Адаптированная
программа
дошкольного
образования
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ДЕТСКОГО САДА № 46
Цель программы
создание условий для дошкольного образования, определяемых
общими и особыми потребностями обучающихся раннего и
дошкольного возраста с нарушением зрения, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству
между людьми, способствует реализации прав детей
дошкольного возраста на получение доступного и
качественного образования, обеспечивает развитие
способностей каждого ребенка, формирование и развитие
личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и
обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями в целях интеллектуального, духовнонравственного,
творческого и физического развития человека, удовлетворения
его образовательных потребностей и интересов.
Задачи программы
реализация содержания Программы для обучающихся с нарушением зрения;
коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с на-
рушением зрения;
охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с нарушением зрения, в том
числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с нарушением зрения в период
дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и
индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка
с нарушением зрения как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными
представителями), другими детьми;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности обучающихся с нарушением зрения, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности
и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным
особенностям развития обучающихся с нарушением зрения;
обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение
их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления
здоровья обучающихся с нарушением зрения;
обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего
образования.
Контингент воспитанников
8 групп компенсирующей направленности для детей с
нарушениями зрения:
1 младшая группа от 3-х до 4-х лет;
2 средние группы для детей от 4-х до 5-и лет;
3 средние группы для детей от 5-и до 6-и лет;
2 подготовительные к школе группы для детей от 6-и до 7-и лет.
Срок реализации Программы – 4 года.
Направления воспитания
Патриотическое воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Социальное воспитание
Познавательное воспитание
Физическое и оздоровительное воспитание
Трудовое воспитание
Эстетическое воспитание
Принципы воспитания
принцип гуманизма: приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития
личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности,
правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального
природопользования;
принцип ценностного единства и совместности: единство ценностей и смыслов воспитания,
разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и
сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
принцип общего культурного образования: воспитание основывается на культуре и традициях России,
включая культурные особенности региона;
принцип следования нравственному примеру: пример как метод воспитания позволяет расширить
нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем
нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы
ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в
жизни;
принципы безопасной жизнедеятельности: защищенность важных интересов личности от внутренних и
внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
принцип совместной деятельности ребенка и педагогического работника: значимость совместной
деятельности педагогического работника и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и
их освоения;
принцип инклюзивности: организация образовательного процесса, при котором все обучающиеся,
независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных
особенностей, включены в общую систему образования.
В части, формируемой участниками
образовательных отношений, основной выбрана
парциальная программа «Самоцвет», цель которой –
создание благоприятных условий для полноценного
проживания ребенком дошкольного детства и
обеспечение равенства возможностей для каждого
ребенка в получении качественного дошкольного
образования; формирование основ базовой
культуры личности, развитие психофизиологических
особенностей и физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями,
подготовка к жизни в современном обществе в ходе
освоения традиционными и инновационными
социальными и культурными практиками,
обеспечение безопасности жизнедеятельности
дошкольника.