фактурност
ь окраски,
цвет

Пальчиковая
живопись

Цвет,
пятно,
точка,
короткая
линия
Пятно

Совершенствовать
умение
рисовать
свечой и акварелью
работать в технике
кляксография.
Развивать
воображение.
Воспитывать
аккуратность.
Совершенствовать
Точка,
умение
делать фактура
напыление
одной
краской и красками
разной плотности и
разных оттенков.

Напыление
красками
разной
плотности и
разных
оттенков
Пестрокры Любая
Совершенствовать
лая бабочка
умения и навыки в
свободном
(теория и
экспериментировании
практика)
с
материалами,
необходимыми
для
22

влажная
губка,
кафельная плитка

Все имеющиеся
наличии

в

Бумага,
трафарет
животного, жесткая
кисть, гуашь

Мисочки с гуашью,
плотная
бумага,
небольшие
листы,
салфетки
Бумага, тушь или
жидко
разведенная
гуашь в мисочках,
пластиковая ложка

Подготовленные
ранее пейзажи, гуашь,
кисти, иллюстрации,
зубная
щетка,
расческа

Все имеющиеся
наличии

в

Сказочно-былинный жанр

работы
в
нетрадиционных
изобразительных
техниках.
Космическа Мятая
Совершенствовать
я картина
бумага,
умение
в
художественных
(теория и печать,
техниках печатания и
практика) обрывание
рисования
Ларец
на Ладошка,
пальчиками,
высоком
мятая
ладошками,
дубе
бумага,
пенопластом, мятой
(теория и печать
Развивать
практика) пенопластом бумагой.
цветовое восприятие,
чувство ритма.
Ветер
по Живопись по Совершенствовать
морю
мокрому,
умения и навыки в
гуляет
и выкладывани свободном
кораблик
е берега из экспериментировании
подгоняет
пшена,
с
материалами,
необходимыми
для
Практика. печать
работы
в
нетрадиционных
изобразительных
техниках.

Пятно,
фактура,
цвет

Фактура,
цвет, пятно

Блюдце
с
штемпельной
подушкой из тонкого
поролона,
пропитанного
гуашью,
плотная
бумага любого цвета
и размера, смятая
бумага, трафареты из
пенопласта,
смятая
бумага
Бумага,
акварель,
поролоновые
тампоны, кисти, клей,
пшено,
печатки,
гуашь

Способы поддержки детской инициативы в освоении Программы.
В развитии детской инициативы и самостоятельности важно:
• развивать активный интерес детей к свободному творчеству;
• создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному
применению умений в личном опыте;
• постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно.
• постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности,
творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
• тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое
дело до конца;
• ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;
• необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих
небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
• «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал
раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать
вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
• поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий,
подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению
инициативы и творчества;
• поддерживать стремление к положительным поступкам, способствовать становлению
положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить;
• получать возможность участвовать в разнообразных играх, упражнениях, в творчестве;
• специально насыщать жизнь детей проблемными практическими ситуациями, в которых
детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы;
• создавать ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения,
внимания к окружающим;
23

• создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит
перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать
трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений;
• показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от
успешных самостоятельных, инициативных действий.

2.4. Планируемые результаты
Предметные:
- самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты, владеют навыками
нетрадиционной
техники
рисования
и
применяют
их;
- самостоятельно передают композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
- регулирует нажим на карандаш, получая разные оттенки одного цвета;
- знает графические материалы (восковые мелки, цветной карандаш, фломастер);
- знает теплые и холодные цвета;
- знает понятие жанр;
- знает понятия: натюрморт, пейзаж, портрет, иллюстрации.
Метапредметные:
- умеет смешивать краски для раскрашивания палитры;
- умеет работать плотным слоем (гуашь);
- цветоведение:
- умеет смешивать краски на палитре и применять их в работе.
Личностные:
выражают
свое
отношение
к
окружающему
миру
через
рисунок;
дают
мотивированную
оценку
результатам
своей
деятельности;
проявляют
интерес
к
изобразительной
деятельности
друг
друга;
- выражает через цвет эмоциональное состояние и собственное
ощущение.

24

3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
3.1. Условия реализации программы
- материально- техническое обеспечение
Занятия проводятся в отдельном помещении (кабинет ИЗО), во вторую половину дня.
Для эффективного осуществления педагогического процесса в кабинете создаётся
развивающая среда, в которой характеризуются педагогически целесообразные взаимодействия
взрослого и ребёнка.
Оборудование

Инструменты и
материалы
- Мольберт – 1 шт.
- Акварельные краски - Музыкальный центр;
14шт
Стол детский двух- - Масляная пастель - по
местный -7 шт
количеству детей
Стул детский – 14 шт
Графические карандаши
Шкаф для хранения - по количеству детей
пособий – 1
Гуашь -7 наборов
Стол письменный – Карандаши цветные – по
1шт.
количеству детей
Кисточки :
Плоские синтетические 6
№1; 2; 4; 5; 6;
Кисть щетинная – 15 шт.
Кисть пони №5 – 15 шт
Клей карандаш;
Подставка для кисточек;
Поролоновые тампоны;
Салфетки для кисточек;
Салфетки х\б для рук;
Свечи;
Стаканчики – 15 шт
Фломастеры - по
количеству детей;
Маркер черный - по
количеству детей
Ручка каппилярная,
черная - по количеству
детей

Подручный
материал
Бумага
разного
формата и
фактуры;
поролон,
нитки,
пластилин,
ткань,
природный
материал и др.;

Учебно-методические
пособия
Альбомы для
рассматривания:
«Транспорт», «Космос»,
«Звезды», «Маски»;
Аудиозаписи в
соответствии с темами
занятий
Дидактический материал
в соответствии с темами
занятий;
Иллюстрации: «Времена
года»,
«Природа», «Природные
явления»
,«Дети на прогулке»,
«Мои игрушки»;
Сборник загадок для
детей;
Сборник стихотворений о
природе.

- информационное обеспечение
 аудиотека: «Звуки природы», «Музыка для релаксации»
 видео ряд (по темам)
- кадровое обеспечение - в реализации общеобразовательной программы участвует педагог с
высшим педагогическим образованием
- методические материалы –
 комплекты иллюстраций: «Пейзажи»; «Натюрморт»; «Портреты»;
 детские книги;
 иллюстрации «Времена года»;
 иллюстрации к сказкам;
25

 муляжи фруктов и овощей;
 плоскостные, объемные игрушки.
3.2. Формы контроля и оценочные материалы
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
художественного направления «Разноцветные ладошки» предполагает оценку индивидуальных
творческих способностей детей. Такая оценка проводится руководителем кружка (воспитателем) в
рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития творческих способностей
дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе
их дальнейшего планирования).
Оценочный материал (приложение 1) соответствует структуре программы и отражает логику ее
построения.
 предлагает использование только тех методик, применение которых позволяет получить
необходимый объем информации в оптимальные сроки;
 позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей как внутри возрастного
периода, так и в отношении преемственности последовательных возрастных периодов;
 включает наблюдения за ребенком, беседы, экспертные оценки, критериально ориентированного тестирования, то есть предлагает
сочетание низко формализованных и высоко формализованных методов, обеспечивающее
объективность и точность получаемых данных;
 обеспечивает сбалансированность методов, что исключает переутомление воспитанников и
нарушение хода образовательного процесса.
С помощью средств мониторинга можно оценить продвижения дошкольника в рамках данной
программы. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за
активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ
продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках
образовательной программы.
Анализ развития позволяет оценить эффективность программы.
Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и
анализа продуктов детских видов деятельности.
Формы подведения итогов реализации Программы
Работы оформляются еженедельно по результатам занятий, ежемесячно в виде тематической
выставки, в конце года проводится выставка с презентацией работ детей на родительском собрании,
творческом вечере, празднике и т.д. Участие детей в конкурсах рисунков различного уровня.
Программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается
корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.

26

4. Список литературы
1. Белошистая А.В., Жукова О.Г., Дьяченко И. И., «Волшебные ладошки» - М.: АРКТИ, 2018.
2. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р., Лебедев Ю.А., Филиппова Л.В. Сенсомоторное
развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству – М.: Гуманит. Изд. центр
Владос, 2001.
3. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.: «Издательство
Скрипторий 2003», 2010.
4. Дубровская Н.В, «Рисунки из ладошки» - СПБ «Детство-Пресс», 2014.
5. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста, нетрадиционные техники, конспекты
занятий» - М.: «ТЦ Сфера», 2012.
6. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования – М.: Педагогическое общество
России, 2014.
7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет
«Цветные ладошки» - М.: ИД «Цветной мир», 2015.
8. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» подготовительная к школе группа М.: ИД «Цветной мир», 2012.
9. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа - М.: ИД «Цветной
мир», 2012.
10. Никольская О.А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
11. Третьякова Н.Г. «Обучение детей рисованию в детском саду» - Ярославль, Академия развития,
2009.
12. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учеба и игра: изобразительное искусство» - Ярославль:
«Академия развития», 1997.
13. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми: – М:
Издательство «ГНОМ и Д», 2001.

27

Приложение 1
Оценочные материалы
ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
Техника рисования
Рисование
пастой

Критерии оценки

зубной 5 баллов — выполняет задание самостоятельно, владеет
техническими навыками рисования, располагает рисунок на
всем листе, аккуратен в работе.
4 балла — выполняет задание с небольшой помощью взрослого,
знает способ изображения, ритмично наносит мазки зубной
пастой, правильно пользуется карандашом, старается изобразить
характерные признаки дерева, но точен в соотношении
пропорций.
3 балла — испытывает затруднение рисованием зубной пастой,
не решителен и не аккуратен в работе, не правильно держит
карандаш и не до конца пририсовывает элементы дерева (ствол,
ветви, веточки), нет законченности сюжета.
2 балла — ребенок не всегда прорисовывает характерные линии
дерева, не правильно держит карандаш, нет сюжета в картине;
разъяснения и рекомендации не приносят желаемый результат.
1 балл — ребенок не справляется с данными заданиями;
прослеживаются значительные искажения в рисовании и
расположении рисунка и его формы.

Рисование
на 5 баллов — выполняет задание самостоятельно, без ошибок;
владеет техникой рисования, аккуратен в работе.
скомканной бумаге.
4 балла — владеет техникой рисования, но затрудняется в
расположении сюжета, нуждается в помощи взрослого.
3 балла — ребенок не слышит пояснения педагога, ограничен в
пространстве изображения сюжета.
2 балла — техническими навыками владеет слабо, не работает
без помощи взрослого, слабо держит кисть и не аккуратен в
работе.
1 балл — ребенок не справляется с заданием.
Рисование
помощи
копировальной
бумаге

при 5 баллов — ребенок в совершенстве владеет техникой
рисования, не нуждается в помощи взрослого, аккуратен в
работе.
4 балла — ребенок частично использует разные цвета
копировальной бумаге в своем рисунке, не всегда получается
симметрия изображения; техническими навыками владеет
самостоятельно.
3 балла — ребенок затрудняется в выполнении задания, не
справляется с рисованием на копировальной бумаге, рисунок
получается смазанным, не использует разноцветные тона
копирки, нет задуманного изображения; не аккуратен в работе.
2 балла — рисунок смазан, не в изображении даже контура,
пользуется только одним тоном копировальной бумаги; не
аккуратен, плохо знает цвета.
1 балл — с заданием справиться ребенок не может.

«Знакомая форма — 5 баллов — ребенок не испытывает затруднений в выполнении
заданий и делает все самостоятельно.
новый образ»
28

4 балла — технические навыки освоены частично и испытывает
затруднение в прорисовывании обвода стопы; стремится
дополнить сюжет новыми элементами и деталями.
3 балла — ребенок затрудняется в прорисовывании стопы, не
стремится дополнить сюжет, не аккуратен в работе, нуждается в
помощи взрослого.
2 балла — рисунок смазан, нет уверенности в руке при обводе
стопы; требуется постоянная помощь взрослого.
1 балл — ребенок не справляется с заданием.
Разбрызгивание
краски

5 баллов — ребенок совершенен в использовании технических
средств рисования, не нуждается в помощи взрослого, аккуратен
в работе.
4 балла — ребенок частично владеет техникой рисования,
используя щетку и расческу, не правильно набирает краску
щеткой, нуждается в небольшой помощи педагога.
3 балла — ребенок затрудняется использовать при рисовании
щетку и расческу, не уверен в своих действиях, рисунок
сливается в одну большую кляксу, не аккуратен.
2 балла — ребенок не прислушивается к пояснениям взрослого,
не набирает краску щеткой и не распыляет ее при помощи
расчески, не владеет техническими средствами.
1 балл — ребенку требуется постоянная помощь взрослого.

Монотипия

5 баллов — ребенок выполняет задания самостоятельно, освоил
технические навыки рисования (складывает лист пополам,
наносит кляксы кистью, разглаживает рукой свернутый лист,
дорисовывает увиденное), соблюдая последовательность.
4 балла — ребенок справляется с заданием частично: не
складывает лист пополам и не аккуратно разглаживает его
рукой, старается дорисовать увиденное.
3 балла — ребенок затрудняется сложить лист пополам и
нанести кляксы, не дорисовывает увиденное, нуждается в
помощи взрослого.
2 балла — ребенок не справляется с последовательность
выполнения заданий, не аккуратен в работе, не дорисовывает.
1 балл — ребенок не справляется с заданием.

Рисование свечой

5 баллов — ребенок выполняет задание самостоятельно, освоил
технические навыки рисования (тонирует лист бумаги,
соблюдает последовательность направления кисти слева на
право; располагает сюжет на всем листе.
4 балла — ребенок справляется с заданием частично:
испытывает затруднение в тонировании листа; знает
направление (лево, право); старается быть аккуратным при
выполнении работы.
3 балла — ребенок затрудняется в выполнении тонирования
листа,
требуется
помощь
взрослого;
не
соблюдает
последовательность направления слева на право; ограничен в
пространстве изображения сюжета, не аккуратен.
2 балла — техническими навыками владеет слабо, не работает
без помощи педагога, не знает направление, слабо держит кисть,
не аккуратен в работе и не усидчив.
1 балл — ребенок не справляется с данными заданиями.
29

Печатание
растениями

5 баллов — ребенок совершенен в использовании технических
средств рисования,не нуждается в помощи взрослого, усидчив.
4 балла — требуется частичная помощь педагога при
выполнения отпечатка, правильно украшает углы и середину
листа; старается быть аккуратным в выполнении задания.
3 балла — ребенок затрудняется выполнить инструкцию
педагога, печать от оттиска осеннего листа получается
смазанным, в работе не аккуратен; не знает ориентир на листе.
2 балла — рисунок из одних клякс, нет ориентира на листе, не
аккуратен в работе, нет усидчивости.
1 балл — ребенок нуждается в постоянной помощи взрослого.

Рисование на мокром 5 баллов — ребенок не испытывает затруднения в работе,
выполняет задания самостоятельно, техническими навыками
листе
владеет в совершенстве; знает цвета.
4 балла — технические навыки освоены частично, испытывает
затруднения в изображении симметричной дуги радуги;
старается быть аккуратным.
3 балла — ребенок затрудняется в рисовании дуги радуги,
путает цвета, работает грязно.
2 балла — не аккуратен, рисунок сливается в одно большое
пятно, не существует симметрии дуги.
1 балл — ребенок испытывает трудности в рисовании радуги,
нужна постоянная помощь взрослого.
Рисование
веревочкой

5 баллов — ребенок самостоятельно владеет техникой
рисования, аккуратен в работе; в изображении прослеживается
плавность, четкость;располагает сюжет на всем листе.
4 балла — ребенок освоил частично технические навыки
рисования;
затруднение
испытывает
в
ритмичности
изображения круглой формы, нуждается в незначительной
помощи взрослого.
3 балла — ребенок с затруднениями выполняет инструкции
взрослого: нет в рисунке ритмичности, плавности изображения
круглой формы, работа выполнена грязно, нет законченности
сюжета.
2 балла — ребенку необходима постоянная помощь взрослого в
наклеивании веревочки по контуру, плохо развита мелкая
моторика рук, не аккуратен.
1 балл — ребенок не справляется с поставленными заданиями.

Тампонирование

5 баллов — ребенок в совершенстве владеет техникой
рисования, не нуждается в помощи взрослого; равномерно
закрашивает весь образ, аккуратен в работе.
4 балла — ребенок владеет техникой рисования, но не
равномерно закрашивает образ красками, нуждается в частичной
помощи взрослого.
3 балла — ребенок не уверен в своих действиях, рисунок
смазанный; нуждается в постоянной помощи педагога.
2 балла не владеет техникой рисования, нуждается в
постоянной помощи взрослого; не реагирует на замечания и
рекомендации педагога.
1 балл — ребенок не справляется с данными заданиями.
30

Дата________________
Фамилия, имя, ребенка_____________________________________________
Оценка в баллах
Техника рисования

1 балл

2 балла

3 балла

Рисование
зубной
пастой
Рисование
на
скомканной бумаге
Рисование
при
помощи
копировальной
бумаги
Знакомая
формазнакомый образ
Разбрызгивание
краски
Монотипия
Рисование свечой
Рисование
веревочкой
Тампонирование
Итоговый показатель (среднее значение)

31

4 балла

Итоговый
показатель
(среднее
5 баллов
значение)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».